Про интересные места нашего города 3. Дорога которой нет, "бермудский треугольник" и поезд-призрак
mnxa_oxide — 10.06.2013 Эта история началась довольно обычно и интересного развития не предвещала. Увидел как то в мордокниге у френда фотку старой ж/д ветки за бывшим Аппаратным заводом и решил запостить про железку которая пересекала пр-т Победы в районе дворца юнных техников.И тут начались интересности и нестыковки. Во-первых - поробуйте поискать информацию об этом участке железки в Инете. Много нашли? Во-вторых - как вы думаете где заканчивалась эта дорога? В-третьих для чего она могла использоваться?
Но обо всем по порядку.
Инфы в Инете - с гулькин нос (точнее сказать - нет). Чтож именно для этого существуют старые карты, а так же ноги - что бы можно было сходить посмотреть и пообщаться с местным населением.
И вот на уровне современных картографических сервисов начинается первая несостыковка - согласно отметкам дорога заканчивалась где-то в райое улицы Монтажников (там сейчас бензоколонка) согласно другой интернет службе - пути кончались уже у больницы Пирогова. И то и другое - не верно.
Берем карту 80-х годов и видим:
Так... совместим с современными спутниковыми снимками.
Ну ничего-ж себе!
Получается что пути шли до того места где сейчас "ква-парк"
Прогулялся там. От самой дороги практически ничего не осталось. Несколько шпал такого вида:
Шпалы - железобетонные (это важно!)
Кста на еще одной карте (издана в 1977 году) часть путей нарисованна пунктиром и проходит еще дальше практически до того места где сейчас находится "насосная станция" (для чего она здесь - не совсем понятно).
Обратите внимание - объездной дороги еще нет. UPD так же нет Инвертора и других каких-либо серьезных сооружений.
Так же интересно то, что паралельно путям идет автомобильная дорога.
И теперь возникает главный вопрос: Для чего посреди степи внезапно обрывающаяся ж/д дорога?
Машзавод собирался строить еще один корпус? Тогда зачем так далеко (это же отдельный забор и отдельная служба безопасности)?
Но что-то там было. Что-то серьезное. Такие железобетонные блоки для сараев не используют.
И железную дорогу для строительства сараев не прокладывают.
И вот еще нефигово так забетонированная площадка. Причем посмотрите на дерево которое сквозь нее пробилось - взрослое дерево - площадка старая.
Наличие ж/д подразумевает либо доставку чего-то очень негабаритного для стройки (после завершения строительства дорогу обычно разбирают) либо для того что бы что-то большое (или много чего-то) привозить/увозить. Поскольку эта железка просуществовало довольно продолжительное время - то вариант "только для строительства" маловероятен. Значит что-то возили.
Кстати кроме массивных бетонных изделий и бетонной площадки есть еще вот такое:
Равнобедренный треугольник.
Это не отдыхающие "ква парка" накатали.
Вот спутниковые снимки этого места в разные года:
Его назначение так и осталось для меня загадкой
Рядом старые бетонные плиты интересного вида.
Небольшое лирическое отступление.
Вообще эти места сейчас активно используются для свалки строительного мусора - тут икирпич и бетон и прочее. Но старые бетонные конструкции видно сразу - на них растут довольно взрослые деревья.
И еще. Вы можете открыть викимапию и посмотреть, что находится поблизости от этого места.
На самом деле у меня нет стопроцентной уверенности что здесь было. Но есть педположение.
Вот оно:
В США их называли поездами-призраками - т.к. они сложно поддавались вычислению - даже вблизи, незнающий человек принял бы его за обыкновенный товарняк.
Чуть подробнее из Википедии:
Боевой железнодорожный ракетный комплекс или сокр. БЖРК — тип стратегических ракетных комплексов подвижного железнодорожного базирования. Представляет собой специально сконструированный железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются стратегические ракеты (как правиломежконтинентального класса), а также командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения[1].
Наименование «Боевой железнодорожный ракетный комплекс», используется, также как имя собственное для советского ракетного комплекса 15П961 «Молодец» (РТ-23 УТТХ), единственного БЖРК, доведённого до этапа принятия на вооружение и серийного изготовления. 15П961 «Молодец» стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооружённых Сил СССР и России в период с 1987 по 2005 год.
Первые проработки по использованию железнодорожного состава, в
качестве носителя стратегических ракет, появились в 1960-х годах.
Работы по этому направлению велись и в СССР и в США.
Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного
ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан
13 января 1969 года. Головным
разработчиком было назначено конструкторское бюро
«Южное». Главными конструкторами БЖРК стали академики
братья Владимир
и Алексей
Уткины[2]. В. Ф. Уткин,
специалист по твёрдотопливной тематике, проектировал
ракету-носитель. А. Ф. Уткин проектировал стартовый
комплекс, а также вагоны для поезда-ракетоносца. По замыслу
разработчиков, БЖРК должен был составлять основу группировки
ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и с
большой вероятностью мог уцелеть после нанесения противником
первого удара. Единственное в СССР место производства ракет для
БЖРК — Павлоградский
механический завод (ПО «Южмаш»)[3][4].
К 1991 году развёрнуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК с МБР РТ-23УТТХ:
- 10-я ракетная дивизия в Костромской области;
- 52-я ракетная дивизия, дислоцировавшаяся в ЗАТО Звёздный (Пермский край);
- 36-я ракетная дивизия, ЗАТО Кедровый (Красноярский край).
В каждой из дивизии имелось по четыре ракетных полка (всего 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с Министерством путей сообщения России мероприятия по замене изношенного железнодорожного полотна: уложены более тяжёлые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебёнкой.
С 1991 года, после встречи лидеров СССР и Великобритании, были введены ограничения на маршруты патрулирования БЖРК, они несли боевое дежурство в пункте постоянной дислокации, без выезда на железнодорожную сеть страны.[7] В феврале-марте 1994 года один из БЖРК Костромской дивизии осуществлял выезд на железнодорожную сеть страны (БЖРК доехал как минимум до Сызрани).[источник не указан 857 дней]
Согласно договору СНВ-2 (1993 год), Россия должна была снять с вооружения все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелось 3 дивизии (Кострома, Пермь и Красноярск), всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. Несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 году, на протяжении 2003—2007 годов были утилизированы все поезда и пусковые установки, кроме одной, демилитаризованной и установленной в качестве экспоната в музее железнодорожной техники наВаршавском вокзале Санкт-Петербурга, и ещё одной, установленной в Техническом музее АвтоВАЗа[2].
Годы как бы совпадают - проект начали в 1969 году и просуществовал он в полном виде до начала 90-х. Именно в этот период и просуществовала эта железная дорога.Так что это вполне могло быть одной из "точек" 52-ой дивизии .
Еще раз повторюсь: я этого не утверждаю - это только предположение.
Если у вас есть какая-то дополнительная инфа - вэлкам!
|
</> |