про Флавианов, сусальность и самообман (это пост о литературе)
yu_mon — 17.02.2011 Подумала вчера: ведь то, что мы часто тянемся к сусальному, сладенькому, бесконфликтному в искусстве, да и в общении повседневном, - это лишь потому, что мы хотим спрятаться от вопиющего страдания, разлитого в мире. Страдания, которому надо чем-то из себя ответить, а мы не знаем - чем.Проще отвернуться и обойти, не увидеть эту сферу жизни, укрывшись в золотой нише успокоительного, "терапевтического", как бы светленького искусства и лёгкого общения, существующих по негласному закону сглаживания углов и неупоминания острого и горького.
А как только мы вынырнем из прекрасной и старательно гармонизированной сферы "Флавианов" (это просто пример) и иной сусальности, - мы неизбежно окажемся лицом к лицу с уродством страдания и - если мы честны с собой - перед вопросами к Богу, на которые у нас нет ответа из глубины собственного прожитого опыта. В лучшем случае - ответы книжные, которые не утоляют.
Я из своих ощущений говорю. У нас получается "вилка": Мы знаем о милости Божией: читали и, конечно, каким-то краем чувствовали в своей жизни. Но мы видим и огромное страдание людей и всей твари вокруг себя, - страдание, на которое вроде бы и нет божественного ответа!..
И - если честно - мы в силах почувствовать, что наша сентиментальная душевность, которую мы собираем вокруг себя в образах приятной нам литературы и и которую мы привыкли считать православием, - это вовсе не то, что можно противопоставить страданию, страшной и леденящей жестокости мира. Как бы мы ни прятались за этими картонными позолоченными щитами.
Глубина страдания - не сусальна, не игрива. И можно предположить, что единственное, способное ей ответить, - Любовь Божия - в еще бОльшей степени лишена бутафории и позолоты и обладает ещё бОльшей противоположной глубиной.