млекопитающие Байкала обнимаются и кричат: "Кумуткан" Е.Некрасовой в ГИТИСе,
_arlekin_ — 11.05.2022
За год с небольшим уже третья моя встреча в театре с
творчеством Евгении Некрасовой - прошлой весной смотрел чуть ли не
подряд две инсценировки ее прозы: "Калечина-Малечина" Евгении
Корабельник в ЦИМе и "В кольцах" ("Несчастливая Москва") Марины
Брусникиной в "Практике" -
- теперь попал на свежий, только что сделанный дипломный
спектакль уже хорошо мне знакомой актерско-режиссерской мастерской
О.Л.Кудряшова в ГИТИСе, поставленный Светланой Земляковой, чьи и
собственные режиссерские успехи связаны преимущественно с
педагогической ипостасью, а ее работы в ГИТИСе и с чисто
художественной точки зрения зачастую интереснее, чем то, что
Светлана Васильевна порой выпускает в репертуарных театрах с
профессиональными и возрастными артистами... Другое дело, что
принципы "магического реализма", и сами-то по себе в мировой
литературе выродившиеся до штампа еще к концу прошлого века,
Евгения Некрасова адаптирует считай для восприятия
школьниками-старшеклассниками; в инсценировке "Кумуткана" они
совсем уж незатейливо подаются в формате "современной сказки"
(официальный жанровый подзаголовок спектакля), сентиментальной и
дидактичной одновременно, с плоским и недвусмысленным
"экологическим" посылом, даже, называя вещи своими именами,
"уроком".
Кумуткан - детеныш байкальской нерпы; по эвенкскому (или
эвенкийскому?) обычаю - ну якобы (в плане этнографическом и
мифопоэтическим я авторам, подвизающимся на грядке "магического
реализма", доверять не склонен, а в особенности доморощенным типа
Дениса Осокина или вот Евгении Некрасовой...) принято на три дня
брать его в дом, где есть дети, чтоб малыши человечьи поиграли с
малышом звериным, поласкали его, почувствовали (в символическом
подтексте) единение мира людей с пиром природы, а затем надо
кумуткана отнести к озеру назад и выпустить на свободу, вернуть
матери, природе, Великой Нерпе, которая тут все это "природное",
"вечное", ритуально-мифологическое начало олицетворяет наряду с
Хозяином Байкала, еще одной условной, "сказочной", "эпической"
фигурой. Бесхитростно водрузив Хозяина Байкала в картонной
этно-шапке на стремянку, а Великую Нерпу усадив на
электросамокат-моноцикл, прикрытый куполом юбки, режиссер так
обозначает этот самый "сказочный", "природный", "вечный" мир;
противопоставляя ему мир людей с приметами столь же нехитрого
повседневного обихода, мебели, бытовых приборов, а заодно и
гитар... Песнями и стихами, по счастью, в "Кумуткане" не
злоупотребляют, хотя в качестве материала для студенческого диплома
история, надо признать, действительно хороша, удобна - позволяет
вовлечь в дело сразу большое количество ребят с курса и каждому
найти пусть небольшую по объему, но заметную роль, с харАктерными
интонационными и пластическими чертами, будь то фантастические,
"волшебные" существа, аллегорические фигуры - Великая Нерпа (Карина
Газизова) и Хозяин Байкала (Давид Сократян) - детеныш нерпы,
номинально заглавный герой (Ефим Белосорочка), хотя и почти
бессловесный, но один его взгляд из под капюшона худи необычайно
выразителен, взрослые люди или их дети-подростки.
По сюжету девочка Лена (Элизабет Дамскер) безвинно стала
жертвой мести Великой Нерпы: ее отец-рыбак (Лев Зулькарнаев), даром
что не эвенк по национальности, вместо того, чтоб вернуть кумуткана
Байкалу, продал его бывшему однокурснику и несостоявшемуся жениху
(Сергей Кирпиченок) своей жены (Серафима Гощанская)... Лена
подросла, вместе с одноклассником Волгиным (Влад Медведев), сыном
алкаша-браконьера (Баястан Колдашалы), отправилась на озеро,
попыталась освободить нерп из ловушек, провалилась под лед... и
чудесным образом, при, конечно, посредничестве Великой Нерпы, не до
конца, но все-таки простившей девочку, обрела способность ну если
не дышать под водой, то, подобно нерпам, задерживать дыхание
надолго, благодаря чему и выжила в ситуации, где обыкновенный
человек наверняка бы погиб; "остаточное" проклятье Великой Нерпы
сводилось к тому, что зародившиеся в теле у Лены детеныши через
месяц обречены рассасываться... хотя, между прочим, с точки зрения
людской, а не звериной, не природной, это скорее удобно, чем
печально! Так или иначе спустя годы Лену в качестве
"эко-террористки" осудят за уничтожение катеров и нападение на
офисы турфирм, организующих охоту на нерп — подробности развязки
вынесены в эпилог, проговариваются мельком и фактически остаются за
рамками театрального представления. Зато через него дополнительным
лейтмотивом проходят эпизоды "прогноза погоды" с ведущей Натальей
(Дарья Балабанова), пластические этюды, музыкальные номера, тут и
"Славное море, священный Байкал", и другие подобающего случаю
репертуара шлягеры разных лет и народов... По сравнению с "Книгой
царств" той же Земляковой с теми же ребятами мастерской Кудряшова
-
- "Кумуткан" показательно наивен и в плане формы тоже, не
только содержания, равно и фабулы, и характерологии, и вытекающей
из сюжета морали; с той же искренней самоотдачей сказка-притча и
разыгрывается - на целевую аудиторию каждый из элементов спектакля
в отдельности действует безотказна; не могу сказать того же о себе
- и литературный материал смущает, и "нравственный урок"
отталкивает, и простота формальных ходов не слишком вдохновляет,
если честно... Однако, пожалуй, именно в таких дипломных (не
забываем) спектаклях легче всего отметить и запомнить актерские, да
и типажные для начала, индивидуальности студентов; а в
"режиссерский театр", кому повезет, они еще успеют наиграться,
некоторые уже и без отрыва от учебных занятий успевают (как,
например, Дарья Верещагина, в "Кумуткане" исполняющая не самую
ключевую роль Гали, подруги Лены); судя по тому, что на показе
Константин Хабенский - и уже в статусе руководителя МХТ (а при нем
ведь своя Школа-студия имеется...) - присутствовал, новое поколение
"кудряшей", как и предыдущие, будет нарасхват.