Про паразитизм, продолжение

Когда начинал писать предыдущую статью, уже открыл википедию и собирался рассматривать кривую спроса и предложения и прочие псевдо-экономические вопросы, когда понял, что я сейчас забесплатно наемся дерьма, а толку всё равно не будет. Вопросы "рыночка" рассматривал неоднократно (в 2022-м, 2020-м, 2017-м 2014-м, и много где ещё); он в самых своих основах содержит токсичные механизмы, которые отравляют его на каждой итерации, при каждой купле-продаже, с каждым кассовым чеком. Так что удивительно, что эта конструкция продержалась так долго, а вовсе не наоборот.
Почему она до сих пор жива и немного корчится - потому что она основана на Вере; Вере в то, что "рыночек" работает, и "надо всего лишь больше работать", чтобы бла-бла-бла. Сейчас ещё немного потерпим, и дальше нефть пойдёт вверх (или вниз), котировки пойдут вверх, и наступит Щастье. Или не наступит; в общем-то, всем всё равно.
Отрывок из ультра-охранительского мультика "Дети против волшебников"; если заменить цели, в отношении "рыночка" это работает точно так же.
Поясню, откуда такие выводы космического масштаба. Ситуация в мире уже давно близка к катастрофической - как минимум после кризиса 2008-го года "экономика" должна была впасть в рецессию и на какое-то время уйти в штопор, чтобы самоисцелиться и вернуться к росту через какое-то время (это по "либеральной" же версии). Но вместо того, чтобы дать экономике решать проблемы "рыночными" же методами, почему-то (хотя всем понятно, почему) было принято решение действовать административно-командными методами, и спасать не "экономику", а систему управления этой самой "экономикой". Действие не-логичное (экономику во всех смыслах штормит до сих пор) и не-рыночное (потому что зависит от волюнтаристских действий конкретных монетарных властей); что по идее должно было бы насторожить граждан по всему миру. Но так как оно производится манипуляторами этой самой "рыночной" "экономикой", то всё нормально - мы им Верим. Иншалла.
Основная проблема "рыночка" имхо - в её нарастающей виртуализации; она в 146% - не про станки, металлы и даже нефть; а всегда про деньги. Которые, по большому счёту, ничего не стоят и ничем не обеспечены. Поэтому решение проблем монетарными способами (вливанием бабла) не приводит к практическим результатам, измеряемым в физических величинах (или приводит, но не в том смысле, который бы хотелось); а перераспределяет и без того виртуальные денежные потоки от рыла А к рылу Б. Тарам-парам-пам, всё.
И, казалось бы, любой вменяемый человек должен бы выступать против подобной системы, которая замкнута сама на себе и не делает нашу жизнь лучше (если не брать чистую виртуальность а-ля компуктерные игрушки, и то вопрос, что где становится лучше). Но этого почему-то не происходит; а почему?.. И тут уже приходится отпрыгивать от "экономики" к культуре.
Как уже говорил в прошлой частьи статьи, с чем "рыночек" справляется на отлично, так это с манипуляцией мнением обывателя. Обыватель, напомню, это не простой человек, а ограниченный человек. По идее, где-то должны быть и не-обыватели, интеллектуалы и прочая интеллигенция, которые бы понимали, что происходит, и подсказывали бы гражданам, куда бечь или хотя бы в какую сторону думать. Однако этого не происходит; недовольство если где-то и зреет, то как раз в ширнармассах, которые воочию видят нарастание негативных процессов в "экономике", а интеллигенция как скакала с цветочка на цветочек, так и скачет. Хотя зима давно катит в глаза. Почему же, вы же разумные люди, неужто не видно происходящих процессов?
И тут на место логики приходит та самая культура; и даже такая её часть, как мораль. Обычно под этим словом подразумевают морализаторство, но мы - про реальное наполнение этого слова; что мы сами считаем Добром и Злом. Ту часть морали, которая не снаружи, в проповедях и увещеваниях, а в нашей собственной мотивации.
Многим кажется, что если я думаю определённым образом; и особенно считаю хорошим то и это, и другие тоже должны считать это хорошим. И если я действую согласно установкам А и Б, которые я считаю верными, и другие тоже должны им следовать. Этот вопрос я разбирал в статье про культурный базис; в случае единой культуры это могло бы работать, но в современном мире "общество" разбито на суб-культуры, поэтому я и беру это слово в кавычки - для того, чтобы называться обществом, у вас должно быть что-то общее, просто по определению.
При наличии различных ценностных установок в "обществе" начинают действовать различные морали, что, разумеется, раздирает это общество на части; но это, напомню, мало кого интересует; важнее всего - виртуальные фантики АКА деньги. В принципе, это оценочные суждения; современники убеждены, что нормально веровать в разные вещи, и сводить Добро и Зло к относительным величинам - что мне хорошо, то и Добро.
Как я регулярно говорю, современники в принципе не понимают, что такое Зло как таковое. Это не некий чОрт с рогами, это - выход за общепринятые нормы, нарушение общественной техники безопасности. Соответственно, если мы не берём его в расчёт, то мы не стремимся его избегать; и творим Зло непроизвольно; мы просто не понимаем, что это такое, повторюсь.
И одним из таких Зол является упомянутый в заголовке паразитизм. Культура человеков прошлых лет содержала осуждение паразитического образа жизни, а тут раз - и уже не надо никого осуждать; все мы имеем право на мнение и собственную мораль. Плазменные мраксисты могут возразить, что как раз в прошлом существовали целые классы паразитов; но это они смотрят с точки зрения выродившихся вершухек времени разложения империй; и, самое главное, что мораль тех лет утверждала, что они не паразитируют, а делают что-то важное - управляют, воюют, молятся и прочая. Все работают на своём участке фронта. Да, это в значительной степени не отражало реального положения дел; и именно это обрушило империи 20-го века - когда дела "элитки" начали стремительно расходиться с их собственными призывами сплотиться, и всё такое. Тему феодальной морали рассматривал вот тут.
Как ни странно, но имхо именно паразитизм можно рассматривать единственной по-настоящему общей моральной ценностью в современном "обществе". В отличие от культуры прошлых лет современная анти-культура не отрицает паразитический образ жизни, а ровно наоборот, рассматривает его как универсальное Добро - надо жить так, чтобы у тебя всё было, и тебе за это ничего не было. Вчерашнее Зло стало Добром; думаю, так понятнее, почему я называю современную "культуру" анти-культурой.
И это также объясняет, почему современная интеллигенция не зовёт граждан на борьбу с заведомо деградирующей Системой - у вас же завтра будет хуже, чем вчера, давайте что-то делать же? Но именно сложившийся статус-кво позволяет вести паразитический образ жизни (обо что было в прошлой статье), получая больше, чем работая, без какого-либо осуждения со стороны "общества". Если ты не отрицаешь ценности современного общества, то ты считаешь паразитизм нормой, и попытки борьбы с ним воспринимаешь как борьбу не просто с Системой, но и собственным благополучием.
Напомню, что революционеры прошлого также были интеллигенцией и знатью - и декабристы, и народовольцы, и даже дедушка Ленин были дворянами. Но тогда, напомню, дейстовали прежние моральные установки, что паразитизм = Зло; и они понимали, что в своём нонешнем состоянии они являются паразитами. Современники это тоже осознают, но уже не понимают, что это - плохо; у всех же так! Более того, за норму считается обирать как можно больше людей и выбрасывать награбленное на демонстративное потребление - я себе могу это позволить, а вы нет, ха-ха!
И тут мы снова ворочаемся к теме морали; обыватель понимает её за нравоучения - мне кто-то говорит, как поступать, а я такой весь из себя независимый и загадошный - хоба-на - и делаю всё наоборот. Но это как раз вышеупомянутая путаница морали с морализаторством. А нормальная мораль - она внутри тебя; то, что ты сам считаешь нормой. Нет, можно, конечно, и тут бороться с моралью, только это уже что-то из психиатрии. И когда именно ты считаешь паразитизм нормой, то тут уже сложно сравнивать себя с предками разной степени великости.
Напоминаю, что паразитами являются не только "цивилизованные" по отношению к Человечеству, но и москвичи по отношению к провинциалам, и горожане по отношению к деревенским; от того, что лично вы не лазите к кому-то в карман за мелочью, не выводит вас из класса паразитов. Вы встроены в Систему по паразитированию людей на других людях, и вопросы, разумеется, в первую очередь надо задавать именно ей, этой Системе. Но если вы сами не будете считать этот паразизм за извращение, то и вопросы будет задавать некому. Все же согласны, в силу разных причин.
А Система давно пошла вразнос. Ведь она - исключительно про деньги, и если количество денег в системе возрастает, то всё хорошо (см. монетаризм). И если вместо десяти машин теперь продаётся одна, но по цене, превышающей все десять, то и хорошо - делишки крутятся, лавэшка мутится. Ну и что, что потребности людей при этом не закрываются, их проблема - нету денег, нету мультиков. В итоге вся "экономика" вместо обеспечения потребностей людей занимается какой-то лютой ахинеей, см. за окно. Нужно ли пояснять обилие кавычек в моих статьях...
Часто меня упрекают в отсутствии классового подхода; хотя я вроде нигде и не называл себя марксистом. Имхо когда человек уже понимает классовую теорию, дальше он уже разберётся сам; имхо проблема как раз в том, чтобы сделать первый шаг из Матрицы, транслирующей ценности паразитизма в головы обывателей. Надеюсь, кому-то подобные логические конструкции помогут это сделать. И тут у меня две новости - хорошая и плохая.
Начнём с плохой - хороших новостей у меня для вас нет. ;) В смысле, что осознание себя не-паразитом (а точнее, отрицание своей паразитической сущности) не сделает вашу жизнь лучше и веселее, скорее ровно наоборот. Это обыватель видит вокруг "нормальное положение дел", и если бы не клятые кто-то-там, то вообще было бы всё хорошо; а вам воочию будет видно, что мир катится во АдЪ. Понятно, с какой сторостью, и какие действия его туда подталкивают; только сделать тут (в одиночку) ничего нельзя. Уже и эмиграция не поможет; ядерный фугас настигнет где угодно. Кому-то может показаться, что уж лучше блаженное неведение обывателя. Но имхо всё же лучше понимать, что происходит.
А хорошая новость - что у нас в стране (особенно в широком смысле этого слова) достаточно много людей, которые всё вышенаписанное понимают. И хотя в общественном пространстве в основном слышно паразитов, уже на втором плане довольно много граждан с нормальной, человечьей моралью, которые понимают, что паразитизм - это плохо. Да, это ещё далеко не организация и не партия Ленина-Сталина, но, исходя из этого, всё-таки есть шанс, что анти-культуре не удастся окончательно победить и расчеловечить обывателя. Возможно даже, что наша страна (опять же, в широком смысле) снова выйдет на передовые позиции в мировой культуре, в плане борьбы с паразитизмом - не потому, что "мы русские", а благодаря русско-советской культуре, сделавшей нам прививку от паразитизма, которую тому временно удалось преодолеть, но ненадолго. Хотя пока что это скорее оптимизм, чем логика.
|
</> |