«Накипь НЭПа» покидает столицу

Сегодня - серия рисунков Николая Радлова из журнала "Крокодил". Кстати, биографические статьи художника, выложеные в Сети, обычно уверяют, что с "Крокодилом" он сотрудничал только с 1930-х годов.
Это не так.
Эта серия рисунков, например, из № 1 за 1924 год. Ее упреждает цитата:
"Из Москвы высылаются спекулянты, жулики, шуллера и тому подобный вредный элемент".

Охотнорядец:
— На кого руку подымают!
Меня из Москвы высылают!!!
А кто же будет покупателей обвешивать
Да в керосин воду примешивать?
Да, почтенный читатель, Охотный ряд, ныне славный разве что рядами бутиков с запредельными ценами, раньше был полным аналогом Черкизона. Но я отвлекся.
Следующий персонаж:

Валютчик:
— Невежливо расправились с дядей Федей:
Меня высылают в страну белых медведей!
Ну, что-ж, и там не брошу привычку мою, —
Подойду к медведю и скажу: "Беру-даю!".

Самогонщик:
Жил и мирно торговал самогоном.
Многие топили горе в самогоне оном...
И вот — достукали меня, доконали!
Сам я гнал, но не хочу, чтобы меня гнали!..

Нэпманша:
— Бюст у меня пышный, нос у меня римский,
А меня высылают в край Нарымский!
Там уж меня не украсит столичная мода,
И там мне таки да дадут все мои 44 года!
(подозрительно) Нет ли здесь антисемитизма? — ВН

Шуллер:
— Жил я припеваючи: бил баклуши,
Плевал в потолок, околачивал груши,—
Одним словом, вел образ жизни светский,
А меня отправляют в монастырь Соловецкий!..

Бандит:
— Ежели вы поощряете
авиацию.
То уважать должны бандитскую нацию!
Я совершил налетов около
ста,
А меня посылают в отдаленные места!..
А теперь - традиционная справка «о чем сюжет». Сначала про "накипь нэпа".
НЭП часто сравнивают с 90-ми, но это не совсем удачное сравнение. Несмотря на множество аналогий - вроде "скоробогатства" и атмосферы пира во время чумы - имелось и важное отличие, метко подмеченное Ильей Эренбургом в его воспоминаниях "Люди, годы, жизнь".
"Миллионы бросались в голову нэпманам, они сумасбродствовали, скандалили, быстро гибли. Редко кто откладывал на черный день: люди не верили ни в долголетие нэпа, ни в ассигнации. Грань между дозволенной наживой и наказуемой спекуляцией была тонкой. Время от времени сотрудники ГПУ арестовывали десяток или сотню наиболее предприимчивых деляг; это называлось «снять накипь нэпа».
Повар знает, когда ему снять накипь с ухи, но вряд ли все нэпманы понимали, кто они — рыбешка или накипь.
Неуверенность в завтрашнем дне придавала развлечениям новой буржуазии особый характер. Та Москва, которую Есенин называл «кабацкой», буянила с надрывом; это напоминало помесь золотой лихорадки в Калифорнии прошлого века и уцененной достоевщины".

А теперь о конкретной истории, проиллюстрированной Радловым.
Она началась с письма Дзержинского Сталину 27 октября 1923 года, в котором первый чекист жаловался, что нэпманы и спекулянты «вздувают цены ... опутывают своими махинациями тресты и кооперации и их работников ... овладевают рынками, черной биржей. Метод их действия - подкуп и развращение».
По итогам обсуждения вопроса в Экономическом управлении ОГПУ было принято решение о высылке подобного антисоветского элемента из Москвы и крупных городов. Да, почтенный читатель, из Москвы высылали не только накануне Олимпиады и не только за 101 километр.
Так, по данным Мозохина (Мозохин О.Б. Право на репрессии: Внесудебные полномочия органов государственной безопасности, 1918-1953. М.: Кучково поле, 2006), с 25 ноября 1923 года по 17 января 1924 года ОГПУ были арестованы около двух тысяч человек.
Из них освобождены - 279 человек, отправлены в лагеря - 137, повергнуты высылке - 1679 человек.
Из высланных в Печорский край поехали 146 человек, в Нарымский край - 143, на Урал - 251, в Вятку - 6 человек. Все высылались сроком на два-три года.
Напомню также, что все эти меры государственного принуждения осуществлялись в административном, то есть во внесудебном порядке.
И это - тоже 1920-е, ога.
_______________________
Это проект "История в карикатурах".
Каждый день я буду показывать вам карикатуру и рассказывать про нее. Надеюсь, из рассказов сложится мозаика, рисующая жизнь в России сто лет тому назад. 1922 год здесь, 1923 — тут.
|
</> |