Про нации

Есть такое убеждение многих левых: нации - это буржуазный
конструкт. Нет смысла говорить о том, из каких мест это надергано,
да и неважно. Это в принципе правильное утверждение. Неверно лишь
то, что об этом говорится, как о чем-то плохом.
Между тем, образование наций при капитализме - явление в целом
прогрессивное (во всяком случае, так было в прошлом). Не надо
думать, что вот "простому-то человеку не нужны все эти ваши нации".
Простые люди между собой дружат и понимают друг друга, дескать, а
тут пришли эти буржуи и навязали какие-то нации, стравив их между
собой.
Я не знаю, какие розовые очки нужно носить, чтобы так думать о
"простых людях". Люди вообще крайне склонны делить мир на своих и
чужих. Бинарный код. Наша семья - и все остальные. Наш род, наше
племя - и окружающие не-люди. Отторжение всех, кто хоть как-то
отличается.
Это буквально биологическая программа. М. Сотникова, биолог и
кинолог, описывала удивительное событие: в питомник, где
поколениями жили только белые пудели, привезли собачку другого
окраса. Пудельки, которые в принципе не склонны к агрессии и
дружелюбны, немедленно начали травить эту "небелую ворону" всей
стаей!
Десятилетия целенаправленного воспитания интернационализма и
сознательного создания советского народа, при общих, схожих у всех
народов материальных условиях и образовании, общем языке
межнациональной коммуникации, все равно увенчались лишь частичным
успехом. Я думаю, что уже наше поколение могло бы быть первым
по-настоящему советским, с самоощущением советской наднации. Но и в
нем еще чувствовался национализм, а уж поколение наших родителей
очень мало выходило за пределы своей собственной нации - городские
и русские были более открыты, деревенские и "не очень русские", ну
что сказать? Еще в 80е в деревне, а то и в городе российские немцы
требовали от своих детей, чтобы те женились и выходили замуж только
в своей среде. И все это, повторяю, вопреки советскому воспитанию,
вопреки требованиям, образованию, телевизору. Это биологическая
прошивка "свои-чужие". Ее преодолеть невозможно за одно
поколение.
Это фашистов можно воспитать за 10 лет. Интернационалистов массово
- только через два-три поколения, и то при условии общего языка и
экономики.
Так что и до образования буржуазных наций люди были склонны
кучковаться и ненавидеть чужих, но это было еще хуже. Чужаками уже
были жители соседнего графства или соседней области. Возьмите
"Россию-которую-мы-потеряли": казаки считали себя не русскими, а
русских, "мужиков" - низшей расой, евреи и различные инородцы были
вовсе инопланетяне, хохлы были вполне себе хохлами - то есть
чужими, а по сути чужими были даже крестьяне разных губерний - они
и понимали-то друг друга с трудом, разные говоры и диалекты, разные
обычаи и полное ощущение чужаков. Политическая русская нация
формировалась где-то в городах, сверху, а крестьяне... Егор Яковлев
утверждает, например, что формирование русской нации завершилось
только в Великую Отечественную войну. Это звучит парадоксально, а
как же русское искусство, наука и прочее? Но да, крестьяне, то есть
основное население страны, стало понимать себя как "русские", а не
просто "православные христиане", или же рязанские, калужские,
вологодские, только к этому времени.
Аналогичную картину мы видим и в Европе. До сих пор в той же
Великобритании местнические тенденции так сильны, что приводят к
буквальному сепаратизму (Шотландия), да и уэльсцы чувствуют себя
совершенно отдельной нацией. Про Германию, которая вообще возникла
совсем недавно по историческим меркам, я просто молчу - тут и
диалекты, и ментальность разная, и даже архитектура: переезжаешь из
земли в другую землю, как в совершенно другую страну. Все это -
следы феодальной, донациональной раздробленности.
До формирования наций некоторую объединительную роль играли
религии. Про российских, украинских крестьян - "православных
хрестьян" - уже говорилось, также и европейцы ощущали себя едиными
благодаря Церкви, та же картина наблюдалась у мусульман (да,
расколы - это отдельная тема). Но это было объединение на уровне
идей, мало связанное с базисом, и поэтому крайне рыхлое.
Формирование наций, безусловно, позитивный шаг. Вообще мне
представляется, что любое объединение людей - позитивно. Цель - это
единая человеческая семья при коммунизме, где уже невозможны войны,
где человечество может решать любые задачи вместе. Но идти к ней
нужно долго, и формирование наций было таким прогрессивным
шагом.
Думаю, что объяснять это не нужно. Нация крупнее, чем входящие в
нее народы или отдельные области, она может решать более масштабные
задачи, планировать на более длительный срок, а значит - улучшать
качество жизни своих граждан.
Поэтому да, нация - буржуазный конструкт, и ее наличие - это
хорошо.
Тут, конечно, есть множество неприятных и скользких моментов.
1. Создание наций немедленно привело к тому, что одни нации стали
жить за счет других или за счет еще не объединенных народов.
Тут вообще диалектический спиралевидный процесс: развитие
производительных сил/производственных отношений ведет к
формированию нации (как наиболее удобной при капитализме
организации этноса), а сформированная нация способствует решению
задач по увеличению прибыли, поиску рынков сбыта и дешевого сырья и
т.д.
Но к сожалению, эти самые источники сырья и дешевой рабочей силы -
это ведь тоже какие-то народы, которые просто не успели к раздаче,
и их развитие было навсегда заторможено безжалостной
эксплуатацией.
2. Далеко не все народы когда-либо сформируют политические нации.
Вообще нужно уходить от нелепого представления, основанного на
"пятичленке", что каждый народ развивается одинаково, проходя через
одни и те же стадии. В смысле, сами стадии вполне универсальны - но
они относятся ко всему человечеству, а не к отдельным народам.
В этом нет, собственно говоря, ничего страшного. Это не делает
какой-то народ неполноценным. Ну просто вот так сложилось, что его
члены - это члены еще и какой-то сформировавшейся нации.
Тут еще можно поговорить о попадании в эпоху. Формирование всех
наций было кровавым делом и обязательно сопровождалось войнами
против "чужих", колониальными захватами, ну хотя бы, как минимум,
освоением территорий, где может быть со временем сформировалась бы
какая-то другая нация. Но так сложилось, что ряд наций успел
сформироваться "вовремя". И лишь на изломе эпохи формирования наций
появляется Германия. Слишком поздно, не успела попасть в тренд, как
следствие - проигрыш в войне, как следствие - формирование НАЦИЗМА,
злокачественной формы национализма. Объединительная тенденция в
Германии невероятно сильна, несмотря на гигантские различия,
допустим, Баварии и Гамбурга, немцам очень хотелось быть именно
немцами, но для того, чтобы попасть в число империалистических
угнетающих наций, им пришлось конкурировать уже с давно
существующими "акулами", а жизненное пространство отвоевывать у
другой крупной и древней нации, к тому же находящейся на более
высокой стадии исторического развития. Без нацизма - фашисткого,
террористического - тут никак не обойтись.
(впрочем, конечно, сравнение немецкого фашизма и допустим,
британского колониализма - дело далеко не однозначное, но первый
был обречен на осуждение, был обречен стать пугалом для детей,
потому что эпоха, когда джентельменам разрешалось все, уже
закончилась).
И уже когда полностью миновала эпоха формирования наций, буквально
даже не к шапочному разбору, а после закрытия рынка, на сцену
выползает недоразумение, считающее себя "украинской нацией". Речь
не о нормальном, уважаемом украинском народе - а об его
политической "элите", которая якобы формировала нацию, но
исключительно строго под западным руководством, и с целью борьбы
против России и части собственного народа. Что же удивительного,
что террор и методы бандеровцев ужасали даже в сравнении с методами
немецких фашистов.
У нас любят говорить, что постсоветская УКраина - крупнейшая
европейская страна, самая богатая из советских республик - имела
все возможности все же стать респектабельной политической
нацией.
Нет, не имела.
Потому что дело не в ресурсах, не в промышленности, не в
образованности жителей. Дело в мировых раскладах, в которых уже не
было место для какой-то нации еще. Вы скажете, но Китай же смог? Но
простите, Китай был бедной, угнетенной, но все же несомненной
нацией, и уже очень давно. Он был региональной силой, пусть
полуфеодальной, а затем социалистической. Весь пафос китайской
модели - антиимпериалистический, весь он направлен на достижение
независимости нации (и это, кстати, новое явление ХХ века - когда
нация рождается, защищая себя от колониального или неоколониального
разграбления).
А вот "вторая Франция" никому больше в мире не нужна. Чтобы стать
Францией, нужно несколько веков заниматься колониальным грабежом,
иметь свою колониальную империю, затем ее потерять, но восстановить
неоколониальные отношения. Кто Украине даст колонии? А раз нет - то
и не могло быть второй Франции. Могла, конечно, появиться вторая
Белоруссия, только более богатая, сильная и независимая. Но тогда
нужно было не настаивать на "нации", обязательной мове, не
переписывать историю и не цепляться за "национальные традиции",
сплошь протофашистские (Петлюра) и фашистские (Бандера). Защищая
себя, борясь за действительную независимость, Украина действительно
могла бы жить вполне нормально, как Россия и Белоруссия. Но если
бы, как говорится, у бабушки были яйца...
Я не хочу сказать, что марксизм появился слишком рано - он появился
закономерно, одновременно со всплеском таких же основополагающих
теорий в биологии, химии, физике. Я также не хочу и сказать, что
социалистическая революция случилась слишком рано, в мире, еще не
готовом для нее - видимо, и это было закономерно. Но надо понимать,
что уже и тогда основной задачей в мире было вовсе не свержение
власти буржуев в целом - а уничтожение империалистического
угнетения. Без решения этой задачи, без глобализации на уже
равноправной основе, нельзя решать и задачу классовой борьбы.
Точнее, их решение должно идти параллельно, и понятно, что
социалистическое государство, пусть это был "социализм осажденной
крепости". решало эту задачу - отстоять свою и чужую независимость
- на порядок лучше.
Если честно, на протяжении своей истории СССР в основном только
этим и занимался, и как только пропало это понимание - так все и
пошло под откос.
Если рассматривать социализм по Вазюлину, как переходную эпоху
между надформациями, между эрой угнетения и эрой свободы, сравнимую
с целой формацией, то сейчас все еще первый этап этой эпохи,и он
должен решить основной первый вопрос: крупные нации не должны жить
за счет других народов, не должны питаться их соками и грабить их;
народы должны быть равны и в равной степени получать доступ к
развитию.
Тогда можно будет решать следующие задачи, тогда появится настоящий
революционный пафос борьбы с угнетающей верхушкой.
Потому что сейчас его нет, сейчас людей гораздо больше - и
совершенно по жизненным, материальным причинам - интересуют
вопросы взаимодействия наций. И переубедить их на данный момент
нельзя. Просто не получится.
|
</> |