Про идеализм в экономике
xommep — 19.07.2024 Продолжу цикл статей про идеализЪм; от темы культуры перейду к экономике. По идее с этого надо было бы начинать; бытие определяет сознание, и всё такое; но про экономику и так пишут все подряд, а про культуру (если не путать её с искусством) - почти никто. Но в теме разбора философии идеализЪма без экономики обойтись нет никакой возможности.Даже говоря за экономику, мы всё равно будем так или иначе сваливаться в "культурные" вопросы, поскольку речь у нас идёт за философию идеализма, как некую концепцию примата Идеи над Материей. В предыдущих статьях цикла показывал привлекательность этой концепции для обывателя; а в этой, надеюсь, смогу показать, чем она разрушительна для него же.
Начать хотелось бы с определений; да, многим кажется, что с термином "экономика" всё понятно, однако ж давайте посмотрим:
Эконо́мика — хозяйственная деятельность, а также совокупность общественных отношений, которые складываются в системе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. В результате этой деятельности непрерывно воспроизводятся блага, обеспечивающие жизнедеятельность людей.
Даже из определения видно, что экономика - это некая возня, которая имеет отношение к обеспечению жизни граждан. И, строго говоря, не написано, что
Современная "экономика", в которой мы все находимся, основана на философии либерал-монетаризма; когда постулируется примат Свободы превыше всего, а на деле всё сводится к деньгам. Постоянно про это говорю, и регулярные листатели, возможно, ничего нового из этой статьи не почерпнут - деньги заменяют современникам и смыслы и цели любой деятельности, и из этого уже можно сразу переходить к основным выводам статьи, но всё же разберём вопрос подробнее.
Залётным может показаться, что либерализм - он где-то там у басурманских посольств; но, например, герр министр финансов говорит о "снижении доли государства в экономике", в том самое время, когда чудо-богатыри без устали бьются с идолищами погаными известно где. То есть тут прямо заявлено, что некая Свобода предпринимательства (и через это - деньги-деньги-дребеденьги (но это не точно)) превыше государевых интересов. И если мы посмотрим на всю пост-советскую историю Святой Руси, то она вся - про это самое освобождение от опеки государства, под разговоры о неких всеобщих интересах.
И в очередной раз намекаю, что тут у нас - не про эмоции и "нравится/не нравится", а про логику и "как это работает". Если вы посмотрите на механику управления что Поганым Пиндостаном, что Святой Русью, вы увидите одни и те же манипуляции деньгами; отсюда взяли, сюда положили; это и есть управление, с точки зрения современников.
Если же мы посмотрим на уставные документы любой коммерческой конторки (от ларька до НорНикеля с Лукойлом), то мы там увидим русским по белому записанные цели деятельности в виде получения прибыли. Таким образом, цели этих самых приватизированных предприятий (а других не только у меня, но и у герра Силуанова, для вас нет) измеряются в деньгах. А теперь вспоминаем приведённый выше тезис о либерал-монетаризме - говорим о бла-бла-бла, а в итоге речь всегда про деньги.
И напоминаю, что мы тут говорим за философию идеализЪма; это не просто стенания и плач Ярославны, а описание, как работает система управления вообще в принципе всем. Думаю, не открою никому тайны, что на любом предприятии "закупщики" и "продажники" куда ближе к начальству, чем какие-то там Васяны в цеху, потому что они "делают деньги". А Васяны что-то там крутят и вертят, из чего "приличным людям" надо ещё постараться получить настоящие ценности - бабло.
И теперь давайте ещё раз поворотимся на определение экономики и подумаем, а что же могло пойти не так?.. Почему айфоны всё тоньше, экранов в машинах всё больше, а жизнь всё хуже, вплоть до надвигающегося едрён-батона?..
Как уже многократно писал в этом цикле статей, вопрос в приоритетах. Нам шашечки или ехать; деньги или какая-то там жалкая жизнь обывателя?.. И так как мы уже знаем ответ, то постепенно переходим к основной части статьи, про идеализм. Хотя и снова не сразу. ;)
Не так давно писал цикл статей про власть как ОПГ; с точки зрения культуры здорового человека всё так и есть, но ведь во властных структурах есть граждане, которые истово веруют в то, что они на самом деле чем-то управляют и несут этим свет и тепло собственному электорату. Да, во власти сейчас грандиозный кризис и отрицательный отбор, но не будем всё же демонизировать управленцев; ведь вся система управления неважно-чем работает аналогично; от ларька до целых государств.
Мы с вами уже выяснили, что главное в "экономике" это деньги; вот ими-то граждане управленцы и ворочают. При этом реальные действия никого не интересуют, см. всё те же приоритеты - кого в системе образования интересует собственно образование, в "культуре" - культура и т.д.? Всем нужно освоить бюджет, а не вот это всё. А ведь это даже не коммерция, а государевы палаты. В коммерческих структурах речь вообще не идёт про какие-то другие смыслы, кроме денег, просто по определению, см. выше.
Там, где речь про деньги, всегда велик соблазн их приватизировать (где-то я такое сегодня уже слышал); но такие мысли мы пока что попробуем решительно отвергнуть; всё же речь не за обличения, а за философию. Наверняка же есть люди, искренне верующие в то, что несут Добро в массы быдла, особо его мнения не спрашивая. Как это работает и почему результат всегда один и тот же?..
Если мы вспомним определение идеализЪма, то мы там увидим примат некой Идеи понад усе; над объективной реальностью и здравым смыслом в том числе. И в качестве этой Идеи вполне может выступать тот же самый монетаризм, уже упомянутый выше; это Идея о том, что само по себе умножение денег суть Добро.
И это именно что философия, то есть система ценностей, когда верховным Добром объявляются суммы в
Граждане обыватели до сих пор уверены, что все их беды от того, что у нас какие-то не такие чиновники и управленцы, а вот были бы "как там", и всё было бы в шоколаде. Но давайте вспомним, в чём измеряется наше Добро - в деньгах же; и если "там" денег больше, то и Добра там тоже больше. Если что, обывательскую мораль мы тут решительно осуждаем, и вообще. И система управления у нас ровно такая, какая и должна быть; если строить её на идеалистических принципах монетаризма, то ничего другого и не может быть; проецируем реальность на монетарную плоскость и решаем проблемы именно там, на этой плоскости; а если что-то при этом не соответствует реальности, то смотри выше.
Да, мы все существуем в "экономике", построенной на идеалистических принципах примата денег. И из-за этого у меня для вас нет хороших и простых решений, как всё сделать хорошо, правильно и, главное, надолго. Сперва надо поставить телегу за лошадью, а не наоборот. Тут речами и заявлениями не обойтись.
|
</> |