Про очень необычный подвиг покаяния карельского святого
tata_lind — 30.08.2021 «Куда пошел - как Варлаам против ветра», - так говорится в северной присказке. И именно против сильнейшего ветра мы шли этим летом по Варламову озеру на байдарках.Кто же такой Варлаам и почему его имя упоминается в этой связи?
Преподобный Варлаам, тогда еще Василий, родился в начале 16 в. в селе Кереть при впадении реки Кереть в Белое море.
Хотел уйти в монастырь, но очень полюбил свою будущую жену, и поэтому монахом не стал, а женился и стал священником в храме святителя Николая Чудотворца в Коле. И был там, как пишут, «очень ревнивым пастырем».
Отец Василий изгнал беса, обитавшего на Абрам-мысе и топившего рыбацкие лодки. Тот пообещал, что отомстит ему. Тем временем в Коле создали монастырь, приходской священник уже больше был не нужен, и Василия отправили служить в его родное село. И там случилась трагедия – он убил свою жену. Конечно, когда прошло столько лет, невозможно узнать правду. Есть несколько версий: то ли сам замороченный бесом, убил он жену в припадке ревности, то ли бес вселился в его супругу, и при попытке его изгнать, Василий убил жену. Черт все-таки отомстил священнику.
Об этом событии можно почитать в «Ста́рине о Варлаамии Керетском», записанной русским писателем Борисом Шергиным.
Василий уезжает в Колу к своему духовнику игумену Феодориту, и тот предлагает ему особый, очень необычный, покаянный подвиг: «мертвого носить во гробе, дондеже изгниет тело умершее, самому же в посте и молитве пребывать, и таковое воздержание иметь, что рыбою только на Пасху единою причащатися».
Василий возвращается в Кереть, выкапывает тело жены из могилы, кладет его в баркас и выходит в море. Его путь: от Керети до Колы, примерно месяц. В монастыре он получал воду и благословление и плыл обратно до Керети. И так все время, в дождь, снег, волны и ветер. А ветер практически всегда дул ему навстречу. Отсюда и поморская присказка. А еще пишут, что даже у норвежских рыбаков есть поговорка: когда погода портится, они говорят: «Русский поп жену привез». По преданию, тяжкий постоянный труд - «весла из рук своих не выпускаше» - сделал преподобного горбатым.
Так прошло 3 года, и при всех бурях Василий остался жив. У ног его лежал уже скелет жены. Решил он испытать судьбу и направил свою лодочку на мыс Святой Нос, где, во-первых, сталкивались 2 течения, а во-вторых, водились моллюски - «корабельные сверлила» (Teredo navalis), чьи личинки, цепляясь за днища судов, протачивали корабельную древесину. После молитвы Василия «сверлила» пропали. Он принял это, как знак того, что Господь простил его. Вернулся в Кереть, похоронил останки жены, принял монашеский постриг с именем Варлаам и ушел в Печенгский монастырь к игумену Трифону. Интересно, что тот тоже в юности убил свою возлюбленную и потом долго отмаливал свой грех. Раньше православное население Кольского края обращались сразу в одной молитве к Трифону и Варлааму: «О двоица присноблаженная, Трифане и Варлааме…»
Потом Варлаам ушел из монастыря и поселился на озере близ Чупы, а потом на острове в Чупинской Губе. И там умер в возрасте около 100 лет.
И начались чудеса, связанные с его именем. Интересно то, что они случались помимо воли людей. К терпящим бедствие морякам и рыбакам, Варлаам являлся сам «без зова», называл свое имя и требовал, чтобы люди рассказывали о чуде спасения, иначе он вернется и побьет. Характер и при жизни у него был сложный, также вел он себя и после смерти)
В 1722 г. в Керети при разборке ветхой часовни были найдены его нетленные мощи. Синод не запретил почитать Варлаама, но признал сказания о чудесах недостоверными. Сложно сказать почему, но канонизировали Варлаама только в 1903 г. – вероятно, тут сыграло роль то, что старая вера преобладала в этих краях. А может – кто знает – виновато странное «поведение» святого при явлениях людям.
В 1857 г. ковчег с мощами сгорел в страшном пожаре в Керети, но частички мощей сохранились среди обгоревших бревен.
После того, как село Кереть упразднили, как неперспективное, народ из него разъехался. Бабушки разобрали частички мощей и сохранили. А в начале 2000-х годов они начали появляться. Ковчег с мощами теперь будет в Благовещенском храме г.Кола.
Кола в начале 20 в. - с сайта pastvu.com
|
</> |