Про Сашу. Вижу цель - не вижу препятствий
liberties — 27.04.2021 Это его девиз, видимо. Когда он только родился, ему не нравились пеленки. Он лежал и выколупывался упорно. Когда его очередной раз замотала медсестра (я не пеленала), потом обнаружила, что он вместе с пеленками содрал бирку с ручки. Или две бирки, уже не помню. Она сдалась. А в остальном обычный сладкий младенец. Целеустремленно ел, целеустремленно спал, целеустремленно пачкал подгузники и еще более целеустремленно набирал вес.Различия со старшими начались, когда он немного позже начал переворачиваться на живот и на спину, а потом не стремился ползать. Хотя при случае перекатывался, куда нужно. Он поздно сел (в 11 месяцев), встал (ближе к году), пошел в 1 г. 4 месяца. Все это укладывается в нормы почти по верхней границе и когда говорили "не сравнивать", я старалась не сравнивать.
Он любил, когда я пою (в отличие от старших) и подпевал. Но у старших четкое день-ночь и ночной интервал сна все время увеличивался. Саня в какой-то момент полюбил бодрствовать, стал сопротивляться сну, а спал ночью так же недолго, как и днем - просыпаясь через 4 часа. Мог не заснуть после кормления и бодроствовать посреди ночи. Ходила с этим к неврологу, получила ответ "не повезло, терпите. Такой ребенок".
Если кто не знает, у меня плохое зрение. И в какой-то момент оказалось, что ребенок впадает в плач, когда я... надеваю очки. После года он пытался их сломать. В три уже знал, что ломать нельзя, но если я про них забыла и он меня увидел в очках, ложился с трагическим лицом на пол даже если прискакал к нам радостный.
Еще одна наша беда - разрисованные стены. Он быстро понял, что нам это не нравится, поэтому при нас не рисовал, рисовал, когда мы отходим. Сейчас реже, но все еще рисует. Кстати, икеевские карандаши мала смываются водой, простой карандаш ластиком и меламиновой губкой. Чуть дольше губкой с мылом. А ручка.... надо закрашивать, видимо.
Зато "горячо" и "высоко" освоил быстро. Горячо, по-моему, с первого раза. И к духовке подносит руку к щели, чтобы понять, горячо в ней или нет.
Кстати, про духовку. Если я делаю какой-то пирог или тосты, он стоит и ждет, когда вылью в форму или разложу на противне, а потом бежит открывать духовку. Когда я ставлю пирог, закрывает духовку и поворачивает ручку. Знает, что когда запищит - готово. И что когда запищит хлебопечка - готово. А вот посудомоечная машина и стиральная занимаются какой-то фигней, их можно вырубить посреди процесса.
ЕДА
Добывать пищу научился очень рано. Помимо того, что еда живет в духовке и хлебопечке, освоил кран с фильтрованной водой (до этого порывался пить из обычного крана в ванной из первых попавшихся емкостей. Мог стащить кастрюлю с гречкой и есть кашу из кастрюли. Ел любые пюре - фруктовые, овощные, мясные, мясо-овощные.... Только какое-то рыбное от семпер не стал.
Любит яблоки, груши, может грызть морковку и жевать капустный лист. Стащит котлеты, знает, где лежат баранки и печенье. Освоил залезание в холодильник за йогуртами. С удовольствием ест творог в любом виде и просто сметану.
Ест обычную еду, если все это предотвращать или подгадать момент, когда он давно не покушался на холодильник. Ну или не давать ему еду, тогда будет таскать ее из наших тарелок.
ГРУДНОЕ КОРМЛЕНИЕ
Есть стал сразу, соску не брал. Где-то в год была проблема когда кусался. Старшие быстро поняли, что так нельзя, а с ним беда была. приходилось сцеживаться, потому что ничего больше он не хотел есть. Плакал и все равно кусался. И я плакала. Пока он не перестал кусаться.
Потом несколько раз пыталась его отучать после двух лет, но это заканчивалось сперва его простудой, потом нашим ковидом. Сейчас очередная итерация и ближе к успешной. Осталось только одно ночное.
БЛИЗКИЙ КОНТАКТ
Однажды моя сестра заметила, что я его как-то странно держу на руках. Ему было месяцев 6. Дети обычно автоматически держатся за маму. Маруська так у нас вовсе проходила под кодовым названием: "Машка-обнимашка". Саня все время норовил выпасть из рук. Я ощущала себя хищницей, которая схватила живую добычу. Добыча не вырывалась только когда кормилась хищным молоком.
Когда он подрос стало не сильно легче. Все время приходилось держать двумя руками - вдруг решит слететь или отклониться. Вроде бы на шее легче, но до прошлого лета постоянно приходилось держать за руки, чтобы не выдирал волосы, не откручивал уши и не пытался отковырять мне глазки.
Сейчас он научился обнимать за шею. Даже может притянуть за уши и поцеловать. Но делает это редко. А вот взять его, прервав бег к цели - по-прежнему будет вытекать из рук. Только стал сильнее и удержать его иногда очень нелегко.
Исключение - сидеть на коленях. Это происходит не часто, но когда у нас гости или другая интересная движуха, на коленях он сидит долго и спокойно.
ИГРЫ И ИГРУШКИ
Про погремушки не помню. Были любимые, к остальным был равнодушен. Наверное, как все. Интереснее стало, когда он начал ходить. Одна из любимых игр - построить башню из консервных банок. Когда я начала читать статью в вики про аутизм, там примерно такая же.
Он строил башни из кубиков, из конструктора. Выстраивал в ряды машинки. И в последовательные, и в параллельные.
Но он играет не только так. Он с удовольствием забивает гвозди, "откручивает-закручивает" шуруповертом, играет с бизи-бордом (или уже разбирает бизи-борд?)
Меня все спрашивают про ролевые игры. Условно ролевыми играми можно назвать запихивание машинки в мусоровоз и перевоз ее по бортику песочницы с последующей выгрузкой. Еще он любит прыгать по полу и квакать. Будем считать, что он изображает лягушку (Маруся очень-очень долго изображал котенка). И создавал внедорожную трассу для грузовика:
А все эти "а теперь помашем крылышками, как курочки" в группе не для него. Отходит в сторону и смотрит со стороны на этот детский сад.
Года в два я его называла "медвежатником". Мы скрутили ручки, от них остались небольшие дырочки. На фото он вскрыл один ящик, за которыми были тетрадки и пытается вскрыть второй. Занимался этим долго и упорно. Потом нашел быстрый способ - хвостиком пружинки от тетрадки.
Любит везде залезать и пользуется всем, чтобы залезть - переворачивает коробки, мусорное ведро, большую кастрюлю, если под рукой нет табуреток. Убрали стульчик, чтобы сам не залезал в ванну, притащил туда коробки от труфаста...
Это сегодня. Потом он эту коробку с полчаса перфорировал с помощью ручки.
СТРАСТЬ К ПОРЯДКУ
Если стены не разрисованы - не порядок, надо срочно изрисовать.
У него есть свои правила, которым он следует. Включил свет в туалет и вентилятор, зашел, когда вышел все выключил. Он сам стал убирать свою сидушку на место и выносил горшок, когда ходил на горшок.
Когда был мелким начал сбрасывать все с бортика ванной. И до сих пор сбрасывает. У нас на бортике ничего не живет теперь.
Идет мыться и душевая лейка не на месте - я должна повесить.
Открыты крышки у розеток - нужно закрыть.
У него были ящики, в которые он утаскивал пульты и мышки. В шкафчик прячет недоеденные сухарики и пюре. Приходится следить и выбрасывать, пока не стухло.
Сажал меня на кресло, когда хотел есть. Типа кормиться - тут. Сегодня засыпал сам - принес книжку с песенками и "ставил" себе песенки перед сном. Те самые, которые я по 300 раз слушала одни и те же, если помните.
ОБЩЕНИЕ
Он очень долго не откликался на имя. И нас не называл никак. Сейчас у него есть "папа", а "мамой" он меня назвал один раз, когда бросился ко мне чего-то испугавшись. Я так обрадовалась, что уже не помню, что его так напугало.
Как-то из мультика у него пришло "тук-тук" и осталось. Но больше ничего из мультиков (кроме "ква-ква") больше не появилось.
Из словарного запаса сейчас: "папа", "тук-тук", "ква-ква", "пока", "нет", "да". Вроде, все. Было больше слов, он их перестал использовать. Проще взять за руку, привести и показать. Если что-то нужно открыть - дает в руку и кладет вторую руку на крышку. Но старается делать сам, научился открывать колечко от пюре с помощью ложки, а вот оттянуть еще сил не хватает. Если хочет гулять, то приносит свою одежду.
Речь понимает на уровне 1-1,5. Ну, если сравнивать со старшими и детьми в саду.
Например, недавно начал понимать "иди сюда" (дома повторяет жест воспитательницы пальцами руки). Понимает "горячо", "высоко", "открой", "закрой", "нельзя", "вставай", "садись", "залезай", "ложись", "спать", "закрывай глаза", "давай сам", "снимай"...
Более сложное, типа "спрячем руки за спину" или "возьмем пластилин" (вообще, так как названия почти всго, кроме мячика и машинки, он не знает, это проблема).
Чтение книг ему быстро надоедает и по-моему, он слушает не текст и не интересуется картинкой, ему голос нравится. Изучение карточек почти всегда заканчивалось их поеданием. Надо еще попробовать.
Когда с ним разговариваешь, не слушает и не вникает, но на интонации реагирует.
В саду с удовольствием рисует, чуть сложнее с аппликацией и пластилином, нравятся спортивные занятия и музыкальные. Но там с пониманием, чего от него хотят, совсем плохо.
В первых четырех ему показывают и он повторяет.
Если устал от общения, уходит и залезает под стол.
ПАМПЕРСЫ
Ну, он как днем стал ходить, стал отказываться от ночного. И просыпался сухой. Но из-за пары проколов стали надевать памперс на ночь. Внезапно это привело к тому, что утром он его отказывался снимать, пока не пописает, а днем стал писать через трусы.
Убрала памперс - все вернулось в норму. В сад и на прогулку тоже ходит в обычных трусах.
С "по большому" в памперс очень давно не ходил. По-моему, даже терпел, пока не сниму памперс, чтобы нагадить где-то за угол и прикрыть бумажкой. А как понял, для чего горшок, проколов не было.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Вообще, он многое старается делать сам - добывать пищу, запоминать дорогу на площадку (утекал на даче, приходилось догонять). Потом вот сам решил отказаться от памперсов, потом сам одеваться раздеваться. Раздевается и говорит "е-е-е". Приходится помогать, конечно, но постепенно получается лучше и лучше. Может прыгать голым, а потом сам надеть трусы. Иногда нормально, но чаще наизнанку, не в те дырки или вообще как пояс.
НА ОБСЛЕДОВАНИЯХ
Было несколько запомнившихся эпизодов. Представьте набор фигурок людей разных и кошек с собачками.
Ему предложили вытащить фигурки про семью. Он достал младенчика и кошку. Попросили "а мама" - достал фигурку в юбочке. "А папа?" - достал фигурку в штанах. Вообще, по его общению, это совпадение. Но очень странное. Жаль, что не спросили про Марусю с Андреем.
Доску кого-то на С., где надо животных на их места поставить. Сперва пришлось несколько раз показать, что хотим, потом всех доставил, когда уже никто на него не смотрел.
Дали пирамидку деревянную. У которой кольцо нижнее расколото на две половины (сломано, а не специально). Поставил по-очереди обе половины и собрал пирамидку, как нужно. Потом разобрал и собрал еще несколько раз по-моему во всех вариантах, но правильное больше не повторял. Кольцо большое складывал всегда.
Если еще вспомню что-то - допишу сюда.
|
</> |