Про менталитет и Екатерину Михайловну
kenichi_kitsune — 11.01.2022 Как могли неоднократно наблюдать наиболее пристальные и симпатичнейшие мои читатели, я обожаю Шульман: и за осознанный оптимизм, и за скорость – но не речи, как вы могли бы подумать, а облечения в речь разумной мысли. Быстро трындеть умеют многие, доблесть их невелика, и мы даже не станем поминать их к ночи в этой заметке: но мгновенно вытаскивать из памяти точные термины и референсы, блистательно нанизывая их на логику устного повествования – вот дар, достойный всяческого восхищения и белоснежной зависти. Ну и конечно же я обожаю Екатерину Михайловну как единомышленника, каковых столь непозволительно мало посреди когнитивных человеков.И лишь одно обстоятельство, которому тщился я растерянно найти объяснение, меня всегда удручало: отношение Шульман к менталитету. Дело в том, что в своей кандидатской (та же пресловутая 23.00.02, что и у ЕМ), посвящённой политической модернизации в Японии, я опирался в том числе на цивилизационную парадигму и понятие менталитета. И конечно же был премного расстроен, обнаружив, что восхитительная Шульман подобный подход не жалует. «Как же так?!» – заламывал я руки, не находя себе места. Но ура: в конце декабря в «Новогодней прямой линии» Екатерина Михайловна достаточно подробно объяснила в ответе на вопрос слушателя, почему ей несимпатичен менталитет в качестве научного понятия. И сразу я успокоился, сразу всё встало на свои места.
Ниже распишу подробно, в чём мне видится тут несостыковка (спойлер: никакой несостыковки, в сущности, и нет, просто как обычно каждый из нас сражается с собственными ветряными мельницами); эти пункты, скорее, обращены ко мне самому и имеют своей целью зафиксировать мысль, но я подумал, вдруг кому-нибудь это тоже будет интересно, и если так – ирассяй!
|
</> |