Про пчёльники детей боярских Беляевых

топ 100 блогов alexa_bell08.01.2022 Про пчёльники детей боярских Беляевых
Нравится нам или нет, но жизнь устроена таким образом, что зачастую обстоятельства оказываются сильнее наших желаний. И восставать против этого бессмысленно. Поэтому-то я в своё время оказался в университете, а не на биологическом факультете пединститута. А коль я не стал биологом, то во всех вопросах, так или эдак касающихся биологии, вынужден апеллировать к авторитетам.

И такой, например, авторитет, как доктор биологических наук Сергей Савельев, написавший умные книжки про "Церебральный сортинг" и "Нищету мозга", приходит мне на помощь, когда я хочу моим идеям придать неопровержимый характер. К тому же это легко сделать, если помнить, что в жизни каждый человек руководствуется исключительно тремя потребностями: питаться, размножаться и доминировать.

Поэтому накануне выходного дня видя голодный блеск в глазах людей, со всех сторон спешащих к соседнему продовольственному рынку, я делаю чуть ли не научно-биологический вывод - это врождённый инстинкт питания повелевает толпой. А если мне в глаза бросается женщина в умопомрачительном наряде, то её внешний вид заставляет меня подумать, что она горит желанием встретить если не принца, то хотя бы какого-нибудь мужчину.

Но когда я изредка попадаю в общество соседа по подъезду, недавно увлёкшемуся пчеловодством, то обязательно в который раз услышу историю о том, как ещё его отец ходил за пчёлами, а до отца дед, а сейчас дядя со стороны матери и другой дядя со стороны жены. Другой мой знакомый, заведший пчёл на несколько лет раньше меня, но, в отличие от соседа, не имея столь богатой родословной по линии пчеловодов, всегда мне напоминает, словно боится, что я уже забыл, о том, как его обучал "сам Иван Иваныч". Вот здесь я сталкиваюсь с невинным желанием обоих пчеловодов доминировать надо мной. Над человеком, у которого, как минимум в пяти поколениях, не было в роду пасечников и которого не обучал хитростям пчеловождения какой-нибудь гуру типа "самого Ивана Иваныча".

Но разве это беда? Я вспомнил чуть ли не анекдотичный случай, как ещё в девяностые в одном из служебных кабинетов я познакомился с оригинальным персонажем по имени Александр Хиневич. Это был некто что-то типа папы римского, но тогда ещё всего лишь омского масштаба. Создатель и глава церкви, если я не ошибаюсь, инглингов. Патер Дий, или что-то в этом роде. Сама собой возникла дискуссия, спровоцированная бутылкой коньяка, которую извлёк из сейфа хозяин кабинета. После второй рюмки на разрешение сторон был поставлен вопрос не то о языческих капищах, не то о дохристианских храмах. Одним словом, о древности.

Патер Дий, имея за плечами всего лишь ПТУ (профессионально-техническое училище), пытался убедить меня, знакомого с содержанием трёхтомника А.Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу", в существовании таинственных славянских вед. Но принцип доминирования никто не отменял, а потому дискуссия, как я понимал, должна была окончиться моей победой. Для этого, учитывая определённое невежество собеседников, пришлось использовать "бронебойный" аргумент. Чтобы поставить окончательную точку над "i" в споре об особенностях религии древних русов вообще и о поклонении Перуну в частности, я объявил, что веду свою родословную со времён киевского князя Святослава Игоревича и мой предок был одним из гребцов-дружинников в лодке во время встречи Святослава с византийским полководцем Цимисхием. И если бы существовали славянские веды, то я бы обязательно о них знал. Ни у хозяина кабинета, ни у Патера Дия аргументов, чтобы возразить, не нашлось. Однако моё торжество, как оказалось, было временным. Патер Дий, он же Хиневич через несколько лет всё-таки издал "Славяно-арийские веды".

Но так как в действительности я пока не довёл свою родословную до времён Святослава и его походов на Думай, вернусь к заявленной теме. Исследуя хитросплетения родословной, я обнаружил интересную книгу "Историческая летопись Курского дворянства" А.А.Танкова. Оказывается, Курское губернское дворянское собрание 17-го января 1911 года, по предложению дворянина Тимского уезда Н.П. Бунина, постановило: составить и издать «Историческую летопись Курского Дворянства». Курский губернский предводитель дворянства, шталмейстера Двора Его Императорского Величества, князь Лев Иванович Дондуков-Изъединов пригласил для составления «Исторической Летописи» члена Императорского С.-Петербургского Археологического Института Анатолия Алексеевича Танкова.

Через два года в 1913 году первый том книги вышел из печати. В этой книге неоднократно упоминаются действительные мои предки дети боярские Беляевы. С неподдельным интересом я читал главу XIX книги "Сельское хозяйство дворян Курского края в XVII веке". Точнее, её раздел "Бортные ухожеи и пчёльники". Всё-таки дореволюционное сельское хозяйство начала XX века в способах ведения хозяйства ещё недалеко ушло от XVII столетия, поэтому А.А.Танков описал пчеловодство в Белгородском уезде так, как никто из авторов наступившей вскоре советской эпохи:

"Помещичье хозяйство в Курском крае имело большое подспорье в бортных ухожеях и других угодьях. Бортничество составляло исконный и любимый промысел на Руси. Оно было очень распространено и давало большой подсобный доход помещикам, крестьянам и другим классам населения. Мед и воск были предметами оживленной международной
торговли, и с понятием бортный ухожей еще со времен глубокой древности связывалось понятие о владении землей.
Остановимся несколько подробнее на бортничестве в виду того, что эта отрасль сельского хозяйства имела весьма крупное значение для дворянского землевладения и в Курском крае, в особенности в Путивльском, Рыльском, Суджанском и Белгородском уездах.

Под бортным ухожеем нужно разуметь довольно обширную местность, непременно лесистую и притом с преобладанием лиственного леса, так как пчелы не водятся в хвойных лесах. Определить пространство, которое занимал каждый бортный ухожей, трудно, так как границы их, показываемые в писцовых книгах, очень неопределенны. Бортные ухожеи в Курском крае отличались большими размерами и из них добывалось большое количество воску и меду. Мед из Путивля и Белгорода нередко посылался в Москву к Государю на Сытный двор, а также разным высокопоставленным лицам, например, в 1686 году – Мефодию Епископу Мстиславскому и другим. Вследствие этого бортные ухожеи обыкновенно охранялись от повреждения и порчи неблагонамеренными людьми, которые иногда посягали на их целость и неприкосновенность.

Бортные ухожеи могли существовать только в те времена, когда население в Курском крае было сравнительно редко. В XVII столетии, с увеличением населения и возрастанием числа сел и деревень, мы видим постепенное уничтожение их и замену пасеками. Один бортный ухожей обыкновенно отличался от бортей соседа по лесу при посредстве так называемых знамен. Это были натесы, сделанные на деревьях топором. В писцовой книге Путивльского уезда приведены рисунки знамен каждого бортного ухожея и их названия. По большей части, знамена изображали либо какие-либо предметы из ежедневного обихода или произведения природы. Приведем здесь некоторые из знамен поместных бортных ухожей дворян и детей боярских: ш – столбы вверх, – сорочья лапка с коленцем, W – шеломец с откоски, – голова с протесом, – белка, – тренога, – чеботки, – скобель, > < – четыре палицы да два куцыря, – коробья с куцырем,
> – мотовило с куцырем, – голова.

В писцовой книге Рыльского уезда 7136 (1628) года встречается такое описание бортной ухожеи: «Ивана Ливанова и Андрея Поповкина в Рыльской волости бортное ухожеи усть Гаврилова Колодезя на реке Семи да верх по Гаврилову лесу противу деревни Петра да Григория Петряева с братьями да через межу, а в том бортные ухожеи три пальца да знамя граница стесы 1 Х 1, да знамя мотовило кверху рогами с примечком, Х еще знамя в том ухожеи вески » и др.
Бортники и оброчники принадлежали к служилым людям – дворянам и детям боярским, посадским людям и должны были уплачивать оброк казне. Оброк они платили Государю медом и куницами, а за куницу деньгами по пяти алтын, да пошлин с меду с пуда по полусеме (6½) деньги, а за куницы по полуторе деньгами.

В 1667 году в Белгородском уезде было собрано оброчного меду 36 пудов 17 гривенок. С улья брали меда в оброк по гривенке; так как пуд состоял из 40 гривенок, то, следовательно, в Белгородском уезде в этом году находилось на оброчных пасеках, принадлежавших помещикам и другим лицам, 1417 ульев. В Белгороде пчельники находились, большею частью, за Северным Донцом по Крымской стороне, в Донецком логу, на Большом логу, «выше прежнево городища», и как значительно было пчеловодство в этом уезде, видно из того, что только в семи пунктах, лежавших в окрестностях Белгорода, находилось 58 пчельников. У некоторых детей боярских пчельник, хмелевое угодье и рыбная
ловля соединялись вместе.

В Белгородском уезде большая пасека принадлежала боярину и воеводе Князю Григорию Григорьевичу Ромодановскому. Она находилась под Меловою горою в одной версте от Белгорода. На ней было 85 ульев с пчелами, из которых в сентябре 1665 года было убито непрочных пчел 25 ульев, меду вынуто 16 пудов 20 гривенок. Оставлено в прок доброй и середней пчелы 60 ульев. Из 92 ульев вынуто 67½ пудов меду. На пасеке было строенья: «изба с сеньми, против избы клеть, конюшня, 4 омшеника, сарай. Пасечной железной и медной посуды – котел медной ведра в четыре, в нем сытят мед, кормят весной пчелу, 4 теслы, заступ, Мотыка, топор, струг, скобель. Выкопан колодезь, в
колодезе сделан струб дубовой, рубленой».

Другая пасека князя Ромодановского была в Карповском уезде, на реке Ворскле, под Серетинным колодезем, в ней находилось в 1665 году 543 улья. На пасеке, принадлежавшей в Карповском уезде детям боярским Андрею Покушелову и Гавриилу Пузанову, было 84 улья, у Ивана Муратова в Белгородском уезде было 50 ульев, у П. Борыкова в Хотмышском уезде было 60 ульев и т.д. По большей части, количество ульев вращается около указанных нами цифр. Некоторая часть воска составляла ежегодную дачу дворян и детей боярских в Белгородский Троицкий собор на свечи.

В Курском крае существовали Государевы пасеки, на которых дети боярские несли службу, именно охраняли пасеки как в мирное, так и в военное время. Так, Государеву пасеку в Карповском уезде охраняли пятеро детей боярских: «А для всякого береженья на пасеке сторожи Карповцы дети боярские, которые живут подле той пасеки: Анисим да Михайла Русанов, Михаил Кураков, Михаил Конев, Иван Полуэхтов, Ермил Зубочев, а стерегут пасеку, меж себя переменяясь». При этом дети боярские несли свои обязанности на пасеках на своем собственном иждивении
".

Жаль, что в данном тексте отсутствует упоминание фамилии Беляевы, но ничего - дело поправимое. Ведь никто не полезет искать этот текст и проверять: действительно ли дети боярские Беляевы имели свои бортные ухожеи и пчёльники? Ничто и никто не мешают мне теперь в беседе с тем или иным пчеловодом упомянуть между прочим, что вообще-то моя пчеловодческая родословная насчитывает ни много, ни мало, а целых четыре века. Мол, мои Беляевы уже при царе Михаиле Фёдоровиче водили пчёл, а я лишь следую по их стопам. Это вам не отец с дедом и даже не "сам Иван Иваныч". Так что с этой стороны моё доминирование обеспечено. Осталось только дождаться встречи.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ко Тао(от тайск. "Tao" - черепаха) - это остров морских черепах. Сам по себе остров совсем небольшой. Я прошла его пешком с рюкзаком за несколько часов. Вся жизнь сосредоточена на западе острова: там порт, много магазинов и вся тусовка. Дороги тут ...
Власти Ульяновской области вводят карточки на продукты для желающих. Людям предлагают купить "овощной сертификат" за 2,5 тыс. руб., а они получат 200 кг свежих овощей. Но случится это только после уборки урожая, то есть осенью. Местные чиновники уверяют, это очень выгодно для людей. Все ...
Писатели, эти замечательные писатели, сладко поскрипывая пером, то есть, набирая текст на клавиатуре ноутбука, смачно и как-то радостно пишут: -Я потерял работу. Целых одиннадцать лет у меня была востребованная работа в Нью-Йоркском издательстве и вдруг пропала. Через три недели лишилась ...
Прошлогодний военно-технический форум "Армия" некоторым запомнился робособакой с "Алиэкспресса", на которую взгромоздили гранатомет. По этому поводу было много смеха. Ну что поделать, у нас народ очень любит тупой максимализм, не замечая при этом главного. А именно то, что армия вполне ...
Сходила сегодня в кино. Билет получила в подарок от своего продуктового магазина. Вероятно, с тонким намеком - «Игло хватит уже лопать, сделай хоть какой-то перерыв»)) Поэтому, безжалостно оставив не-я работать на благо общества, потопала почти на утренний сеанс. Народу мало, хороших ...