Про мужа-рабовладельца и освобождение женщины
vad_nes — 07.03.2023"8 марта близко-близко, и сердце бьется как олень...".
Не уверен, что завтра я буду у компьютера, поэтому сегодняшний выпуск "Истории в карикатурах" посвящен лучшей половине человечества.
Увы, но в "Крокодиле" 1924 года женщин вспоминали не по самым приятным поводам. В основном - боролись за лучшую долюшку женскую.
Сергей Грузенберг на своей карикатуре "Голгофа женщины" представительницу прекрасного пола распял в прямом смысле слова.
Добавьте описание
Рисунок сопровождался стихами. Плохими, но пафосными. Не побоюсь этого слова - стихотворным манифестом:
Работница! Позорною печатью Была отмечена в веках минувших ты Бог очага — бог стирки и плиты Обрек тебя на вечное распятье, В домашний труд забросив жизнь твою Для кухонных горшков, посуды и пеленок... Рабовладелец-муж создал твою семью, И выпил кровь твою любимый твой ребенок... Так было... было!!. Но пора прошла, Неся с собой надежду на спасенье: Проснись, работница завода и села! Сверши свой путь с Голгофы к Воскресенью, Чтоб, выйдя к жизни ясной и простой. Забыть навек разбитое корыто... Распятая меж стиркой и плитой, Воскресни, женщина, к общественному быту!!.
И здесь, наверное, надо пояснить, что такое "общественный быт".
Большевики, обеспечившие юридическое равноправие женщины в первые же месяцы нахождения у власти, были самыми оголтелыми феминистами в мире.
Женщина рассматривалась ими как самый угнетенный человек в стране, что, в общем, видно по карикатурам.
Спасать женщин они предполагали созданием "общественного быта" - всемерным развитием предприятий сферы услуг, которые снимут с женщин их традиционные обязанности. Для этого советское руководство создавало сеть заведений, которая обеспечила бы раскрепощение женщин: ясли, детские площадки, школы, детские дома, общественные столовые, прачечные и т.п.
Это не только женщин касалось, вообще всех. Чтобы быт не заедал - отдадим его на аутсорс! Студенческие общежития, которые строились в те годы, так называемые "дома-коммуны", были предельно аскетичными, они изначально проектировались без кухонь или душевых - предполагалось, что питаться их обитатели будут в общественных столовых, а мыться в общественных банях. Вот внутренний интерьер московского Дома-коммуны на улице Орджоникидзе, созданного архитектором Николаевым.
Добавьте описание
А женщинам про светлое будущее рассказывали лучшие "золотые перья" страны. Юрий Олеша в 1927 году писал в знаменитой повести "Зависть"
"Женщины! Мы сдуем с вас копоть, очистим ваши ноздри от дыма, уши - от галдежа, мы заставим картошку волшебно, в одно мгновенье, сбрасывать с себя шкуру; мы вернем вам часы, украденные у вас кухней, - половину жизни получите вы обратно. Ты, молодая жена, варишь для мужа суп. И лужице супа отдаешь ты половину своего дня! Мы превратим ваши лужицы в сверкающие моря, щи разольем океаном, кашу насыплем курганами, глетчером поползет кисель! Слушайте, хозяйки, ждите! Мы обещаем вам: кафельный пол будет залит солнцем, будут гореть медные чаны, лилейной чистоты будут тарелки, молоко будет тяжелое, как ртуть, и такое поплывет благоухание от супа, что станет завидно цветам на столах".
Обманули, конечно, все-мужики-козлы.
Реального освобождения женщинам пришлось дожидаться несколько десятилетий, пока в конце девяностых - начале нулевых не произошло скачкообразного качественного улучшения бытовой техники.
Вообще с освобождением женщин у мужиков вообще часто не клеилось.
К примеру, большевики, движимые самыми лучшими побуждениями, еще в 1918 году приняли целый пакет законов об охране женского труда, самый прогрессивный в мире. Вводился восьмичасовой рабочий день, запрещалось привлечение женщин к сверхурочным и ночным работам и вредным для женского здоровья производствам, а также, что наиболее важно, закреплялась равная заработная плата за одинаковый труд мужчин и женщин. Тогда же, в 1918-м, был принят и Закон об охране материнства, который вводил дородовое и послеродовое консультирование и медицинское обслуживание, оплачиваемый восьминедельный декретный отпуск, а с выходом женщин на производство обеспечивал перерывы на кормление в оборудованных местах.
Все это было очень актуально - поскольку в годы войны и послевоенные годы женщины массово пошли на производство, заменив ушедших на фронт мужчин.
Но как раз в наши 1920-е мужики с войны уже вернулись. И женщин стали не менее массово правдами и неправдами увольнять - именно из-за прогрессивного трудового законодательства. Декретный отпуск, запрет на ночной или вредный труд - все это делало наем женщин крайне невыгодным для работодателей.
К сожалению, в условиях НЭПа и частного предпринимательства власти мало что могли сделать, кроме как карикатуры рисовать. Вроде рисунка Бориса Ефимова 1924 года "Слово и дело".
Должен быть установлен строгий контроль профессиональных союзов и инспекции труда за практикующейся заменой женщин мужчинами при сокращении штатов. (Из газет).
Подпись: "ЗАВ: — Дорогу женщине!".
В общем, дорогие женщины, что греха таить - у нас, мужчин, не очень хорошо получается делать вашу жизнь лучше.
Но мы стараемся. Потому что искренне вас любим!
С наступающим!
____________________
Это проект "История в карикатурах".
Каждый день я буду показывать вам карикатуру и рассказывать про нее. Надеюсь, из рассказов сложится мозаика, рисующая жизнь в России сто лет тому назад. 1922 год здесь, 1923 — тут.
|
</> |