Про мужа-рабовладельца и освобождение женщины

топ 100 блогов vad_nes07.03.2023

"8 марта близко-близко, и сердце бьется как олень...".

Не уверен, что завтра я буду у компьютера, поэтому сегодняшний выпуск "Истории в карикатурах" посвящен лучшей половине человечества.

Увы, но в "Крокодиле" 1924 года женщин вспоминали не по самым приятным поводам. В основном - боролись за лучшую долюшку женскую.

Сергей Грузенберг на своей карикатуре "Голгофа женщины" представительницу прекрасного пола распял в прямом смысле слова.

Про мужа-рабовладельца и освобождение женщины

Добавьте описание

Рисунок сопровождался стихами. Плохими, но пафосными. Не побоюсь этого слова - стихотворным манифестом:

Работница! Позорною печатью Была отмечена в веках минувших ты Бог очага — бог стирки и плиты Обрек тебя на вечное распятье, В домашний труд забросив жизнь твою Для кухонных горшков, посуды и пеленок... Рабовладелец-муж создал твою семью, И выпил кровь твою любимый твой ребенок... Так было... было!!. Но пора прошла, Неся с собой надежду на спасенье: Проснись, работница завода и села! Сверши свой путь с Голгофы к Воскресенью, Чтоб, выйдя к жизни ясной и простой. Забыть навек разбитое корыто... Распятая меж стиркой и плитой, Воскресни, женщина, к общественному быту!!.

И здесь, наверное, надо пояснить, что такое "общественный быт".

Большевики, обеспечившие юридическое равноправие женщины в первые же месяцы нахождения у власти, были самыми оголтелыми феминистами в мире.

Женщина рассматривалась ими как самый угнетенный человек в стране, что, в общем, видно по карикатурам.

Спасать женщин они предполагали созданием "общественного быта" - всемерным развитием предприятий сферы услуг, которые снимут с женщин их традиционные обязанности. Для этого советское руководство создавало сеть заведений, которая обеспечила бы раскрепощение женщин: ясли, детские площадки, школы, детские дома, общественные столовые, прачечные и т.п.

Это не только женщин касалось, вообще всех. Чтобы быт не заедал - отдадим его на аутсорс! Студенческие общежития, которые строились в те годы, так называемые "дома-коммуны", были предельно аскетичными, они изначально проектировались без кухонь или душевых - предполагалось, что питаться их обитатели будут в общественных столовых, а мыться в общественных банях. Вот внутренний интерьер московского Дома-коммуны на улице Орджоникидзе, созданного архитектором Николаевым.

Про мужа-рабовладельца и освобождение женщины

Добавьте описание

А женщинам про светлое будущее рассказывали лучшие "золотые перья" страны. Юрий Олеша в 1927 году писал в знаменитой повести "Зависть"

"Женщины! Мы сдуем с вас копоть, очистим ваши ноздри от дыма, уши - от галдежа, мы заставим картошку волшебно, в одно мгновенье, сбрасывать с себя шкуру; мы вернем вам часы, украденные у вас кухней, - половину жизни получите вы обратно. Ты, молодая жена, варишь для мужа суп. И лужице супа отдаешь ты половину своего дня! Мы превратим ваши лужицы в сверкающие моря, щи разольем океаном, кашу насыплем курганами, глетчером поползет кисель! Слушайте, хозяйки, ждите! Мы обещаем вам: кафельный пол будет залит солнцем, будут гореть медные чаны, лилейной чистоты будут тарелки, молоко будет тяжелое, как ртуть, и такое поплывет благоухание от супа, что станет завидно цветам на столах".

Про мужа-рабовладельца и освобождение женщины

Обманули, конечно, все-мужики-козлы.

Реального освобождения женщинам пришлось дожидаться несколько десятилетий, пока в конце девяностых - начале нулевых не произошло скачкообразного качественного улучшения бытовой техники.

Вообще с освобождением женщин у мужиков вообще часто не клеилось.

К примеру, большевики, движимые самыми лучшими побуждениями, еще в 1918 году приняли целый пакет законов об охране женского труда, самый прогрессивный в мире. Вводился восьмичасовой рабочий день, запрещалось привлечение женщин к сверхурочным и ночным работам и вредным для женского здоровья производствам, а также, что наиболее важно, закреплялась равная заработная плата за одинаковый труд мужчин и женщин. Тогда же, в 1918-м, был принят и Закон об охране материнства, который вводил дородовое и послеродовое консультирование и медицинское обслуживание, оплачиваемый восьминедельный декретный отпуск, а с выходом женщин на производство обеспечивал перерывы на кормление в оборудованных местах.

Все это было очень актуально - поскольку в годы войны и послевоенные годы женщины массово пошли на производство, заменив ушедших на фронт мужчин.

Но как раз в наши 1920-е мужики с войны уже вернулись. И женщин стали не менее массово правдами и неправдами увольнять - именно из-за прогрессивного трудового законодательства. Декретный отпуск, запрет на ночной или вредный труд - все это делало наем женщин крайне невыгодным для работодателей.

К сожалению, в условиях НЭПа и частного предпринимательства власти мало что могли сделать, кроме как карикатуры рисовать. Вроде рисунка Бориса Ефимова 1924 года "Слово и дело".

Должен быть установлен строгий контроль профессиональных союзов и инспекции труда за практикующейся заменой женщин мужчинами при сокращении штатов. (Из газет).

Про мужа-рабовладельца и освобождение женщины

Подпись: "ЗАВ: — Дорогу женщине!".

В общем, дорогие женщины, что греха таить - у нас, мужчин, не очень хорошо получается делать вашу жизнь лучше.

Но мы стараемся. Потому что искренне вас любим!

С наступающим!

____________________

Это проект "История в карикатурах".

Каждый день я буду показывать вам карикатуру и рассказывать про нее. Надеюсь, из рассказов сложится мозаика, рисующая жизнь в России сто лет тому назад. 1922 год здесь, 1923 — тут.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
За рекламу митингов 26 марта задержан оппозиционер Мальцев. При этапировании у него случился сердечный приступ — Sputnik & Pogrom Сообщают, что в Саратове задержан оппозиционный активист Вячеслав Мальцев, по какому-то недоразумению называемый прессой «русским националистом». ...
“Ложью” у cлавян называлась неполная, поверхностная Правда. Например, можно сказать: “Вот целая лужа бензина”, а можно сказать, что это лужа грязной воды, затянутая сверху пленкой бензина. Во втором утверждении — Правда, в первом же ...
Продолжаю поддерживать хороший проект. Артемий, здравствуйте. Пишу снова о питерском проекте «Бабушка-ОнЛайн», о котором Вы публиковали материал у себя в ЖЖ 27 апреля 2009 года. Сначала – вкратце о результатах публикации. Звонков, писем и ...
          «Техасская резня бензопилой» – культовый слэшер, который оказал огромное влияние на последующие американские фильмов ужасов того времени. А главный злодей картины – Кожаное лицо стал настоящей иконой американских хорроров. В этом году выходит новая ...
Оказывается, прошли последние звонки в школах. Я как то в этом году не заметил. А несколько лет назад писал, как увидел парня в магазине. Отличный костюм, белоснежная рубашка, то ли галстук, то ли бабочка. И при этом голые щиколотки над хорошими туфлями. (Или это выпускные были в школах?) ...