про книжку про археологию
mudraya_ptica — 10.08.2022 Нашла очередную чудесную книжку, на этот раз про римские раскопки.Очень познавательно, особенно учитывая дату их начала, совпадающую с датой назначения Рима столицей объединенной Италии.
Rodolfo Amedeo Lanciani. Ancient Rome in the Light of Recent Discoveries. Houghton, Mifflin, 1888.
Про автора опять, как ни странно, лучше всех написано у немцев, хотя все вики-тексты, включая итальянский, длиной (и подробностями биографии персонажа) похвастать не могут.
Прочла только введение, дальше пока лень, хотя очень интересно узнать, нет ли там тоже чего-нибудь занятного).
Книжка издана на английском (у автора
***
Очень немногие люди, не бывавшие в Италии и ее столице с 1870 года, знакомы с революцией, совершающейся в Риме в области общественных работ.
Из официальной статистики, любезно предоставленной мне, следует, что между 1 января 1872 г. и 31 декабря 1885 г. было открыто, вымощено, осушено и построено 82 мили новых улиц; появились новые кварталы площадью 1158 акров; построено или расширено 3 094 дома с добавлением 95 260 комнат; 135 миллионов лир (27 миллионов долларов) израсходовано на работы общественного назначения и общего благоустройства; и население, которое четырнадцать лет тому назад насчитывало 244 000 душ, теперь превышает значительную цифру в 379 000 человек.
Я привел эти статистические данные не для того, чтобы произвести сенсацию среди тех, кто до сих пор считает Рим «городом смерти», а Италию — «просто географическим выражением».
Я цитирую их просто по причине их связи с прогрессом римской археологии, потому что, поскольку в Риме невозможно поднять горсть земли, не наткнувшись на какую-нибудь неожиданную находку, легко понять, какое количество открытий должно было быть сделано путем открытия двухсот семидесяти миллионов кубических футов земли обетованной.
Мне не удалось установить точное количество произведений искусства и древностей, обнаруженных правительством при официальных раскопках Форума, дворца Цезарей, бань и т. д. или частными лицами, строящими свои дома.
Однако, что касается муниципалитета Рима, которому принадлежит около одной трети земли внутри городских стен и чьих антикварных богатств я в известном смысле счастливый казначей, то с 1872 года в Капитолии хранятся следующие произведения и предметы: 705 амфор с важными надписями; 2360 терракотовых светильников; 1824 надписи, выгравированные на мраморе или камне; 77 колонн из редкого мрамора; 313 шт. колонн; 157 мраморных капителей; 118 баз; 590 произведений искусства из терракоты; 405 произведений искусства из бронзы; 711 гемм, инталий, камей; 18 мраморных саркофагов; 152 барельефа; 192 мраморные статуи в хорошей сохранности; 21 мраморная фигура животных; 266 бюстов и голов; 54 картины в полихромной мозаике; 47 предметов из золота; 39 серебра; 36 679 монет из золота, серебра и бронзы; и почти невероятное количество более мелких реликвий из терракоты, кости, стекла, эмали, свинца, слоновой кости, железа, меди и лепнины.
Эти коллекции содержат не просто обычные или ординарные предметы; они содержат шедевры в каждой отрасли и отделе — шедевры, которые в эпоху, немного менее посвященную финансам и политике, произвели бы глубокую сенсацию во всем мире.
Кроме того, названные мною объекты относятся только к материальной стороне вопроса; завоевания науки еще значительнее.
Они пролили больше света на археологию Рима, чем за столетие до этого.
Есть пример, связанный с одной-единственной отраслью науки, с областью эпиграфики.
Первая часть тома vi. «Corpus Inscriptionum Latinarum», изданного Берлинской академией наук, содержит 3925 древних надписей (богов, императоров, магистратов, жрецов и офицеров), обнаруженных с середины XIV века до 1876 года.
К концу прошлого года я сам обнаружил и опубликовал более тысячи; следовательно, за десять лет римская земля дала эпиграфике четверть того количества, которое появилось в свет за пять предшествующих столетий.
Я не могу перечислить одно за другим научные открытия особой важности, сделанные под покровительством города Рима; если бы я это сделал, это предисловие превзошло бы по объему представляемый им том.
Мы открыли новый археологический слой, совершенно неизвестный ранее, слой доисторических или традиционных древностей; мы обнаружили некрополь старше стен Сервия Туллия, содержащий более 5000 архаичных образцов из бронзы, янтаря, камня и глины; мы выявили более 5000 футов большого аггера, или насыпи Сервия, и установили местонахождение четырнадцати ворот; мы раскопали остатки бесчисленных домов и дворцов, храмов и святилищ, дорог и стоков, парков и садов, форумов и портиков, фонтанов и акведуков, гробниц и мавзолеев, до такой степени, что если до 1872 года наука располагала лишь приблизительными попытками составления археологической карты Рима, то мы предоставили в распоряжение студентов великолепные карты, охватывающие площадь в 3 967 200 квадратных метров древнего города.
Было бы бесполезно отрицать, что все эти великие завоевания в художественной и научной области были достигнуты с известными потерями и жертвами.
Люди, готовые обнаружить соринку в чужом глазу, наполнили мир своими жалобами на эти частичные потери и жертвы.
Брошюры, написанные на эту тему весьма беспристрастно выдающимися людьми, были переведены на многие языки и широко распространены с намерением поднять крестовый поход против нечестивых разрушителей прекрасного города Рима.
Как и во всех спорах, не чисто научных, а смешанных с личными, политическими или религиозными чувствами, положение вещей чрезмерно преувеличено.
Мне кажется, что для удовлетворения наших критиков, чья любовь к искусству и археологии выходит за пределы практического здравого смысла, было бы желательно, чтобы Рим был уничтожен вместе с империей в конце пятого века, чтобы мы могли раскопать его теперь с той же легкостью и с той же свободой, с которой мы раскапываем Остию и Помпеи.
Но мы должны помнить, что Рим всегда жил и жил за счет прошлого; Каждое поколение в известной мере поглощало или уничтожало произведения предыдущего, и удивительно, что так много еще осталось от произведений, созданных древними, после процесса разрушения и преобразования, который продолжается четырнадцать веков!
История перипетий Рима, с точки зрения настоящей полемики, должна быть разделена на четыре периода.
Первый простирается от падения империи до возвращения пап из Авиньона; второй, славный период итальянского Возрождения, во время которого с руинами древности обращались самым гнусным образом, заканчивается Seicento (XVII век); третий, знаменующий разрушение средневековых останков, останавливается на завоевании Италии Наполеоном; во время четвертого, от империи Наполеона до 1870 г., были, наконец, сделаны первые шаги в правильном направлении открытия и сохранения древних памятников.
Римляне Средневековья не были чрезмерно виновны в разрушении древних руин, потому что памятники рушились больше от простой старости, от запустения, от пожаров и землетрясений, чем от решительных действий людей.
На самом деле бедность и невежество эпохи сделали возведение новых построек либо трудным, либо невозможным; так что люди использовали, насколько могли, существующие руины, превращая их или их части в церкви, монастыри и частные жилища.
Так храм Антонина и Фаустины стал церковью св. Лоренцо; храм Сакра Урбс - церковью св. Косма и Дамиано; Сенатская палата - церковью Сан Адриано; офисы Сената - церковью Санта-Мартина.
Так же и базилика Юния Басса была посвящена св. Андреа; храм Согласия - св. Сергию и Вакху; храм Цереры - Санта-Мария-ин-Космедин; храм Благочестия - св. Николаю; храм Mater Matuta - S. Stefano; Фортуны Вирилис - Санта-Мария-Эгизиака; Macellum Magnum стал церковью Сан Стефано; Пантеон и храм Минервы были посвящены Пресвятой Богородице; и так до бесконечности.
Почти половина из тысячи и более церквей и святынь, зарегистрированных в Риме в XIV веке, обозначались названиями — в термисе, в портике, в максимисе, в архионе, в форме, в палатио, в горреисе, в мраморной, в парадизо, ин лауро, ин мачелло, ин пищина (in thermis, in porticu, in maximis, in archione, in formis, in palatio, in horreis, in marmorata, in paradiso, in lauro, in macello, in piscina).
Примеру, поданному духовенством в присвоении вышеупомянутых описательных терминов, внимательно последовали дворяне того времени: Савеллы, которые укрепились в театре Марцелла и в храме Либертас на Авентине; Конти, чья знаменитая башня возле Пьяцца делле Карретте покоится на руинах Templum Telluris; Франжипани, чья центральная крепость во дворце Цезарей была окружена отдельными сооружениями, воздвигнутыми на Колизее, на арке Тита, на арке Константина, на Янусе на Бычьем форуме; Колонна, мастера мавзолея Августа и храма Солнца на Квиринале; Крещенци, искавшие убежища в больших залах терм Северуса Александра; Орсини, штаб-квартира которых располагалась в театре Помпея Великого; S.P.Q.R., мастера Tabularium и так далее.
Очевидно, что подобные приспособления древних развалин под храмы, крепости, дома косвенно способствовали их сохранению.
***
Если текст кому-то интересен и надо выложить продолжение, можно об этом сообщить).
|
</> |