про храм
tasja_ — 21.09.2013 Совершенно случайно удалось побывать в Кронштадте и погулять вокруг свежеотремонтированного собора.Немного из истории его строительства.
Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю.
Ехали на остров при почти черном от туч небе, но потом выглянуло солнце и собор буквально засверкал.
Главный купол и купола звонниц украшены медными рельефными орнаментами из якорей и спасательных кругов.
В апреле 1901 года был принят проект архитектора В. А. Косякова, высочайше утверждённый 21 мая (3 июня) 1901 года.
Освящение собора состоялось 10 (23) июня 1913 года в присутствии императорской семьи. Собор состоял в приходе кронштадтского морского Богоявленского собора, службы проводились до 1927 года.
14 октября 1929 года собор был закрыт и разорен. Алтарь Господень был осквернен, память павших воинов поругана, кресты и колокола сброшены. Во время Великой Отечественной войны храм подвергался обстрелам. В разные годы в храме размещались кинотеатр, клуб, концертный зал.
Каменный собор, в целом, повторяет в плане приём, использованный при сооружении храма Святой Софии в Константинополе.
Главные размеры собора следующее: внешняя длина с крыльцами 83 метра, ширина — 64 метра. Сторона внутреннего центрального зала — 24 метра; пролеты главных арок — 23 метра. Высота до основания главного купола — 52 метра; диаметр купола — 26,7 м; внешняя высота с крестом — 70,5 метров.
Западный центральный портал украшен мозаичными изображениями Спаса Нерукотворного, двумя сюжетами из жизни святителя Николая Чудотворца, символами евангелистов и орнаментами.
Над боковыми порталами главного входа, находятся иконы святых, которым посвящены приделы:
слева — святых апостолов Петра и Павла
справа — святителя Николая чудотворца и преподобного Иоанна Рыльского.
Над северным порталом — образ Божией матери;
Якорная площадь
Огромные круглые окна храма, напоминающие иллюминаторы, были украшены витражами. Все стекольные работы в храме выполнило Северное Стекольно-промышленное общество, а значит, витражи созданы знаменитой мастерской, принадлежащей братьям Франк. Пока не установлено, кто тогда, сто лет назад проектировал и собирал гигантские стеклянные полотна. Всего витражей в соборе было пять, два имели невероятные размеры — площадью по 52 квадратных метра каждое, и были сомасштабны всему грандиозному интерьеру. Эти круглые окна на момент их установки в 1913 году были, несомненно, самыми большими витражами в дореволюционной России.
Вид с Якорной площади.
использовала текст отсюда
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/370269
и из Википедии. конечно:)
This entry was originally posted at http://na-tasha.dreamwidth.org/. Please comment there using OpenID.
|
</> |