Про «Светскую этику» и раба божьего Иова

топ 100 блогов afranius08.04.2010 «Будьте осторожны, загадывая желание – оно может исполниться». Судя по всему, руководство РПЦ, протащившее таки («хоть тушкой, хоть чучелом») в школы Закон божий, прокляло уже тот день и час, когда связалось с этой затеей. То, что результаты, в смысле «религиозного возрождения нации» (тм), будут вполне провальными, ясно было всем и с самого начала; действительность, однако – как и в случае с ЕГЭ – «превзошла самые смелые ожидания» (напр., тута: http://www.novayagazeta.ru/data/2010/036/15.html ). Ну, что новый порядок даст отмашку на вполне легальное превращение нормальных школ в медресе по всем мусульманским регионам России было стопроцентно предсказуемо; но вот то, что по всей вполне традиционалистской русской глубинке заметно больше половины семей пошлёт фофудью лесом и выберет курсы истории религий и светской этики (лишь бы не Закон божий!..) – я, признаться, не ожидал.
Дальнейшее вполне предсказуемо (РПЦ, ввиду невозможности пойти на попятный, надавит на губернаторов-«подсвечников», те – на образовательных чиновников, между регионами развернется соцсоревнование по проценту охвата ОПК, в пику безбожной «светской этике» – в результате чего отношение к означенному ОПК повсеместно сменится с глухого раздражения на осознанную ненависть) и не слишком интересно. Любопытнее тут иное. Вот, благодаря введению закона божьего (и чисто как отмазка от оного!..) в школе появился такой странный предмет, как «светская этика». Собственно говоря, на уровне ребенка вся эта «этика» полностью сводится к «Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха// Что такое хорошо, что такое плохо»; сиречь, к разбору некоторых модельных ситуаций и раздаче их персонажам моральных оценок (причем ответы, как и положено в школьном курсе, должны быть вполне однозначны). Между тем, существует книга, именно по такой схеме и построенная: модельная история – моральная оценка, история – оценка; речь, как вы уже поняли, идет о Библии. Проблема лишь в том, что оценки те (особливо в Ветхом Завете), с точки зрения нынешней морали смотрятся… как бы это сказать помягче…
Вот взять, к примеру, историю Иова – благо она прочно вошла во вполне светскую культуру. Помните, в замечательных Фейхтвангеровских «Лисах в винограднике»:

«Он [Франклин] часто для забавы мысленно переносил обстановку какого-либо события и костюмы его участников из одной эпохи в другую. Сейчас он тоже занялся такой игрой. Он взял Библию, раскрыл ее на книге Иова и прочитал: "6. И был день, когда пришли сыны Божий предстать пред Господом; между ними пришел и Бес. 7. И сказал Господь Сатане: "Откуда пришел ты?" И отвечал Бес Господу, и сказал: "Я ходил по земле и обошел ее". 8. И сказал Господь Сатане: "Обратил ли ты внимание твое на раба моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла". 9. И отвечал Господу Бес, и сказал: "Разве даром богобоязнен Иов? 10. Не ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его ты благословил, и стада его распространяются по земле. 11. Но простри руку твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?"
Франклин перевел эти стихи по-своему: 6. И когда на небе началось "леве" и собралась вся знать господня, чтобы засвидетельствовать богу свое почтение, под видом придворного явился и Сатана. 7. И сказал Бог Сатане: "Я что-то давно вас не видел. Где вы пропадали?" И Сатана отвечал: "Я был в своем имении и навещал друзей в их имениях". 8. И Бог сказал: "Скажите, пожалуйста, какого вы мнения о графе Иове? Я считаю его своим лучшим другом, это очень порядочный человек, он просто благоговеет передо мной и избегает всего, что могло бы меня огорчить". 9. И Сатана отвечал: "Неужели, ваше величество, вы в самом деле думаете, что такое примерное поведение объясняется только его личной симпатией к вам? 10. Разве вы не осыпали его всякого рода милостями и не помогли ему сколотить огромное состояние? 11. Устройте ему испытание. Лишите его своего покровительства, отнимите у него чины, звания и высокие оклады. И вы увидите, как он сразу примкнет к оппозиции".
Франклин сравнил свой вариант с общепринятым, старым. Теперь он был спокоен. Он сумеет найти верный тон с этой королевой.»

Понятно, что прочесть эту историю можно по всякому. Вот, например, как воспринимает ее, с позиций верующего, Александр Генис: http://www.novayagazeta.ru/data/2010/034/14.html
Обращаю ваше внимание на финальный пассаж:
«Сжалившись над Иовом, Бог раскрыл ему глаза. Раньше, признается Иов, «я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя». Как истинный поэт в боговдохновенном приступе восторга Иов смог отвлечься от своих ран, чтобы прозреть — признать окружающее таким, какое оно есть само по себе, без нас. Иов убедился воочию, что мир безгранично прекрасен. От этого ничего не изменилось для Иова. Он по-прежнему нищ, гол и болен. Но признав красоту мира выше своего горя, Иов поднялся над ним и заслужил снисхождение Бога.
К такому апофеозу ничего не прибавляет счастливая, как в Голливуде, развязка. Бог дал Иову новых верблюдов, новых ослов и новых детей — других, но числом тем же: семерых сыновей и трех дочерей.»
Конец цЫтаты. То есть вы поняли, да? – когда у человека, чисто по прихоти, убивают детей, а потом выдают ему взамен новых (вроде как новый принтер взамен вышедшего из строя до истечения срока действия гарантийного талона), это – «счастливая, как в Голливуде, развязка»… И ведь пишет это не какой-нибудь фофудьеносец с ПГМ в терминальной стадии, а вполне, вроде бы, разумный и интеллигентный Генис: «Вот что крест-то животворящий делает!»
Вот вам и вопросы для урока «Светской этики»:
Каким цензурным словом можно назвать монарха (воспользуемся Фейхтвангеровской аналогией), который убивает детей своего подданного – не в качестве мести/кары, и даже не в качестве некого сверхжесткого теста на верность для некой последующей сверхважной миссии, а просто используя тех как расходный материал в собственном пари с заведомой сволочью (Сатаной)? Уточняющий вопрос: чем отличается поведение этого монарха от поведения Горного Старца, приказывающего своему ассасину броситься вниз со стены замка – чисто чтоб произвести впечатление на своих контрагентов?
Как назвать подданного, продолжающего считать свои отношения с таким владыкой не нуждающимися в пересмотре?
Как, наконец, назвать поборников этической системы, в рамках которой такое отношение владыки к подданному рассматривается как непредосудительное (при условии выплаты последнему компенсации _новыми_ детьми_)?
Любопытно, как на эти вопросы (и многие аналогичные: Библия велика…) станут отвечать – не духовные лица, профессионально натасканные «опровергать хитрой казуистикой очевидные вещи» (с), а тетки-училки, на которых навесили преподавание всей этой этической хренотени…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Думаю, что живописец списал меня не литературы ради, а ради двух моих симметрических бородавок на лбу: феномен, дескать. Идеи-то нет, так они теперь на феноменах выезжают. Ну и как же у него на портрете удались мои бородавки, – живые! Это они реализмом зовут. Что читатели меня ...
3 декабря | ...оценить масштабы ущерба, причиненного пожаром , пока не представляется возможным. Полностью выгорели несколько населенных пунктов и свыше 10.000 дунамов леса. Министр внутренних дел Израиля(в чью ответственность входит борьба с ...
Мир приводится в движение противоречиями. Жизнь вообще представляет собой устойчивое неравновесное состояние. Каждый стремится к устойчивости, пытаясь «быть как все», и ломает её, как только однообразия вокруг становится слишком много. Для того, чтобы существовать в обществе, нужно ...
Отдыхавший в Италии волгоградский депутат вызвал на дуэль Навального, обозвавшего его «хряком» Депутат Волгоградской областной думы единоросс Андрей Попков вызвал на дуэль известного блогера Алексея Навального, назвавшего его «хряком». ...
Всем снова привееет!Наконец-то могу с вами поделиться своим дебютным клипом на ...