Про спицовку в 4 креста и 32/36 спицах


Как водится, статистики совсем мало, пресловутый anecdotal evidence, но уж чем богаты...
Под катом мои размышления о 4 крестах, а ещё неочевидный момент, что лучше, 32 или 36 спиц, и бонусная Марта.
Такая спицовка была выбрана исключительно из жадности: у меня лежал полный комплект спиц для одинарного обода, которые, разумеется, были слишком длинными для обода двойного. Но расчёты на Spocalc (с сайта Шелдона Брауна) показали: они ИДЕАЛЬНО подходят под эту же втулку и обод, если заспицевать в 4 креста, т.е каждая спица, отправляясь от втулки в сторону обода, пересекает другие спицы ЧЕТЫРЕ РАЗА, причём трижды - "снизу" и последний раз - "сверху". Хотя последнее тоже не обязательно, и ходят холиворы, как лучше. Видел у

Прежде чем спицевать, прочитал плюсы и минусы. Считается, что такое колесо чуть прочнее и чуть мягче, но при этом заведомо тяжелее - ведь спиц столько же, но они длиннее! Меня всё это устраивало, поэтому не долго думая, воплотил.
Честно говоря, РАЗНИЦЫ НЕ ПОЧУВСТВОВАЛ. Всё же, разница в 0,5 атмосферы в давлении колеса оказывает существенно бОльшее влияние на мягкость, чем вид спицовки. То же самое с массой: на фоне моего велозамка U-Lock рвать волосы из-за полсотни грамм из-за спиц - немного странно.
Насчёт прочности - база для сравнения не лучшая, декатлоновское колесо! Да, декатлоновское оказалось явным аутсайдером, хотя и колесо "в 4 креста" первое время преподносило сюрпризы - у меня в нём ЛОПАЛИСЬ АЛЮМИНИЕВЫЕ НИППЕЛИ! По мере их замены на латунные проблема самоликвидировалась. Возможно, они-таки не переносили неожиданной для них боковой нагрузки, см. почему лопаются ниппеля для спиц?
В общем, вполне себе работало, последний год никаких нареканий (в виде лопнувших спиц или самопроизвольно возникающих восьмёрок) не вызывало, хотя и нормально сделанное колесо "в 3 креста" (общепринятый стандарт) таких нареканий вызывать не должно.
По-разному эти колёса повели себя в процессе демонтажа, уже после того, как им раскрыло обод. В декатлоновском (в 3 креста) при откручивании ниппелей некоторые спицы лопались у основания ниппеля. У колеса в 4 креста, НИ ОДНА СПИЦА НЕ ЛОПНУЛА при разборке, но обнаружилась другая неприятность: ниппеля откручивались с огромным трудом, они оказались замяты. Сейчас при попытке этими же спицами и ниппелями заспицевать новое колесо я обнаружил, что не могу ниппель накрутить на спицу, даже отвёрткой, и решил не мучаться - поставить всё же новые ниппеля вместо пятка самых пострадавших. Возможно, здесь как раз сказалось большее отклонение спиц от радиального направления, характерное для "4 крестов", из-за чего спицу непрерывно изгибает внутри ниппеля, вызывая повреждение последнего (он из латуни, тогда как спица из нержавейки, её повредить сложнее). Но, возможно, по этой же причине спицы не ломались у основания. Или просто здесь спицы были нормальные, а у декатлоновского - из какого-то пластилина.
И ещё я заметил деформации самих спиц. Не всех - а только тех 9, которые идут с правой стороны колеса (т.е там где звёздочки, и где спицы более короткие), причём только продетые с одной из сторон. Какой именно - не запомнил. Вот как это выглядит на новом колесе (которое в процессе сбора):

Виден небольшой "излом":


А с противоположной, левой стороны всё хорошо. Да, теперь это колесо в 3 креста, поскольку одинарный обод за 500 рублей.

В общем, как минимум, в моей втулке (у неё довольно скромный диаметр фланцев) спицы "в 4 креста" начинают мешать друг другу, и часть из них вынужденно изгибается, чтобы пройти мимо остальных.
Какой-то однозначный ответ, "стоит ли так делать, спицевать в 4 креста", дать не могу. Прямо целенаправленно, ради мягкости и прочности, покупать более длинные спицы - наверное, нет. Но если есть спицы, которые можно таким образом применить в дело - вполне себе! Наверное, моя ситуация вполне типична: был одинарный обод, стал двойной, спицы слишком длинные. Или втулка сменилась, как вариант - на динамо-втулку или планетарку какую. Может оказаться, что старые спицы можно оставить, если выбрать "4 креста". Но прежде чем начать спицевать, надо всё посчитать. Совпало до пары миллиметров - можно и сделать!
Теперь ещё об одном холиваре, что лучше: колесо на 32 спицы или на 36? У меня оказался зоопарк - и такие, и эдакие, обжёгся в своё время (см. найди 4 отличия), потом пошерстил, почему не смогли на чём-то одном остановиться (см. день знаний). Но тогда ещё одну вещь не заметил, и вообще как-то мало про это говорится. Вот колесо с 32 спицами:

Обратите внимание: слева отверстие под золотник. Спицы возле него расходятся в стороны - этот момент специально учтён при спицовке, потому что так гораздо удобнее всовывать насос. Особенно, если это малогабаритный "аварийный" насос из велоаптечки.
А справа, ровно напротив - в ободе виден сварной шов. Он есть у всех ободов, с которыми я имел дело. И возле него спицы тоже расходятся в стороны, при этом пытаясь в какой-то мере "разорвать" его. Слышал обсуждение на форумах, дескать, это нехорошо, однажды этот шов возьмёт и лопнет под нагрузкой, на каком-нибудь очередном бордюре! Спрашивали: а разве нельзя заспицевать так, чтобы там спицы сходились, стараясь, наоборот, "прижать" этот шов? И сразу напихивались ответы: да, можно, но тогда и отверстие для золотника будет напротив сходящихся спиц, да и ладно, сложность вставки насоса несколько преувеличена!
А тут я за новое колесо взялся (пришёл обод взамен раскрытого, захотелось уже приготовить замену), впервые попробовал без гайда это сделать, и вроде бы всё правильно получилось, но вот странность - у золотника спицы врозь, как и надо, а у сварного шва - СХОДЯТСЯ. Подумал, может ошибся где? Нет вроде... Посмотрел на нормальные колёса - да, у всех ровно так:

В этот раз отверстие под золотник - справа, а сварной шов - слева, рядом с наклейкой.
Объяснение очень простое: таких вот "прорех" в спицах, где они расходятся в стороны, в колесе ровно N/4, где N - общее число спиц. Когда N=32, получаем 8 "прорех", поэтому видишь одну прореху - а диаметрально противоположно ей будет другая! Если одна есть под золотник - другая будет под сварной шов.
А когда N=36, то прорех будет 9. Следовательно, диаметрально противоположно прорехи НЕТ. Есть чуть левее и чуть правее, но не строго под 180°.
Полагаю, вся эта возня со сварным швом тоже сильно преувеличена - должно очень сильно не повезти, чтобы этот шов лопнул. Но всё же, для перфекционистов/параноиков, это ещё одна причина предпочесть 36 спиц.
Спросил Марту, что она обо всём этом думает:

Зевнула и решила поспать ещё полдня.

Вот он, здравый подход!

|
</> |