Про первую половину ХХ века
skuzn — 10.05.2011 Я не стал писать об этом вчера, но как-то у меня вызрело желание в двух словах сказать, как я вижу то, что происходило в Европе семьдесят лет назад.Я понимаю, что я не профессионал и поэтому все, что я пишу - очень приблизительно и к тому же не мной придумано. Но это такой способ видеть случившееся, который мне близок.
Последняя четверть XIX века была для Европы сравнительно мирным временем. После франко-прусской войны и Парижской коммуны особо крупных конфликтов не было. Объяснялось это не тем, что европейцы поумнели и ужаснулись жестокости войн, а тем, что вся разрушительная энергия была направлена на захват и освоение колоний. Ресурсов, которые прибрали к рукам великие державы, в общем хватало, чтобы все в Европе неплохо жили. Такие феномены как "викторианская Англия" или французская "прекрасная эпоха" от этого и произошли. И так продолжалось до тех пор, пока не выяснилось, что весь мир жестко поделен и чтобы ресурсов стало больше надо отнимать уже не у туземных царьков, а у других великих держав. В результате случилась первая мировая война (повод был случайным - все могло случиться и раньше, и позже). Экономика стагнировала стремительно. Глобальные рынки были разрушены и распались на национальные. Экономически и политически Европа откатилась на много лет назад.
Самым важным для меня является тезис, что никакого конца первой мировой войны не было. Что начавшийся процесс продолжался и после формального завершения войны: экономика не восстанавливалась, социальное напряжение росло, в области общественной мысли творился полный, извините за выражение, пиздец. В результате произошла Великая Депрессия, Гитлер, Сталин, испанская гражданская война и в конце концов еще одна большая война.
В этот период все участники политического процесса вели себя не лучшим образом. Мюнхен, Молотов-Риббентроп, концлагеря, выдача евреев, тотальное уничтожение немецких городов "огненным смерчем", выдача советских военнопленных Сталину, дележ Европы и так далее.
В этом, конечно, нет ничего уникального : политики везде и всегда ведут себя аморально и различаются только степенью омерзительности. Что касается простых людей, то значительная часть их прожили эти тридцать с лишним лет в состоянии помутнения - патриотического, фашистского, коммунистического и так далее. У меня не поднимается рука их осудить - когда время сходит с ума нельзя требовать от человека, чтобы он вел себя достойно. Но надо отметить, что были люди, которые достойно себя вели - и, конечно, наше уважение к ним безгранично. Если угодно, применительно к этим людям можно говорить слово "подвиг". Список каждый составляет на свой вкус, но мне важно, что они были - и что я не готов осуждать тех, кто в этот список не попал.
Конечно, помимо людей, которые прожили жизнь в помутнении, были люди, которые совершали разные страшные преступления - это, само собой, другой полюс. Есть, разумеется, и теневая зона, но мне бы не хотелось заниматься тем, чтобы проводить разделительную линию: мол, вот это извинительно, а вот это уже нет. Я не готов применительно к этому времени и к этим людям быть судьей.
Когда все закончилось - вопрос открытый. Мне кажется, что-то важное произошло в шестидесятые-семидесятые годы - и в смысле экономики, и в смысле сознания - но тут любая дата условна. В конце концов Кустурица в "Андерграунде" убедительно показал, что вторая мировая длилась вплоть до девяностых.
Почему я об этом пишу? Мне кажется этот подход - про массовое помутнение и единый процесс, запущенный в 1914 году - позволяет избежать разговоров в стиле "кто хуже - Гитлер или Сталин", "а можно ли было выиграть войну иначе?", "если бы не было 1917 года все было бы по-другому", "у России в ХХ веке уникальная судьба", "люди, воевавшие на той войне, много лучше нас" и так далее.
У каждой страны - уникальная судьба. Все люди - разные. Каждый живет в свое время.
К чему я говорю обо всем этом? Мне хочется сказать, что все случившееся в эти годы случилось не просто очень давно - а случилось в мире, отличном от нашего почти также сильно, как мир, в котором жили люди 300 лет назад. И оттого, что еще живы участники тех событий ничего не меняется - понять, что было у этих людей в голове, можно только каким-нибудь мистическим образом (кстати, именно об этом "Каменный мост" Терехова).
Любая попытка применять к событиям первой половины ХХ века наши стандарты и наши лекала - сознательный самообман.
С тех пор прошло семьдесят лет. Почти никто из участников сегодняшних дискуссий уже не имеет персонального опыта, связанного с тем временем. Может, хватит искать виноватых и обсуждать как бы все могло быть лучше/хуже, если бы не Икс, Игрек или Зет?
Мы же не выносим этических суждений и не строим модели альтернативной истории применительно к Пуническим войнам или Средним Векам. Мы знаем, что там была другая жизнь и другие представления о мире, настолько отличные от наших, что и говорить тут не о чем. Нам же не кажется, что детальное изучение эпохи Ивана Грозного и религиозных войн во Франции позволит сделать так, чтобы "это больше не повторилось".
Мне кажется, что чем быстрее мы будем относиться к первой половине ХХ века как к далекой истории - тем лучше. Потому что считать все это современной историей - значит тащить в сегодняшний день не столько образцы героизма, но прежде всего именно помутнение, безумие и преступления - ну, и этику, которая всему этому сопутствовала.
Разумеется, призыв воспринимать историю первой половины ХХ века именно как историю, не отменяет памяти о погибших, почтения к выжившим и безмерного уважения к тем, кто вел себя достойно.
|
</> |