про храм

Немного из истории его строительства.
Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю.
Ехали на остров при почти черном от туч небе, но потом выглянуло солнце и собор буквально засверкал.

Главный купол и купола звонниц украшены медными рельефными орнаментами из якорей и спасательных кругов.

В апреле 1901 года был принят проект архитектора В. А. Косякова, высочайше утверждённый 21 мая (3 июня) 1901 года.
Освящение собора состоялось 10 (23) июня 1913 года в присутствии императорской семьи. Собор состоял в приходе кронштадтского морского Богоявленского собора, службы проводились до 1927 года.
14 октября 1929 года собор был закрыт и разорен. Алтарь Господень был осквернен, память павших воинов поругана, кресты и колокола сброшены. Во время Великой Отечественной войны храм подвергался обстрелам. В разные годы в храме размещались кинотеатр, клуб, концертный зал.
Каменный собор, в целом, повторяет в плане приём, использованный при сооружении храма Святой Софии в Константинополе.
Главные размеры собора следующее: внешняя длина с крыльцами 83 метра, ширина — 64 метра. Сторона внутреннего центрального зала — 24 метра; пролеты главных арок — 23 метра. Высота до основания главного купола — 52 метра; диаметр купола — 26,7 м; внешняя высота с крестом — 70,5 метров.

Западный центральный портал украшен мозаичными изображениями Спаса Нерукотворного, двумя сюжетами из жизни святителя Николая Чудотворца, символами евангелистов и орнаментами.




Над боковыми порталами главного входа, находятся иконы святых, которым посвящены приделы:
слева — святых апостолов Петра и Павла

справа — святителя Николая чудотворца и преподобного Иоанна Рыльского.


Над северным порталом — образ Божией матери;

Якорная площадь




Огромные круглые окна храма, напоминающие иллюминаторы, были украшены витражами. Все стекольные работы в храме выполнило Северное Стекольно-промышленное общество, а значит, витражи созданы знаменитой мастерской, принадлежащей братьям Франк. Пока не установлено, кто тогда, сто лет назад проектировал и собирал гигантские стеклянные полотна. Всего витражей в соборе было пять, два имели невероятные размеры — площадью по 52 квадратных метра каждое, и были сомасштабны всему грандиозному интерьеру. Эти круглые окна на момент их установки в 1913 году были, несомненно, самыми большими витражами в дореволюционной России.

Вид с Якорной площади.

использовала текст отсюда
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/370269
и из Википедии. конечно:)
This entry was originally posted at http://na-tasha.dreamwidth.org/. Please comment there using OpenID.
|
</> |