Про отечественный автопром - культурно-техническое

топ 100 блогов xommep07.07.2022 На старости лет пошёл учиться на шофёра, как-то раньше было не надо. В связи с этим начал интересоваться авто-рынком (раньше обратно было не надо); и постоянно натыкаюсь на полное неприятие обществом (даже в рядах т.н. "патриотов") продукции отечественного автопрома. Попробую показать, почему он у нас такой, каков есть; многим будет обидно, но это уж как всегда.

Сперва - небольшой исторический экскурс. Начинался отечественный автопром ещё в имперские, дореволюционные времена; тогда в силу объективных причин автомобили были предметом роскоши, по всему миру. Конвейерное производство в те былинные времена ещё только осваивалось, Форд только начал производить свои массовые модели; но грянул 1914-й год, и стало немного не до того.

В СССР производство автомобилей сразу организовывалось крупносерийным, для чего по лицензии закупались производства у того же Форда; с одной важной оговоркой - производство изначально планировалось полностью локализовать, т.е. без "международной интеграции", своими силами от и до. В условиях надвигающейся Войны это было оче-видно.

В ходе 2-й мировой "внезапно" выяснилось, что современная война - это война моторов, и зачастую число автомобилей обеспечения важнее, чем число танков. Это - важная закладочка на будущее, прошу запомнить.

После войны начался расцвет легкового автопрома (до того в основном выпускались грузовики, по озвученной выше причине); в том числе по довоенной схеме, с закупкой готовых линий и полной локализацией производства. Тот же АвтоВАЗ был закуплен у итальянского Фиата.

В пост-советский период российский автопром продолжал развиваться, но всё больше отставал и отстаёт от т.н. "мирового рынка". Модельный ряд, используемые двигатели, общее качество комплектующих недотягивает до оригинальных образцов "развитого" автопрома - европейского, американского, японского или корейского. У него есть свои фанаты, но отношение в обществе в целом к нему скорее отрицательное, чем наоборот. Уже молчу про инновации - гибриды, электромобили, современные технологии с использованием микроэлектроники - парктроники, АБС; хотя всем этим "инновациям" сто лет в обед.

И этому всему есть вполне логичные объяснения и обоснования, но для этого надо занырнуть, как ни странно, в культурно-идеологический аспект вопроса. А именно - зачем и почему всё это? Современному обывателю такими вопросами такими вопросами заморачиваться недосуг; "всё ж понятно"; на эту тему я недавно писал большой цикл статей.

Ключевые особенности и отличия отечественного автопрома кроются в советском наследии; очевидным образом 146% основных фондов автозаводов достались нам (или скорее не нам) от клятых большевиков. У современной РФ до сих пор не нашлось средств на полноценную модернизацию производства и приведения его в соответствие мировым трендам, поэтому приходится использовать предками данную мудрость народную, со всеми вытекающими.

"Но и у совков автопром отставал от мирового!" - скажут мне, и я соглашусь, с одним важным уточнением - что значит "отставал"?.. Именно тут мы переходим к культурно-идеологическим вопросам, зачем и почему мы делаем то или сё. Если мы смотрим на автопром с точки зрения современного обывателя, то действительно, и советские авто не дотягивали до "цивилизованного" автопрома; но, простите, а вы уверены, что на него нужно так смотреть? Лично я вообще не рекомендую смотреть с точки зрения обывателя вообще на что угодно. ;)))

И здесь не надо путать "простого человека" с обывателем; в изначально понимании слово "обыватель" или "мещанин" означало "городской житель", но со временем получило негативный окрас, смыкающийся с оригинальным смыслом слова "идиот". Обывательская мораль в современном прочтении является анти-культурой; с уходом в крайний индивидуализм и анти-общественное поведение. При засилии обывательской морали никакого Общества по сути не существует.

Условно "западный" автопром изначально развивался в условиях общества потребления, и свою продукцию изначально позиционировал как товар. Никакого другого подхода в обществе потребления быть и не могло; и оно там как-то более-менее органично развивалось годов до 2000-х, когда на смену инженерам пришли маркетологи, и началась деградация автопрома в виде размена надёжности на свистелки и перделки. Но всё же важно понимать, что он развивался вполне успешно с точки зрения собственного общества. То есть он соответствовал целям и задачам Общества.

Советское общество очевидным образом отличалось от условно западенского; как минимум, оно было коллективистским, а не индивидуалистическим. И задачи у него были другие, и автопром был соответствующий. Машины в городах не приветствовались, и в основном использовались для загородных поездок, что в условиях слабого развития сетей СТО требовало от машин высокой ремонтопригодности и вообще простоты конструкции. Города изначально планировались без учёта автотранспорта, который должен был тесниться в гаражах энтузиастов, а улицы и проспекты должны были быть местом обитания общественного транспорта. Общество превыше личности, и это не просто слова, но и вся логика поведения.

Про отечественный автопром - культурно-техническое

Если мы перемножим эти цифры на размеры территории стран, то можно представить разницу в возможности обеспечении покрытия страны сетью СТО. СССР, в отличие от нонешней РФ, был страной с центробежной динамикой населения, и автомобилизация в Бурятии или Туркмении была так же важна, как и в Москве или Ленинграде.
 Квалифицированную тех. помощь обеспечить на порядок-другой сложнее; поэтому чем проще авто, тем лучше. Ломаться в наших условиях оно всё равно будет, а вот починить какую-нибудь Буханку несколько попроще, чем Круизёр.

Не готов оправдывать техническую отсталость советского автопрома исключительно соображениями государевых интересов; почему-то при возможности делать ракетную технику пром. товары для населения у нас во многом делались на "отвали". Но определённая логика в этом таки есть. Как минимум, социальное расслоение тогда было в разы меньше, а демонстративное потребление считалось пороком (официально), а не основным мотиватором, как сейчас; хотя тут тоже не всё однозначно. В позднем СССР обывательская мораль уже лютовала вовсю, что и привело всех нас к 1991-му году; писал и даже на видео говорил об это в статье о перепрошивках сознания.

Отдельно уточню, что автопром в СССР соответствовал задачам собственного Общества. Конечно, обывателям хотелось бы того, сего и ещё вот этого, тем более за такие деньги (автомобили в СССР стоили многие тыщи рублей при средней зарплате в районе 200), но всё Общество разививалось с другими приоритетами, с упором на общественный транспорт, организацию жизни в пешей доступности и прочая. Роль автомобиля просто была другая. Приоритеты были совсем другие - та же оборонка. Когда-то это казалось обывателю хи-хи и ха-ха; что ж, давайте посмеёмся теперь, когда через 30+ лет после развала СССР наши танки, наши самолёты, наши корабли на 146% состоят из техники made in USSR. Если бы "совки" тогда жили, как мы сейчас, где были бы мы все?..

В пост-советский период было решено отказаться от советской модели и ринуться в объятия пресветлого Запада. Многие предприятия и целые отрасли были в ходе этих обнимашек уничтожены под корень (микроэлектроника, например); автопром выжил, но это где-то на грани зомбирования. Потому что уже в конце 1980-х годов отставание от "западенского" автопрома накопилось на много лет; особенно если мыслить в тех же категориях, а не в своих собственных. Но своё собственное нам было не нать, так что волей-неволей надо было ускоряться и нагонять, проводя модернизацию. Но на это нужны гигантские инвестиции, сопоставимые с постройкой новых заводов, на что у новой России денег, разумеется, не было. Результат на табле.

В условиях "рыночка" отечественный автопром в его изначальном, советском варианте, вообще не нужен; если мыслить в категориях денег, то от него один вред. Однако я упоминал о "войне моторов"; всё же в отечественной культуре Война до сих пор отдаётся какими-то фантомными болями, и стратегические отрасли удалось удержать от полной деградации. Но и на развитие денег нет; так и продолжает наша промышленность существовать в полу-живом состоянии. Если мыслить в новых категориях, то нужно закупать готовые технологии, налаживать надёжные связи поставок; не обязательно замыкаться по советскому образцу, но хотя бы диверсифицировать экономику надо было ещё в 1990-е; ну или в крайнем случае в 2000-х, с началом нефте-бума, когда в стране появились по-настоящему свободные деньги.

Конечно, тут не всё зависит от отечественного "рынка"; во многом проблемы отечественного автопрома были вызваны схлопыванием отечественного платежеспособного спроса, в том числе не-рыночными способами. В условиях отставания отечественной продукции ей пришлось конкурировать не только с новыми, но и с подержанными авто, практически бесконтрольно хлынувшими из-за границы ещё в 1990-е. Почему не-рыночными - потому что для стимулирования внутреннего спроса ЕС и другие страны один за другим начали принимать законы, ограничивающие эксплуатацию старых авто. На машинках до 2000-го года выпуска ещё ездить и ездить, но эксплуатировать их либо вообще нельзя, либо стоит конских денег; волей-неволей приходится избавляться и пересаживаться на новьё. А старьё можно продавать в страны третьего мира, например, к нам. Это не "рыночек порешал", это просто кто-то свои проблемы решает за счёт остальных. ИндивидуализЪм как норма жизни. И такие проблемы не только у нас, вестимо, и не только в автопроме; точно так же были убиты почти все остальные отрасли машиностроения. Парировать можно было симметрично, принятием соответственных законов, но это же не рыночное поведение...

После разрыва с условным западом "внезапно" выяснилось, что "рыночек" как-то немного не рыночный; и нормы, воспринимавшиеся до недавнего времени как нечто незыблемое, сейчас ничего не значат. Договора летят к чертям; право частной собственности работает "почему-то" только для своих, и т.д. Даже расизм и нацизм уже можно, если они направлены в нужную (кому-то) сторону. Хотя события того же 2014-го года и так вроде бы показали, чего стоит вся эта "демократия".

Но, к сожалению, никакой другой культурной системы у нас нет; развитие общества не развернуть с индивидуализма на коллективизм никакими указами. Да и как, если это не нужно даже в низах общества - все из себя свободные личности, и на благо Родины трудиться никто не хочет. "Дай-дай-дай" вместо "на". И возможности по модернизации того же автопрома выглядят предельно призрачно. Таким образом, после сдачи западенцами отечественного рынка нам в пользование мы просто отдаём его китайцам.

Тут нужны стратегические решения; думать не только о "сегодня", но и о "завтра" с такой же яростью. Для обывателя это странно, но если держать в голове развитие, то без "завтра" никак. Если "и так пойдёт", тогда конечно. Только один вопрос - люди, гадящие на отечественный вопрос, уверены, что они настолько же успешны, как фирма "Мерседес" или хотя бы Hundai? Лично вы зачем-то нужны мировому рынку? Хоть что-то вы предоставляете мировой экономике, сравнимое с продукцией ведущих фирм?.. Так за чей счёт вы ездите в западенском авто-хламе?.. Вопрос далеко не праздный. Если лично вы не производите конкурентоспособную продукцию для мирового рынка, значит, вы пользуетесь любым импортом за счёт тех, кто таки её производит; например, качает и гонит по трубам нефть и газ. Вы бывали на месторождениях и готовы там поработать заради того, чтобы покататься на авто?..

Да, в рамках традиционной морали та же нефть - общенародное достояние, но где обыватель, а где - традиционная мораль. Да, по закону это тоже как бы так, но мы все 30+ лет "независимости" выстраивали систему, где человек человек - волк, и ситуация, когда наиболее ушлые забирают всю прибыль от народного достояния себе, для "рыночной" морали вполне нормальна. Вы же не призываете к национализации и массовым репрессиям? Тогда готовьтесь к тому, что и вас будут рассматривать аналогично, как корм для ушлых. Не вписался в "рыночек" - пошёл нахрен с пляжа.

Наш автопром - отражения места России в мировой системе. Без опоры на собственные силы мы обречены быть полу-колонией (или полу-периферией) стран-гегемонов. И все попытки встать с ними вровень в прошлом не вызывали у них никакого энтузиазма - это хищники, которые питаются слабыми, см. выше. Они рассматривают Россию как друга только в периоды её максимального падения, когда от неё можно что-то получить по бросовым целям. Китай в данный момент немногим от них отличается, так что становиться его периферией немногим лучше, если вообще лучше.

А самостоятельный путь мы как обгадили в 1980-е годы, так до сих пор в ум не придём. Ну что ж, коли так, приходится жить, не приходя в сознание, думая либо европейским умом, либо китайским. Индустриализации всякие проводить - зачем, это же клятые большевики затевали, чтобы побольше людей убить; нам и так нормально. Продолжаем возносить молитвы пресветлому "рыночку".

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Сети появилась реклама МТС, в которой используется портрет Григория Шаата – одного из пассажиров Ан-2, пропавшего 11 июня в Свердловской области. Изображение сопровождается слоганом: «Любимая, я буду на связи, что бы ни случилось! МТС на связи... ...
Уникальный образец напольного светильника, предназначенного удерживать одну большую свечу. Корпус выкован из цельного листа латуни, высокорельефный декор создан путем двусторонней чеканки и дальнейшего гравировки деталей. Благодаря такой сложной и специализированной художественной ...
1. Определился победитель конкурса на горшок для котов. Вот он. 2. Победитель конкурса на дизайн веломобиля не определился. Мне прислали около 40 работ, но из них ничего не зацепило (. Есть интересные идеи, с этими людьми связались и будем работать, о результатах сообщу позднее. Конку ...
В пальто на приеме в покоях кронпринца. Почему Кейт Миддлтон никогда не снимает пальто в присутствии посторонних людей? Существует странная причина, по которой Кейт Миддлтон никогда не снимает пальто на публике. Можете представить, что вы будете сидеть в пальто или куртке ...
Сегодня довольно странный день. День, о котором большинство моих знакомых предпочли бы вовсе не вспоминать. Но в нем отражается моя шебутная и бестолковая натура, так что добро пожаловать в мое 17 марта. Меня зовут Ксения. Не далее как три дня назад мы с подругой, ее сыном и моими двумя ...