про нельзя
detki_2011 — 26.01.2012
Я в детстве ни разу не открыла газ, не залезла в розетку, не
впустила незнакомых, не перешла дорогу в неположенном месте, не
испортила ни одной вещи, не траванулась бабушкиными таблетками, не
обварилась кипятком, не провалилась в прорубь и тд и тп. Хотя
возможностей влипнуть в историю было хоть отбавляй - вспомнить хотя
бы педофила-эгсбициониста, который предлагал мне фокус посмотреть,
нда... А все почему? Потому что в моем детском сознании было очень
четкое понимание слово "нельзя", произнесенного
мамой-папой-бабушкой, и это нельзя срабатывало не только в
ситуациях непосредственной опасности для здоровья и жизни (пр.
трогать оголенные провода нельзя), но и в ситуациях, когда в
опасности были взрослые и их вещи (пр. жрать мамину помаду
нельзя!).
Никакого огорчения по этому поводу я не испытывала, возможностей
реализовать мою творческую и разрушительную энергию родители давали
мне предостаточно.
Понимание родительского "нельзя" во мне начали воспитывать очень
рано - с 6 месяцев. Тренировались
на кошках на
тарелках. Если я тянула руки к еде, лежащей на тарелках взрослых,
мне объясняли - это взрослая еда, она лежит на взрослых тарелках,
ее брать нельзя, а вот детская тарелка, в ней детская еда, детскую
еду есть можно, а взрослую - нельзя! Не знаю, может и прав
Куклачев, что кроме как на жрачку надрессировать
нельзя, но
таки факт - к году я уже отлично понимала, что когда мама говорит
"нельзя" - нужно остановиться и больше никогда такого не делать.
Кроме того, что понятие "нельзя" - понятно ребенку в любом своем
аспекте, оно удобно и тем, что короткое и хлёсткое чисто
фонетически. Мама рассказывала, что, однажды, я внезапно куда то
понеслась, она не успевала меня догнать, а впереди была дорога,
мама крикнула "нельзя", и я остановилась как вкопанная на самом
краю тротуара. Потом мама объяснила, что дорога - это "нельзя", и
больше я к ней не подходила. Главное в отработке этого
слова-понятия быть твердым и последовательным, не бывает так, чтобы
один раз было можно, а другой нельзя.
А что происходит сейчас? Сейчас моден пед-прикорм! Когда ребенок
просит что-то с маминой тарелки, и она дает ему это, если по
возрасту можно. То есть картошку даст, а копченую колбасу - нет.
Ребенок не понимает, почему копченая колбаса вредна, почему
взрослую картошку можно, а колбасу - нет. Ну и тд и тп со всеми
вытекающими.
Можете закидать меня помидорами, но я вобще очень ратую
за такое разделение на взрослое и детское, мне кажется, что
это помогает ребенку ориентироваться в мире и чувствовать себя
защищенным. Поэтому я, кстати, против приятельских отношений между
родителями и детьми. Но это уже тема для отдельного разговора. Пока
давайте подискутируем про "нельзя".