Про фильм "Взвод" и про империализм
blau_kraehe — 02.04.2023Надо сказать, я достигла определенного дзена, которого желаю достичь и всем остальным. Недавно решила восполнить пробел и посмотреть наконец фильм "Взвод" прогрессивного американского режиссера Оливера Стоуна, тем более, что в молодости мне нравился его фильм "Сальвадор", вьетнамская война, конечно же, тоже интересует, ну и вообще.
Так вот, досмотрела я его с трудом, и потому что классику надо
знать.
Потому что для меня это все выглядело примерно так же, как немецкий
сериал про войну. Ну типа: были там вот такие хорошие обычные
ребята, которых почему-то призвали на войну, и они пошли, и среди
них нашлись какие-то подонки, которые убивали мирных жителей, но
это, конечно же, только отдельные негодяи! А потом партизаны просто
перебили всех этих хороших ребят, а кто выжил - остался с душевной
травмой. Бедняги.
Вот уверена, если бы Клим Жуков посмотрел аналогичный немецкий
фильм, ну например, "Наши матери, наши отцы", его бы начало
тошнить. А "Взвод" ему и большинству наших вроде как и нормально, и
даже прогрессивно. Там же зверства американской военщины вроде бы
показывают.
Причем вранья никакого нет. Все верно. Я думаю, что действительно
большинство во Вьетнаме были простые американские парни, что
реально убивали мирных только отдельные отморозки.
Дело не в этом, а в самой подаче материала. Скажем, в фильме нет ни
одного вьетнамца, у которого было бы имя, какая-то история,
характер. Вьетнамцы показаны как просто дикари, живущие в хижинах,
полуживотные.
Участники же преступной войны США показаны как живые люди, разные,
интересные, у каждого своя судьба и мотивация.
Главный герой пошел добровольцем, потому что хотел поступать,
как деды и отцы - вроде как недавно была война с фашизмом (а теперь
с вьетнамскими крестьянами?). Он христианин. Другие попали в армию,
потому что не было иного выхода. Умные рассуждения о социальных
аспектах - мол, только богатые могут идти добровольцами и вообще
иметь какие-то идеи. Когда они гибнут, их жаль - герои живые.
А вьетнамцы в фильме - это так, часть окружающей враждебной
природы. Ну и объект преступления.
Вот поэтому тошнит. "Борьба героического народа Вьетнама" - это
одно из моих первых жизненных впечатлений, война закончилась, когда
я была ребенком, но уже могла что-то воспринимать из телевизора.
Рассказы про героических вьетнамцев сопровождали нас тогда, ну
наверное, как-то так же, как сегодня рассказывают про Донбасс. Те
вьетнамцы были живыми и имели свою историю, характер и
мотивацию.
А эти, в фильме - нет (кстати, насколько помню, в фильме
"Сальвадор" так не было, там Стоун вполне себе показал живых
местных жителей. Но там и не было прямого вторжения армии США).
Я вот спрашиваю, граждане, а почему нам вообще должны быть
интересны эти "простые американские парни", и зачем и почему они
все это делали? Почему надо копаться в преступной психологии и
выяснять, как же хороший (безусловно!) человек мог дойти до жизни
такой?
Вот противник поступает гораздо эффективнее: для него русские -
просто не люди, они, включая самих русских либералов, изо всех сил
пытаются нам внушить, что мы не люди, мы "народное тело"
(с)Алексиевич), некая копошащаяся масса, орки или насекомые, в
общем. никто. А Пушкина с Достоевским надо отменить. И даже
рассказы о якобы отсутствии микроволновок и туалетов в России - это
все то же стремление превратить нас во "вьетнамцев в пальмовых
хижинах". Там и жалеть-то типа некого. Полуживотные.
Безусловно, тот же Клим Жуков ни в коем случае не относится к
вьетнамцам таким образом, у него есть отличный цикл лекций о
Вьетнаме (кстати, рекомендую). В том числе и о том, насколько это
потрясающий народ. Но ему вроде бы Стоун и ничего, прогрессивный
режиссер. А мне уже просто неприятно - чисто эмоциональное
отвращение.
И нет, я не призываю к национальной ненависти против
ЮС-американцев. Я очень люблю Твена, Джека Лондона, да вообще вся
их литература (кроме, пардон, Кинга) очень интересна. Мне нравится
фантастика США, в виде и литературы, и кино. Это, безусловно.
великий народ. Вообще самое главное тут - отказаться от упрощенного
понимания. Да, безусловно, Запад породил в том числе и гуманизм, и
марксизм, и собственно говоря, он же породил и собственных
могильщиков - аналогично тому, как буржуазия создает собственного
могильщика - пролетариат. Мир диалектичен. Мир не описывается
черно-белыми категориями.
Да, когда придет конец Большой Империи, ее будут вспоминать, скорее
всего, с восхищением и интересом, как мы говорим сейчас о Риме.
Но это не отменяет ее преступлений, ее преступного характера, и с
какой стати мы должны интересоваться характерами и мотивациями. а
также "ужасными страданиями" на войне прямых преступников - как
говорили в моем детстве, американской военщины?
Кстати, я не критикую Стоуна, и он действительно прогрессивен, он
вот и про Украину сейчас хороший фильм снял. Просто "Взвод" -
правильный фильм для самих США, он для них и был предназначен. Но
не для всего остального мира.
Я все больше думаю, что проблема распада СССР - это проблема
непонимания нашего места в этом мире. Та же советская интеллигенция
была абсолютно убеждена, что не будь СССР - и она станет жить, как
интеллигенция на Западе (в реальности интеллигенция на Западе
теперь скатывается на уровень рабочего класса и ниже). Егор Яковлев
в последних лекциях говорил о том, что у нас было сформировано
убеждение о Войне, как противостоянии "двух равных сил". А это было
не так для немцев - они шли завоевывать "ничьи" территории,
населенные лишь, по их мнению, полуживотными (нет. не для всех
немцев - но очевидно, для их верхушки). В позднем СССР нарастало
презрение ко всем этим вьетнамцам, неграм, которых мы, якобы,
"кормим" и прочим "нищебродам". Большинство из нас считало себя
почти западными людьми, ну только у нас дефицит некоторых продуктов
и вообще как-то убого мы живем, не то. что во Франции - но это,
понятно, только потому, что у нас нет рынка.
А нужно было понимание нашего единства с угнетенным миром, с
"развивающимся" (как тогда говорили) миром, единства на самом
глубинном, народном уровне. Нужно было понимание антиимпериализма.
Во всех странах, которые сумели себя сохранить - Китай, КНДР и
частично, на Кубе - это понимание ЕСТЬ.
Сейчас вы скажете, ну вот. сама-то на Западе.
Да, именно здесь-то это и проще всего понять. Живя в Москве или в
крупном провинциальном городе (да и в некрупном тоже), имея вполне
приличную собственную квартиру, бытовую технику, легко воображать
себя "белым человеком", прям почти "частью Запада" и ощущать
превосходство над "всякими там неграми".
Я работаю в месте, куда никто особенно на работу идти не хочет.
Состав моего трудового коллектива по стране происхождения: Венгрия,
Польша, Польша, Босния, Кения, Марокко.
На двух предыдущих местах была похожая картина, только поляки
преобладали.
Вишенка на торте - этаж управления сплошь состоит из коренных
немцев.
Поймите, негры - это мы. Вьетнамцы - это тоже мы. Мы едины со всеми
этими людьми, и мы должны дать наконец отпор этой долбанной
Империи, возомнившей себя вправе убивать и навязывать свои условия
всему миру.
|
</> |