Велописец-2

Уже второй обод сделал хрясь:

И после этого я всё ж купил себе новый велосипед на этой неделе:

Тоже не без "детских болячек", расскажу, когда наберу чуть больше пробега. А пока о старом велике (его я выкидывать не собираюсь, ещё поиздеваюсь вволю!) и немного фото по сторонам.
Зимнее катание начиналось довольно неплохо, как видно по прошлому посту, 11111 км на велосипеде. Но затем становилось всё хуже и хуже. После нескольких снегопадов ехать по Москве стало практически невозможно: в Лосином острове я застреваю в снегу, там дорожку никто не утрамбовывает, а у меня всё же не фэтбайк, чтобы там проехать. Покрышки 26х2,25 всяко не хватает, чтоб не проваливаться. А передняя у меня и вовсе стоит 26х1,85 шипованная, тоже, ясен пень, застревает.
А по дорогам ехать в объезд лосиного острова - чистят их своеобразно, откидывая снег к тротуару, сужая дорогу ровно до одной полосы. И все нервные такие, кто сигналит, кто проносится в 1 сантиметре от меня, кто подрезает, мерзопакостно.
И противогололёдный реагент продолжает своё тёмное дело. У меня в левой педали когда-то давно вылетела пылезащитная крышка, и левый (внешний) подшипник немножко искупался в реагенте:

Когда-то это были шарики... Ну да, здесь пластик деформировался, оттого крышка и слетела:

Для очистки совести попытался настроить конуса, но с такими шариками это невозможно: либо педаль клинит напрочь, либо шатается вообще в любую сторону. Но у меня была "жертвенная педаль", у которой лопнул пластик, но подшипники были в хорошем состоянии (см. 10 000 км на велосипеде), из двух дохлых сделал одну живую.
Но чтобы эти шарики не постигла та же участь, надо было какой-никакой пыльник всё же поставить. Взял в итоге кусок велосипедной камеры и им закрыл:


А под неё запихал изрядное количество литола, чтобы и водичка не очень жаждала туда заливаться. Пока фурычит.

В очередной раз лопнул уголок переднего крыла:

Обычно такое крыло на один уголок крепится, но если крыло короткое, оно ни разу не защищает от брызг, а если длинное - оно неизбежно бьёт по колесу, что очень бесит. Поэтому я повадился двумя уголками крепить, спереди и сзади от вилки. Тогда крыло стоит пожёстче, но задний уголок неизбежно ломается ровно в месте сгиба где-то через год работы. Решил попробовать сделать по-классике:

Ну, совсем по-классике там должна была идти проволока из нержавейки а-ля "спица", выходит с одной стороны, обхватывает крыло и возвращается с другой. Но у меня такой проволоки не было, и оборудования для точной её гибки - тоже, а вот алюминиевых уголков 10х10х1 когда-то понабрал, уже не помню, для чего. Для единовременных "костылей" - самое то.

(чего-то потерял более подробные фото именно по крылу. Если кому интересно, ещё зафотаю)
Но это всё "косметика". А трансмиссия, как всегда, подкладывала свинью за свиньёй. Ролик натяжителя стёрся до непотребства. Догадайтесь, какой из них стоял на велике:

А когда я, наконец-то, его заменил, цепь начала слетать с кронштейна, поскольку он стёрся об цепь. Нарастим:


Как здесь было до "костыля", см. велосипед Дориана Грея.
И разумеется, где-то в конце декабря у велосипеда заболели зубы... Каждый раз, как надо приложить какую-никакую тягу (проехать через заснеженный участок, подняться в горку), цепь начинает соскакивать с зубов звёздочек. Причём я измерял растяжение цепей - да, они уже хорошо прошли, свыше 1000 км каждая, но растяжение не более 1%, оно ещё ДОЛЖНО РАБОТАТЬ. Да, звёздочку они уже будут стачивать "под себя", но если я собираюсь всё это вместе использовать "до упора" и потом заменить сразу всё - то никаких проблем на 1% быть не должно!
И только тогда до меня дошло, что этот весёлый переключатель Shimano Tourney всё это время у меня стоял неправильно! Ну, точнее, он под другой тип велика был заточен...

Даже нашёл потом в яндекс.картинках, как это должно было быть:

Т.е этот переключатель был для великов с наклонным дропаутом, когда колесо можно перемещать вперёд-назад для натяжения цепи, если там используется обычная односкоростная трансмиссия (или планетарная втулка). А у меня велосипед "горный", с вертикальным дропаутом, и переключатель оказался развёрнут на 45 градусов "назад". Вместо того, чтобы цепи оборачивать звёздочку почти по всему периметру, она проходит лишь небольшой кусочек, что при стёртых зубьях сразу приводит к проскоку, хотя должно было бы работать!

В общем, прикус неправильный, надо исправлять! Традиционно, бормашиной, в смысле, дремелем.
Было так:

Спилим лишнего - и выходит так:

Пока, правда, это "тестовая сборка": сейчас переключатель держится исключительно на оси колеса, т.е когда колесо снимаешь - и переключатель вываливается. В принципе, я уже насобачился "так жить", но ещё есть к чему стремиться.
После этого велосипед наконец-то поехал нормально - хоть в горку, хоть по снегу, тянет, что уже радостно. Звуки при этом... Один ролик натяжителя я заменил, тот, что легко меняется. А верхний ролик ШТАТНО не снимается - надо что-то колхозить - рассверливать вальцовку, а потом как-то прикреплять назад. А этот ролик тоже себя чувствует не очень...

на видео: https://youtube.com/shorts/KsHw5-YxxLE?si=CL6I2707m8gMI8b2
Ладно, катается - и ладно. Зиму бы пережить...
Но песец - это даже не революция, у него нет ни начала, ни конца, он вечен! Пошла веселуха с электрикой. Фара чего-то загорелась красным, показывая низкий заряд аккумуляторов.

Приехав, поставил её заряжаться - она всё заряжается, заряжается, заряжается. Трогаю рукой - ой блин, аккумуляторная сборка горячая, градусов 50! Один раз у меня такое было, тогда я считал, что начал их заряжать не успевших нагреться, да и заряд происходил на веранде на даче, где температура только-только начала подниматься выше нуля. Но сейчас заряд шёл в тепле, и включил я их не сразу с мороза, да и мороза в тот день особого не было. Что за нафиг...
На следующий день разобрал аккумуляторную сборку, и с удивлением обнаружил: ничего криминального. Напряжение на "нижних" и на "верхних" 2 банках совпадает почти в точности, 3,95 вольта. Т.е разбаланса нет, почти заряжены. Поставил снова заряжать, вижу - вполне себе зарядилось до 4,25. Странно только, что на зарядном по-прежнему красная лампочка горит, должна бы уже в зелёную переключиться.
Подумалось мне: надо ещё на зарядное взглянуть. Да, не зря:

Тут и резистор обуглился

Конденсатор сверху вроде не вспучен, но его снизу вспёрло:

Сразу его выпаял:

Как ни странно, он даже не совсем накрылся:

Но 0,2 Ом для такой обратноходовой схемы - это очень много, пульсации будут чуть ли не полвольта. А для литий-ионников это ой как нехорошо.
Немного изучил схему: резистор ставился параллельно диоду, и всё это параллельно переходу "база-эмиттер" маломощного транзистора, который переключает светодиод с зелёного на красный. Т.е как только ток через банки станет таким, что весь пройдёт через резистор, и падение будет менее 0,6 вольт - сразу загорится зелёный, дескать, "заряд завершён".
Сейчас этот резистор звонится как 300 Ом, но это явно он сгорел. Номинал его также не читается, так что поставил по своему разумению, 5,1 Ом. То есть, окончание заряда будет сигнализироваться при токе через банки 140 мА. Там у меня 2p2s, банки 18650, т.е около 5 А*ч. Ток 140 мА - это 0,03C. Ну, вроде сойдёт. Ну и конденсатор заменил, ясное дело.

В общем, своим горьким опытом я узнал: Плата защиты аккумуляторов не спасает до конца от пульсаций напряжения зарядного! Казалось бы: как только 4,3 вольта на банку превышено - плата должна была отключить зарядное вообще! Нет: там транзисторы "тугие", и напряжение, похоже, измеряется в сильно усреднённом виде. Поэтому где-то к окончанию заряда там вполне выходит картина: в среднем ещё ниже 4,3 вольта, но импульсы проходят и вызывают нагрев банок!
Причём, если бы ещё зелёная лампочка вовремя зажигалась - я бы сам отключал зарядку, но она же из-за сгоревшего резистора вообще не думала зажигаться, без него она зажигается при токе буквально в доли миллиампера, до которого 4 банки потрёпанные жизнью могут и не добраться никогда, особенно, когда их с такими пульсациями заряжают...
Ну, теперь обе проблемы решены. И фара проработала как положено, какое-то время...
А потом очередная классика жанра:

Ну да, мороз и вибрация + не самая качественная изоляция - это страшное сочетание. Какой-нибудь МГТФ тут бы работал вообще не напрягаясь. Но здесь что-то типа ПВХ, он на морозе дубеет, потом его на кочках ломает, вот результат. И как всегда, у самого-самого основания разъёма. А на ответной части разъёма тоже пошли нехорошие явления, но не столь выраженно.
Разъёмы откусывать пока не стал, попробовал это заделать термоусадкой и герметиком ВГО-1:

То есть, снизу потихоньку поднимаю термоусадку, и по мере поднятия заливаю это герметиком. Потом, когда поднял до упора и дал герметику схватится, уже начинаю ужимать. Герметик очень эластичный, а если припрёт - я всё это смогу разобрать. Что ж, пока работает.
Похоже, настал тот момент, когда ВСЕ старые тормозные колодки я израсходовал до упора.


А вот безумный проект, который я затеял перед новым годом:

Стальной пруток 500 мм, который я хочу переделать в длиннющую ось, общую для ТРЁХ велосипедных колёс.
Хотел купить готовую шпильку (пруток с нарезанной резьбой), но мне нужна резьба М10х1, которая очень мелкая. Обычная М10 имеет шаг 1,5 мм, мелкий шаг: 1,25 мм, а мне вообще 1 мм нужен, такой уж стандарт у велосипедных втулок, таковы все эти конуса и контрагайки. Так что придётся резать:

Половину сделал. Волнисто получилось, поскольку пруток горячекатанный, не калиброванный, он чуть шире, чем надо, плашка "сходит с ума" и идёт очень тяжело, помогает только обильное смазывание.

Фух...

Чуть не сломал тиски: очень сильно надо зажимать, чтоб не прокручивалось при нарезке.

Идея была в "зимнем" велике, в котором вилка заменяется на фэт с соответствующим колесом, а вот сзади, поскольку в стандартную раму широкое колесо не влезет, ставить три колеса, одно на своём стандартном месте, со стандартной трансмиссией, а два по бокам, с более низкой покрышкой, чтобы вступать в работу только по рыхлому снегу, когда основное колесо зарывается. Если подтвердится возможность хотя бы не уходить в снег на таком драндулете, то следующий этап будет - приделать сверху "барабан", который соприкасается сразу с тремя покрышками, и обеспечивает "полный привод". И чтобы этот барабан можно было приподнять для езды по нормальным дорогам.
С осью как будто закончил. Далее, мне нужно было ещё одно колесо. Старая втулка уже лежала, спицы лежали, оставался обод, его я купил:

И две одинаковые покрышки:

Здесь шипы не нужны, т.к лёд поверхность твёрдая, по нему основное колесо проедет. А это два "боковых колёсика", если они вступили в действие, значит, мы по снегу едем, там от шипов толку нет. Какие милые лапки, и здесь велоцараптор побывал!
В общем, процесс как будто пошёл, но доделать не успел - навалились другие дела, зуб заболел, хотелось хоть сколько-то на лыжах покататься, и ещё несколько параллельных безумных проектов начал. Может, к следующей зиме что и выйдет. И это будет ступенькой к реализации мотобобра - толкателя лыжника, приводимого в действие бензопилой, чтобы быстро прочищать особенно заваленные просеки. Бензопила тебя привозит, потом её отцепляешь и используешь по прямому назначению.
Мне же всегда хочется чего-то Болшево!

И вот, в прошлую пятницу случился коллапс.

Напомню: у меня долгое время было 2 задних колеса, которыми я пользовался попеременно. Первое - которое я сам спицевал в 4 креста. Второе - декатлоновское, которое тоже пришлось перебрать практически целиком - и втулку настроить (и неоднократно), с завода она перетянута, и в спицы добавить шайбы, иначе они прорезали втулку. Декатлоновское накрылось осенью, а вот теперь и до "4 крестов" дело дошло. Там стоял обод Stels за 700 рублей, который я купил осенью 2020 года.
Измерил толщину этого раскрывшегося обода, она составила всего 1 мм, ну от силы 1,1. А раз уж у меня лежал совсем новенький обод, вообще некатаный, той же ценовой категории. У него толщина оказалась 1,9..2 мм. Половину умудрился стереть! А как нас учит сопромат, жёсткость пропорциональная КВАДРАТУ толщины, поэтому обод ОСЛАБ ВЧЕТВЕРО к этой поперечной нагрузке, когда покрышка желает разбортоваться, ей тесно, она накачана до 3 атм, и эти 3 атмосферы действуют по всей стенке обода.
Что ж, я заказал ЕЩЁ ОДИН обод, одинарный за 500 рублей, сегодня заберу. Временно пересел на ТРЕТЬЕ заднее колесо, на трещотке, и с гнутой осью (заметьте, не я её погнул). На удивление неплохо едет, но пока я пытался правильно выставить конуса на гнутой оси, у меня всё же возникло жгучее желание КУПИТЬ НОВЫЙ ВЕЛОСИПЕД. Вспомнить, как это вообще бывает, когда ты просто едешь, и ничего не ломается, и ничего не нуждается в обслуживании! Благо, на новый год подарили карту на 10 000 рублей в один магазинчик. Посмотрел по их ассортименту - и выбрал HORH Record Tyler.

Колёса 28 дюймов, полуслики, давление 5 атм. Передняя втулка на пром. подшипниках. Задняя - планетарная Shimano Nexus на 3 передачи, без ножного тормоза.

Вилка жёсткая. Рама алюминиевая, масса велосипеда 10,9 кг (без багажника). Marin весил 12 кг, также если без дополнительных наворотов вроде крыльев, багажника, злых покрышек и пр.

По идее, обслуживать тут примерно нечего, разве что цепь смазывать, как заскрипит. Реальность оказалась чуть иной, но это я расскажу, когда эпопея закончится, пока рановато. Но сам по себе накат мне очень понравился, и вообще ощущения от езды. Полная тишина, когда крутишь педали - давненько у меня такого не было!
Ну и немножко фото по сторонам.
Первоапрельский лосиный остров. "В юном месяце апреля в старом парке тает снег". Сейчас там уже растаяло.

Прицеп возле музыкальной школы им. Скрябина. Не иначе, дохлый Пит (skinny Pete) ходит туда заниматься на фортепиано, он виртуоз. А по вечерам сидит в фургоне и варит мет.

Вдоль Яузы в районе Ростокинского акведука

Метро Ботанический сад


По пути на работу проезжаю ДВА СТРОЯЩИХСЯ МОСТА. Вот первый, неподалёку от Ростокинского акведука, пешеходный:

Второй - у Госпитального моста, пешеходно-велосипедно-самокатный, будет соединять две территории Бауманки:


Радуга в среду (3е апреля) у Андроновки, в то время, как в соседних районах сплошные тучи и град.

Из веломагазина и от зубного еду на работу через парк Сокольники. Такие предупреждающие знаки на въезде.

На прошлой неделе тяжелое было посещение зубного - в начале дали анестезию, чтобы спокойно наращивать стенку зуба. А под конец оказалось, что там уже до нерва добрались, и он зараза ноет, так что дали повторную анестезию, его завалили - и отпустили домой, предупредив, теперь анестезия будет долго отходить, двойная-то доза.
И правда, по пути на работу ко мне пришла белочка.
И на этой весёлой ноте пока всё.
PS. Первый велописец. Хотя, это очень условное деление, Песец вечен и неделим!
|
</> |