"И не вернуться, не обернуться..."
vad_nes — 14.02.2023В выходные сходили всем семейством в МДМ на мюзикл "Ничего не бойся, я с тобой", сделанный по мотивам песен бит-квартета "Секрет".
Дочки у меня большие любительницы мюзиклов, мы с женой в молодости "Секрет" изрядно любили, бабушка тоже эти песни слышала, в общем, не было причины не сходить.
В антракте дочь спросила: "Как тебе?". Я подумал и ответил: "Ну, песни - хорошие".
Чувствую, надо раскрыть тезис.
Джукбокс вообще-то один из самых сложных жанров. Джубокс, если что, это тот же мюзикл, но не оригинальный, а сделанный на базе уже состоявшихся шлягеров. Самый известный и один из самых удачных примеров - "Mamma Mia!", джубокс, сделанный Кейтрин Джонсон на базе 22 песен группы "АББА".
Так вот, удачных джубоксов очень немного, потому что обычно как не старайся - все равно в итоге получается тривиальный концерт с перебивками конференсье между песнями.
И в этом смысле "Ничего не бойся, я с тобой" - очень хороший, годный и профессионально сделанный джубокс. Потому что у сценариста Сергея Калужанова получилось сочинить историю. Историю, в которую он довольно аккуратно вплел песни "Секрета". Именно вплел, а не забил кувалдой, за что ему большое человеческое спасибо. Некоторые вплетения так очень хороши - старый секретовский шлягер "Вниз по течению", к примеру, вставлен очень неожиданно и при этом весьма к месту - никогда не догадаетесь, кто и при каких обстоятельствах его исполняет.
Справедливости ради - с профессионализмом в мюзикле вообще все неплохо. Я с детства изрядный брюзга и с первых российских мюзиклов, еще будучи действующим культурным журналистом, обычно выходил с воплями про анафему, колхоз и чуму на оба дома. А вчера меня выбешивали всего два персонажа - главный герой Беспечный Ездок в исполнении Антона Лобана, который совсем не попадал, да и не очень целился, и певшая Кристину Анастасия Стоцкая, которая очень старалась, но ей отчаянно не хватало дыхания. Два - это очень хорошо, два это не куча.
Но если с позиций профессионализма все было достаточно интересно, то вот с точки зрения содержания истории...
Действие происходит в 1980-е в Ленинграде. Как и положено в мюзикле по песням "Секрета", перед нами романтическая история трех девушек - Арины, Алисы и Кристины, и трех юношей, имена которых совсем не важны, достаточно масок - мажора, бунтаря и ботаника-оруженосца бунтаря.
Бунтаря выгнали из комсомола и из института, поэтому он зарабатывает деньги на гитару "как у Леннона" - окучивает лохов, продавая им пластинки западных групп с липовыми автографами. Ботаник, как может, ему помогает. Но тут из Москвы возвращается мажор, закончивший МГИМО, которому папенька выбил распределение в Англию, и теперь ему надо срочно жениться на правильной кандидатуре. За ним появляются дружинники, которые ловят "спекулянтов", бунтарь убегает и случайно знакомится с девушкой, в которую тут же влюбляется до безумия. Но...
Как всегда в таких историях, случается изгаживающее жизнь влюбленных "но".
В общем, сразу после завязки я немного загрустил. Вот как я не приду в МДМ - они там все время воюют с Советским Союзом! Сначала в "Шахматах" воспевали светоносную свободу Запада и клеймили отечественный Мордор, теперь вот в "Ничего не бойся...". Я не знаю, зачем они это делают, но очень напоминает партизана из анекдота тех же примерно годов - того самого, что до сих пор поезда под откос пускает.
Зачем раз за разом сочинять вариации фильма "Стиляги", при том, что сам оригинал в прокате провалился - я даже не догадываюсь. Нет, я допускаю, что у кое-кого из команды, делавшей мюзикл, юность была именно такой - со служебными машинами, парткомами, загранкомандировками, фарцовщиками и квартирниками. И сегодня им очень хочется рассчитаться за свои тогдашние обиды и унижения. Но, родные мои мальчики-мажоры, не забывайте, что вы все-таки как декабристы - узок ваш круг и страшно вы далеки.
Музыканты "Секрета" были умнее - даже в те политически ушибленные времена они упрямо не тащили в песни пресловутую социальщину, никого ни за что не агтировали, никому не открывали глаза, а просто пели про то, что сегодня дождь и скверно, Алиса умеет вязать, моя любовь на пятом этаже и кто его знает - где шаг через край.
Поэтому песни и живы до сих пор.
А создатели мюзикла, наверное, просто не расслышали первые слова финальной песни:
Не таскай с собою день вчерашний в рюкзаке,
Были, мол, денечки, был я весел и беспечен и молод...