Про Советскую литературу


Так-то оно конечно так, вроде всё правильно, и писали даже про эту систему всякие Нагибины, Войновичи и Поляковы. Действительно социальный заказ он диктовал и развернуться не давал, а цензура проклятая душила. Но вот у меня только вопросы возникают к куда более продвинутым в теме блоггерам.
Что, все писатели скурвились и таскали фигу в кармане? У того же Абрамова я конечно нашёл осуждение именно сталинизма, но и однозначного ответа на вопрос-а был ли другой путь? как-то не нашёл. И партийные у него выведены как-то положительно- и секретарь райкома, и председатель колхоза, а уж Калина Иванович так вообще выведен святым, как и его жена страстотерпица.
Понятно, что был державший всю дорогу фигу в кармане Нагибин, но был ведь и Распутин, у которого творческий путь и взгляды были куда более сложными. И была ведь ещё жизнь после СССР и повесть В ТУЖЕ ЗЕМЛЮ. А был ведь ещё и Бондарев, его-то куда? Он же до конца идеи не предал. И из совершенно той, а не другой генерации Пикуль, а его как раз читали и за книжкой очередь записывалась (это кстати про снижение тяги к чтению и большой литературе). Да и что-то совсем обошли феномен Булгакова, с чего бы это?
Что сейчас потребность в книге падает правда, но что-то здесь уже и не от общественно экономической формации, а от прогресса вообще. Падает вообще потребность в тексте. Поэзия исчезла? Мне кажется, что она не исчезла, просто читать стихи перестали почти. Например есть ведь Николай Зиновьев и Николай Смоленцев, а кто про них знает? И про то, что вот все читали тогда фантастику и детективы тоже вопрос. Фантастику ведь можно написать тоже плохо и детектив. Да и почему-то тогда ещё Донцова нас не осчастливила. Люди стремились к серьёзной литературе, откуда и совершенно естественные феномены Айтматова, Леонова, даже Шолохова, Пикуля, Шукшина и всего течения деревенщиков.
То есть материал как бы и в основном верный, но к нему подбирается столько исключений, которые надо как-то объяснять, что этот момент его сильно обесценивает. Тогда действительно литература была партийной, так как партия (до поры) воспитывала нового человека. Поэтому был социальный заказ на литературу и на писателей и этих писателей воспитывали просеивая талантливую молодёжь (так кстати на свет Божий появился ВП Астафьев), но это совершенно та же система, которая существовала при пестовании инженерных и руководящих кадров. Действительно лозунг Сталина - КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ был актуален и соблюдался.
А что о реальном весе советской литературы? Какие-то вещи, даже получившие премии и награды могут остаться только литературными памятниками и документами прошедшей эпохи (не исключено что кривыми зеркалами). Но что-то явно ведь останется на века и уже сейчас стоит рядом с Толстым. Кто маленько читал тексты, видимо заметил, что по построению сюжета и по литературной обработке к Толстому очень близко подошли Фадеев и...Пикуль. Они что- не останутся? А если останутся? А если и Лавренёв останется со своим 41 и этим выбитым голубым глазом поручика качаемом волнами? А ДНЕВНЫЕ ЗВЁЗДЫ Берггольц останутся или их смоет нынешнее литературное хамство? Да, а Юрий Герман, конечно антисталинист и т.д. Но его ДОРОГОЙ МОЙ ЧЕЛОВЕК останется или нет. На нём ведь часть врачей воспиталась которая или сейчас остаётся врачами или воспитывала нынешних врачей. Молчу уж, что на книге воспитались тысячи просто хороших людей.
А ведь на советской литературе вырос и такой феномен, как советское кино. Ну вот всегда меня интересовал вопрос, что останется от старшего киношного Михалкова (и что от младшего тоже конечно, но это отдельная тема). Для меня, очевидно, что может быть время смоет всё, но ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ останется, а это ведь не только Андрона Сергеевич, но и Чингиз Айтматов. То есть, пока была идея и литература была. Нет идеи и...нет литературы, как общественного явления. То есть может талантливые авторы и есть, но опять - они могут состояться, если у них есть общемировая идея. Что понятно и австралийскому аборигену
|
</> |