Про Москву, Питер и говорящую архитектуру, или Почему петербуржцы так быстро

топ 100 блогов anna_bpguide20.06.2025

Про Москву, Питер и говорящую архитектуру, или Почему петербуржцы так быстро

Давнее уже, десятилетней давности, интервью историка архитектура Вадима Басса в «Арзамасе». Кстати, арзамасцы не ставят год в публикации – и спасибо, хоть сам Басс упомянул год – иначе и не поймёшь, вчера писано или… Любопытно, многое пересекается с моими предствалениями.


— Москва очень разнообразна — и пространственно, и в смысле качества архитектуры. Пространственное разнообразие петербуржца, понятно, пугает. Поскольку он существо балованное: родной-то город плоский. Поэтому горожанин там на улице всегда в четырех стенах, как в комнате. А тут вокруг — постоянный коллаж, постоянное нависание нескольких пластов архитектуры, нескольких визуальных планов. Плюс все постоянно меняется, приехал через год — не узнал пейзаж.

Что до качества, разнообразие это означает, что в Москве всего очень много — и плохого, и хорошего. Если у вас много архитекторов, то среди них просто статистически будет больше хороших на один город. /…/

Про Москву, Питер и говорящую архитектуру, или Почему петербуржцы так быстро

— Есть какое-то особое чувство у историка архитектуры в Петербурге, когда он постоянно находится среди «шедевров»?

— Петербург и не состоит из шедевров. Шедевров вообще много не бывает — нигде. Будь то Петербург, Рим, Венеция, Париж, Вена, Нью-Йорк, что угодно. Но наше восприятие города, среды, пространства в большой степени и определяется не наличием десятка шедевров, а качеством рядовой архитектуры, той самой городской ткани. В Петербурге очень много просто массовой архитектуры XIX века с отличного качества деталями. Архитектуры, которая хороша прежде всего как факт среды.

[Наблюдение, полностью приложимое к Будапешту. Архитектура как факт среды – это про то, как я в дождь, сокращая путь, прохожу насквозь здание Оперы: кафе-вестибюль-сувенирный магазин. – АЧ]

Тем более что детали — это такой ближний, на расстоянии вытянутой руки, тактильный слой архитектуры. Который во многом и определяет наш комфорт, качество повседневного существования. Это как раз отлично видно в Петербурге — он же не зря город-фасад. [В Будапеште же за фасадами прячутся дворики, которые нередко краше фасадов. Да и дома, когда имеют имена, называются не «дом такой-то», а «такой-то двор»»: Jókai udvar, Párizsi udvar, Napóleon-udvar – АЧ]

И ты бегаешь по этим коридорам, как таракан, краем глаза зацепляя детали. Какая там композиция, какие там пропорции и прочие школьные глупости!.. А потом вдруг остановился, поднял голову, а там на третьем этаже такой маскарон лепной… Вот этот детальный, ближний слой из сегодняшней архитектуры по преимуществу вымылся, вытравился. Собственно, почему мы все из спальных районов и стремимся в центр, в «город до 1914 года».

В современной архитектуре за этот уровень восприятия отвечают материалы, качество работы, дизайн. Поэтому нам, например, так комфортно в европейских городах, в том же соседнем с Питером Хельсинки, — а вовсе не потому, что там шедевр на шедевре.

И потом, любую вещь, которую мы даже очень любим, мы не можем ценить 24 часа в сутки, потому что так с ума можно сойти. Профессия, конечно, предполагает некоторую эксплуатацию искусства. Грубо говоря, у вас два часа образовались лишних, и вы можете пойти в «Шоколадницу», можете книгу почитать, можете просидеть их в интернете — или идете в Пушкинский музей, и у вас там Пикассо. Ну вот кто мы с вами такие, чтобы каждый день ходить и смотреть на Пикассо? Мы, в общем, вполне нормальные, среднестатистические, 2015 года люди. Сейчас доступ к вещам штучным и уникальным сильно демократизировался. И это очень хорошо, я вовсе не поклонник каких-то решений, когда пять человек в мире допускаются до Микеланджело. Но все-таки нужно держать в голове, что десять миллионов из пятнадцати в Москве торгуют на рынке или моют пол в магазине и не могут этим заниматься, потому что у них чуть по-другому сложилось, менее кудряво, чем у вас.

Про Москву, Питер и говорящую архитектуру, или Почему петербуржцы так быстро

— Наш курс о том, как читать то, что сообщает архитектура. А вообще зачем архитектуре высказываться или зачем высказываться архитектурой?

— Разумеется, архитектор не садится и не начинает думать: я сейчас скажу о судьбах родины, о любви, о вере в высшие материи, о чем-то еще подобном. Это просто вопрос глубины нашего интереса и нашей ориентации. Важен фокус зрительского, читательского интереса — что мы хотим из вещей вычитать. Мы можем воспринимать здание как социальное и антропологическое свидетельство; можем, скажем, из способа планировки квартир в жилом доме вычитывать то, как структурируется то или иное общество, какие у него стандарты и стиль жизни. Вы можете изучать историю заказа и экономику. Можно ограничить свой интерес морфологией: проследить, скажем, генеалогию конкретного окна и увидеть, откуда оно к нам пришло. А можно задаться вопросом о том, как сложилось, какой набор факторов — социальных, экономических, технологических, собственно внутрипрофессиональных, связанных с историей школы, традицией и прочим — определил то, что вы сейчас сидите под окном конкретной формы, размеров, пропорций.

То есть не то что мы подозреваем архитектора, что он хотел нам что-то сказать. Часто бывает, что художник действительно хочет что-то сказать, и обычно это такое очень болтливое искусство, очень литературное. Как для своего времени передвижники, допустим. Но очень многие вещи говорят с вами через постройку, через картину, хочет автор этого или нет, планировал ли он это вам сообщить или нет. А дальше фокус вашего интереса может смещаться. На самом деле, когда художник именно хочет вам что-то сказать, вы всего меньше этому верите. Советская архитектура середины века — замечательный тому пример.

— А бывает диссидентская архитектура — в том смысле, чтобы несогласная и как-то эту оппозицию выражала?

— Сплошь и рядом. Только совершенно необязательно писать это огненными буквами на фасаде. Понятно, возможности и характер высказывания сильно зависят от меры свободы, меры допустимого в каждый момент времени. Вещи, которые взрывают контекст, — они всегда такие, оппозиционные.

[Или наоборот: строится-то Большой бульвар как прямой и честный ответ на запросы молодой буржуазии – и неизбежно порождает оппозиционный модерн…– АЧ]

Просто слово «оппозиционный» здесь не очень точное, потому что оно предполагает некий мейнстрим, нечто правильное по отношению к чему-то неправильному. Бывают сюжеты, когда само представление о правильном, норма очень неопределенные.

Возьмем советские 1930-е: в 1934 году открывается дом Жолтовского на Моховой; мы читаем в учебниках, что это здание — «гвоздь в гроб конструктивизма»

Скажем, гостиница «Москва» — безумная же постройка, кривая! Притом что Алексей Викторович Щусев строил. Кстати, Щусева за нее мочили, просто как никого не мочили, «рвачом» обзывали и прочее. Или возьмите Лубянку, здание КГБ. Наше понимание вещей сильно зависит от оптики. Если попытаться на миг отрешиться от тех ужасов, которые там происходили, — это анекдотическая, курьезная архитектура. А до начала 1980-х — так вообще дом‑Франкенштейн: половина морды — дореволюционная страховая компания, половина — щусевский ренессанс. Хотя понятно, что Щусев, когда начинает проектировать на рубеже 1930–40-х, не может помыслить, чтобы постебаться над этим учреждением.

[Именно! Это вообще не так уж редко случается, когда искусство говорит через художника, который такого сказать и в мыслях, может, не имел. В архитектуре это особенно явно, мне кажется – АЧ]

Вадим Басс: «Мир не должен состоять из шедевров» • Arzamas

Оставить комментарий

Популярные посты:
jurii45">jurii45
jurii45 Дом-руину
Архив записей в блогах:
"... У меня вопрос про ресурсы и возможности, - письмо в рубрику_ответов . Я всю жизнь много работала и хорошо училась, уехала сначала в столицу, потом в другую страну, потом в третью. Была привлекательной, спортивной, с кучей поклонников и друзей. Проблемы решала сама, цели ставила ...
Classicbus, распродав остатки эксклюзивного и неповторимого тиража КАвЗ-651 голубого цвета за две с половинной тысячи рублей быстренько допечатал ещё тысячу экземпляров той же уникальной модели и продаёт их теперь за 1600. Терпение, уважаемые ...
Я не ракетчик, я фотограф (украл у Латыниной отмазку!) и в оружии ничего не понимаю. Но, судя по прошлым постам, меня читает куча военных экспертов и специалистов по оружию, так что не судите строго, а в комментариях рассказывайте что-то интересное, что я упустил. Побывал в Абу-Даби н ...
После пары публикаций e_maksimov , думаю, можно начинать открыто употреблять новые индексы, относящиеся к комплексу с необитаемым подводным аппаратом "Посейдон". В этой связи начал обновление статьи по данному аппарату на MilitaryRussia , которая не менялась с 2015 г. ...
В мае был опубликован материал «Как украинцы с русскими в Египте общались» https://www.facebook.com/photo.php?fbid=644897838929523&set=a.254290304656947.63131.100002279381464&type=1 , который написала активный и харизматичный пользователь «Фейсбука» Ольга Ефименко. Статья вызвала широкий ...