Про отечественный автопром - культурно-техническое
xommep — 07.07.2022 На старости лет пошёл учиться на шофёра, как-то раньше было не надо. В связи с этим начал интересоваться авто-рынком (раньше обратно было не надо); и постоянно натыкаюсь на полное неприятие обществом (даже в рядах т.н. "патриотов") продукции отечественного автопрома. Попробую показать, почему он у нас такой, каков есть; многим будет обидно, но это уж как всегда.Сперва - небольшой исторический экскурс. Начинался отечественный автопром ещё в имперские, дореволюционные времена; тогда в силу объективных причин автомобили были предметом роскоши, по всему миру. Конвейерное производство в те былинные времена ещё только осваивалось, Форд только начал производить свои массовые модели; но грянул 1914-й год, и стало немного не до того.
В СССР производство автомобилей сразу организовывалось крупносерийным, для чего по лицензии закупались производства у того же Форда; с одной важной оговоркой - производство изначально планировалось полностью локализовать, т.е. без "международной интеграции", своими силами от и до. В условиях надвигающейся Войны это было оче-видно.
В ходе 2-й мировой "внезапно" выяснилось, что современная война - это война моторов, и зачастую число автомобилей обеспечения важнее, чем число танков. Это - важная закладочка на будущее, прошу запомнить.
После войны начался расцвет легкового автопрома (до того в основном выпускались грузовики, по озвученной выше причине); в том числе по довоенной схеме, с закупкой готовых линий и полной локализацией производства. Тот же АвтоВАЗ был закуплен у итальянского Фиата.
В пост-советский период российский автопром продолжал развиваться, но всё больше отставал и отстаёт от т.н. "мирового рынка". Модельный ряд, используемые двигатели, общее качество комплектующих недотягивает до оригинальных образцов "развитого" автопрома - европейского, американского, японского или корейского. У него есть свои фанаты, но отношение в обществе в целом к нему скорее отрицательное, чем наоборот. Уже молчу про инновации - гибриды, электромобили, современные технологии с использованием микроэлектроники - парктроники, АБС; хотя всем этим "инновациям" сто лет в обед.
И этому всему есть вполне логичные объяснения и обоснования, но для этого надо занырнуть, как ни странно, в культурно-идеологический аспект вопроса. А именно - зачем и почему всё это? Современному обывателю такими вопросами такими вопросами заморачиваться недосуг; "всё ж понятно"; на эту тему я недавно писал большой цикл статей.
Ключевые особенности и отличия отечественного автопрома кроются в советском наследии; очевидным образом 146% основных фондов автозаводов достались нам (или скорее не нам) от клятых большевиков. У современной РФ до сих пор не нашлось средств на полноценную модернизацию производства и приведения его в соответствие мировым трендам, поэтому приходится использовать предками данную мудрость народную, со всеми вытекающими.
"Но и у совков автопром отставал от мирового!" - скажут мне, и я соглашусь, с одним важным уточнением - что значит "отставал"?.. Именно тут мы переходим к культурно-идеологическим вопросам, зачем и почему мы делаем то или сё. Если мы смотрим на автопром с точки зрения современного обывателя, то действительно, и советские авто не дотягивали до "цивилизованного" автопрома; но, простите, а вы уверены, что на него нужно так смотреть? Лично я вообще не рекомендую смотреть с точки зрения обывателя вообще на что угодно. ;)))
И здесь не надо путать "простого человека" с обывателем; в изначально понимании слово "обыватель" или "мещанин" означало "городской житель", но со временем получило негативный окрас, смыкающийся с оригинальным смыслом слова "идиот". Обывательская мораль в современном прочтении является анти-культурой; с уходом в крайний индивидуализм и анти-общественное поведение. При засилии обывательской морали никакого Общества по сути не существует.
Условно "западный" автопром изначально развивался в условиях общества потребления, и свою продукцию изначально позиционировал как товар. Никакого другого подхода в обществе потребления быть и не могло; и оно там как-то более-менее органично развивалось годов до 2000-х, когда на смену инженерам пришли маркетологи, и началась деградация автопрома в виде размена надёжности на свистелки и перделки. Но всё же важно понимать, что он развивался вполне успешно с точки зрения собственного общества. То есть он соответствовал целям и задачам Общества.
Советское общество очевидным образом отличалось от условно западенского; как минимум, оно было коллективистским, а не индивидуалистическим. И задачи у него были другие, и автопром был соответствующий. Машины в городах не приветствовались, и в основном использовались для загородных поездок, что в условиях слабого развития сетей СТО требовало от машин высокой ремонтопригодности и вообще простоты конструкции. Города изначально планировались без учёта автотранспорта, который должен был тесниться в гаражах энтузиастов, а улицы и проспекты должны были быть местом обитания общественного транспорта. Общество превыше личности, и это не просто слова, но и вся логика поведения.
Если мы перемножим эти цифры на размеры территории стран, то можно представить разницу в возможности обеспечении покрытия страны сетью СТО. СССР, в отличие от нонешней РФ, был страной с центробежной динамикой населения, и автомобилизация в Бурятии или Туркмении была так же важна, как и в Москве или Ленинграде.
Квалифицированную тех. помощь обеспечить на порядок-другой сложнее; поэтому чем проще авто, тем лучше. Ломаться в наших условиях оно всё равно будет, а вот починить какую-нибудь Буханку несколько попроще, чем Круизёр.
Не готов оправдывать техническую отсталость советского автопрома исключительно соображениями государевых интересов; почему-то при возможности делать ракетную технику пром. товары для населения у нас во многом делались на "отвали". Но определённая логика в этом таки есть. Как минимум, социальное расслоение тогда было в разы меньше, а демонстративное потребление считалось пороком (официально), а не основным мотиватором, как сейчас; хотя тут тоже не всё однозначно. В позднем СССР обывательская мораль уже лютовала вовсю, что и привело всех нас к 1991-му году; писал и даже на видео говорил об это в статье о перепрошивках сознания.
Отдельно уточню, что автопром в СССР соответствовал задачам собственного Общества. Конечно, обывателям хотелось бы того, сего и ещё вот этого, тем более за такие деньги (автомобили в СССР стоили многие тыщи рублей при средней зарплате в районе 200), но всё Общество разививалось с другими приоритетами, с упором на общественный транспорт, организацию жизни в пешей доступности и прочая. Роль автомобиля просто была другая. Приоритеты были совсем другие - та же оборонка. Когда-то это казалось обывателю хи-хи и ха-ха; что ж, давайте посмеёмся теперь, когда через 30+ лет после развала СССР наши танки, наши самолёты, наши корабли на 146% состоят из техники made in USSR. Если бы "совки" тогда жили, как мы сейчас, где были бы мы все?..
В пост-советский период было решено отказаться от советской модели и ринуться в объятия пресветлого Запада. Многие предприятия и целые отрасли были в ходе этих обнимашек уничтожены под корень (микроэлектроника, например); автопром выжил, но это где-то на грани зомбирования. Потому что уже в конце 1980-х годов отставание от "западенского" автопрома накопилось на много лет; особенно если мыслить в тех же категориях, а не в своих собственных. Но своё собственное нам было не нать, так что волей-неволей надо было ускоряться и нагонять, проводя модернизацию. Но на это нужны гигантские инвестиции, сопоставимые с постройкой новых заводов, на что у новой России денег, разумеется, не было. Результат на табле.
В условиях "рыночка" отечественный автопром в его изначальном, советском варианте, вообще не нужен; если мыслить в категориях денег, то от него один вред. Однако я упоминал о "войне моторов"; всё же в отечественной культуре Война до сих пор отдаётся какими-то фантомными болями, и стратегические отрасли удалось удержать от полной деградации. Но и на развитие денег нет; так и продолжает наша промышленность существовать в полу-живом состоянии. Если мыслить в новых категориях, то нужно закупать готовые технологии, налаживать надёжные связи поставок; не обязательно замыкаться по советскому образцу, но хотя бы диверсифицировать экономику надо было ещё в 1990-е; ну или в крайнем случае в 2000-х, с началом нефте-бума, когда в стране появились по-настоящему свободные деньги.
Конечно, тут не всё зависит от отечественного "рынка"; во многом проблемы отечественного автопрома были вызваны схлопыванием отечественного платежеспособного спроса, в том числе не-рыночными способами. В условиях отставания отечественной продукции ей пришлось конкурировать не только с новыми, но и с подержанными авто, практически бесконтрольно хлынувшими из-за границы ещё в 1990-е. Почему не-рыночными - потому что для стимулирования внутреннего спроса ЕС и другие страны один за другим начали принимать законы, ограничивающие эксплуатацию старых авто. На машинках до 2000-го года выпуска ещё ездить и ездить, но эксплуатировать их либо вообще нельзя, либо стоит конских денег; волей-неволей приходится избавляться и пересаживаться на новьё. А старьё можно продавать в страны третьего мира, например, к нам. Это не "рыночек порешал", это просто кто-то свои проблемы решает за счёт остальных. ИндивидуализЪм как норма жизни. И такие проблемы не только у нас, вестимо, и не только в автопроме; точно так же были убиты почти все остальные отрасли машиностроения. Парировать можно было симметрично, принятием соответственных законов, но это же не рыночное поведение...
После разрыва с условным западом "внезапно" выяснилось, что "рыночек" как-то немного не рыночный; и нормы, воспринимавшиеся до недавнего времени как нечто незыблемое, сейчас ничего не значат. Договора летят к чертям; право частной собственности работает "почему-то" только для своих, и т.д. Даже расизм и нацизм уже можно, если они направлены в нужную (кому-то) сторону. Хотя события того же 2014-го года и так вроде бы показали, чего стоит вся эта "демократия".
Но, к сожалению, никакой другой культурной системы у нас нет; развитие общества не развернуть с индивидуализма на коллективизм никакими указами. Да и как, если это не нужно даже в низах общества - все из себя свободные личности, и на благо Родины трудиться никто не хочет. "Дай-дай-дай" вместо "на". И возможности по модернизации того же автопрома выглядят предельно призрачно. Таким образом, после сдачи западенцами отечественного рынка нам в пользование мы просто отдаём его китайцам.
Тут нужны стратегические решения; думать не только о "сегодня", но и о "завтра" с такой же яростью. Для обывателя это странно, но если держать в голове развитие, то без "завтра" никак. Если "и так пойдёт", тогда конечно. Только один вопрос - люди, гадящие на отечественный вопрос, уверены, что они настолько же успешны, как фирма "Мерседес" или хотя бы Hundai? Лично вы зачем-то нужны мировому рынку? Хоть что-то вы предоставляете мировой экономике, сравнимое с продукцией ведущих фирм?.. Так за чей счёт вы ездите в западенском авто-хламе?.. Вопрос далеко не праздный. Если лично вы не производите конкурентоспособную продукцию для мирового рынка, значит, вы пользуетесь любым импортом за счёт тех, кто таки её производит; например, качает и гонит по трубам нефть и газ. Вы бывали на месторождениях и готовы там поработать заради того, чтобы покататься на авто?..
Да, в рамках традиционной морали та же нефть - общенародное достояние, но где обыватель, а где - традиционная мораль. Да, по закону это тоже как бы так, но мы все 30+ лет "независимости" выстраивали систему, где человек человек - волк, и ситуация, когда наиболее ушлые забирают всю прибыль от народного достояния себе, для "рыночной" морали вполне нормальна. Вы же не призываете к национализации и массовым репрессиям? Тогда готовьтесь к тому, что и вас будут рассматривать аналогично, как корм для ушлых. Не вписался в "рыночек" - пошёл нахрен с пляжа.
Наш автопром - отражения места России в мировой системе. Без опоры на собственные силы мы обречены быть полу-колонией (или полу-периферией) стран-гегемонов. И все попытки встать с ними вровень в прошлом не вызывали у них никакого энтузиазма - это хищники, которые питаются слабыми, см. выше. Они рассматривают Россию как друга только в периоды её максимального падения, когда от неё можно что-то получить по бросовым целям. Китай в данный момент немногим от них отличается, так что становиться его периферией немногим лучше, если вообще лучше.
А самостоятельный путь мы как обгадили в 1980-е годы, так до сих пор в ум не придём. Ну что ж, коли так, приходится жить, не приходя в сознание, думая либо европейским умом, либо китайским. Индустриализации всякие проводить - зачем, это же клятые большевики затевали, чтобы побольше людей убить; нам и так нормально. Продолжаем возносить молитвы пресветлому "рыночку".
|
</> |