млекопитающие Байкала обнимаются и кричат: "Кумуткан" Е.Некрасовой в ГИТИСе,

топ 100 блогов _arlekin_11.05.2022
За год с небольшим уже третья моя встреча в театре с творчеством Евгении Некрасовой - прошлой весной смотрел чуть ли не подряд две инсценировки ее прозы: "Калечина-Малечина" Евгении Корабельник в ЦИМе и "В кольцах" ("Несчастливая Москва") Марины Брусникиной в "Практике" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4376005.html

- теперь попал на свежий, только что сделанный дипломный спектакль уже хорошо мне знакомой актерско-режиссерской мастерской О.Л.Кудряшова в ГИТИСе, поставленный Светланой Земляковой, чьи и собственные режиссерские успехи связаны преимущественно с педагогической ипостасью, а ее работы в ГИТИСе и с чисто художественной точки зрения зачастую интереснее, чем то, что Светлана Васильевна порой выпускает в репертуарных театрах с профессиональными и возрастными артистами... Другое дело, что принципы "магического реализма", и сами-то по себе в мировой литературе выродившиеся до штампа еще к концу прошлого века, Евгения Некрасова адаптирует считай для восприятия школьниками-старшеклассниками; в инсценировке "Кумуткана" они совсем уж незатейливо подаются в формате "современной сказки" (официальный жанровый подзаголовок спектакля), сентиментальной и дидактичной одновременно, с плоским и недвусмысленным "экологическим" посылом, даже, называя вещи своими именами, "уроком".

Кумуткан - детеныш байкальской нерпы; по эвенкскому (или эвенкийскому?) обычаю - ну якобы (в плане этнографическом и мифопоэтическим я авторам, подвизающимся на грядке "магического реализма", доверять не склонен, а в особенности доморощенным типа Дениса Осокина или вот Евгении Некрасовой...) принято на три дня брать его в дом, где есть дети, чтоб малыши человечьи поиграли с малышом звериным, поласкали его, почувствовали (в символическом подтексте) единение мира людей с пиром природы, а затем надо кумуткана отнести к озеру назад и выпустить на свободу, вернуть матери, природе, Великой Нерпе, которая тут все это "природное", "вечное", ритуально-мифологическое начало олицетворяет наряду с Хозяином Байкала, еще одной условной, "сказочной", "эпической" фигурой. Бесхитростно водрузив Хозяина Байкала в картонной этно-шапке на стремянку, а Великую Нерпу усадив на электросамокат-моноцикл, прикрытый куполом юбки, режиссер так обозначает этот самый "сказочный", "природный", "вечный" мир; противопоставляя ему мир людей с приметами столь же нехитрого повседневного обихода, мебели, бытовых приборов, а заодно и гитар... Песнями и стихами, по счастью, в "Кумуткане" не злоупотребляют, хотя в качестве материала для студенческого диплома история, надо признать, действительно хороша, удобна - позволяет вовлечь в дело сразу большое количество ребят с курса и каждому найти пусть небольшую по объему, но заметную роль, с харАктерными интонационными и пластическими чертами, будь то фантастические, "волшебные" существа, аллегорические фигуры - Великая Нерпа (Карина Газизова) и Хозяин Байкала (Давид Сократян) - детеныш нерпы, номинально заглавный герой (Ефим Белосорочка), хотя и почти бессловесный, но один его взгляд из под капюшона худи необычайно выразителен, взрослые люди или их дети-подростки.

По сюжету девочка Лена (Элизабет Дамскер) безвинно стала жертвой мести Великой Нерпы: ее отец-рыбак (Лев Зулькарнаев), даром что не эвенк по национальности, вместо того, чтоб вернуть кумуткана Байкалу, продал его бывшему однокурснику и несостоявшемуся жениху (Сергей Кирпиченок) своей жены (Серафима Гощанская)... Лена подросла, вместе с одноклассником Волгиным (Влад Медведев), сыном алкаша-браконьера (Баястан Колдашалы), отправилась на озеро, попыталась освободить нерп из ловушек, провалилась под лед... и чудесным образом, при, конечно, посредничестве Великой Нерпы, не до конца, но все-таки простившей девочку, обрела способность ну если не дышать под водой, то, подобно нерпам, задерживать дыхание надолго, благодаря чему и выжила в ситуации, где обыкновенный человек наверняка бы погиб; "остаточное" проклятье Великой Нерпы сводилось к тому, что зародившиеся в теле у Лены детеныши через месяц обречены рассасываться... хотя, между прочим, с точки зрения людской, а не звериной, не природной, это скорее удобно, чем печально! Так или иначе спустя годы Лену в качестве "эко-террористки" осудят за уничтожение катеров и нападение на офисы турфирм, организующих охоту на нерп — подробности развязки вынесены в эпилог, проговариваются мельком и фактически остаются за рамками театрального представления. Зато через него дополнительным лейтмотивом проходят эпизоды "прогноза погоды" с ведущей Натальей (Дарья Балабанова), пластические этюды, музыкальные номера, тут и "Славное море, священный Байкал", и другие подобающего случаю репертуара шлягеры разных лет и народов... По сравнению с "Книгой царств" той же Земляковой с теми же ребятами мастерской Кудряшова -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4473992.html

- "Кумуткан" показательно наивен и в плане формы тоже, не только содержания, равно и фабулы, и характерологии, и вытекающей из сюжета морали; с той же искренней самоотдачей сказка-притча и разыгрывается - на целевую аудиторию каждый из элементов спектакля в отдельности действует безотказна; не могу сказать того же о себе - и литературный материал смущает, и "нравственный урок" отталкивает, и простота формальных ходов не слишком вдохновляет, если честно... Однако, пожалуй, именно в таких дипломных (не забываем) спектаклях легче всего отметить и запомнить актерские, да и типажные для начала, индивидуальности студентов; а в "режиссерский театр", кому повезет, они еще успеют наиграться, некоторые уже и без отрыва от учебных занятий успевают (как, например, Дарья Верещагина, в "Кумуткане" исполняющая не самую ключевую роль Гали, подруги Лены); судя по тому, что на показе Константин Хабенский - и уже в статусе руководителя МХТ (а при нем ведь своя Школа-студия имеется...) - присутствовал, новое поколение "кудряшей", как и предыдущие, будет нарасхват.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот практикуется обряд поклонения образу св. Аполлония в Вашингтонском музее космонавтики: Собственно, музеи со светлыми образами Аполлония и прочими его святыми атрибутами и есть ...
Исследователи из Университета Феррары в Италии изучили, как развивалась пигментация кожи, глаз и волос европейцев за последние 45 000 лет. Результаты показывают, что более светлые пигментные черты появлялись постепенно и нелинейно, а темная кожа сохранялась во многих популяциях ...
Да, картинки от 30 октября сего года На яблоне последний лист А под яблоней Вот такой куцый цветочек И не куцый Яркий Даже пышный Разные Даже не верится, что это в конце октября И эта малышня А еще вот Цветут И плодоносят ...
Итак, подведём итоги ответов на вопрос о шести военачальниках по имени Михаил, участниках Бородинского сражения. Все игроки выказали отличные знания. Глеб, ака loddfafnirr сходу назвал полководца, вызвавшего у многих затруднения. Но быстро догадались также Вера, ака camomi ...
Полез в Вики узнать точное определение слова дредноут. Уже и не помню, что спровоцировало такое желание. А в результате на час завис, изучая разницу между линкорами, броненосцами, крейсерами, фрегатами и прочими космическими кораблями. А вы часто зависаете в Википедии по ссылкам? Как по ...