Про фильм "Текст"

топ 100 блогов artyom_ferrier13.03.2020

Наконец довелось посмотреть.

Сразу скажу: в целом ничего. Но на безрыбье. Но ничего.

Вообще, новейшие фильмы (и не только российские) — они чуть ли не все под эту формулу подходят. «Ничего, но на безрыбье». За исключением, конечно, тех, которые вообще «ни о чём». Но этот — всё же о чём-то.

По ключевым моментам.

Петров, хотя и примелькался, не напряг. Ну, он не виноват, что симпатичный на мордашку и неплохой актёр, и востребован. И он, в отличие от Козловского, пока всё же не снимался в совсем уж откровенной лаже вроде римейка «Экипажа». Здесь, в этот фильме — ну, адекватен, в общем-то. Не раздражает.

Эротическая сцена половой ебли Кристины Асмус с Иваном Янковским — нет, не шокировала. Впрочем, она бы и моего сынишку не шокировала, случись ему увидеть её годиков в семь — ибо и в шесть он видал в Инете покруче. По хорошему счёту, даже порадовало, что российское кино научилось делать хоть сколько-то откровенные сцены.

Но что меня немножко шокировало всё же — так это что меня заставляют смотреть, как Александр Петров смотрит на мобиле сцену половой ебли Кристины Асмус с Иваном Янковским и дрочит на это дело.

Нет, я понимаю авторскую задумку, его духовное слияние с антагонистом, всё такое — но можно было бы и титрами ограничиться. Типа, чёрный экран, надпись в вензелях: «А нынѣ онъ дрочитъ». Но тогда, правда, это была бы стилистика балабановских «Уродов и людей», а это совсем другой коленкор.

Тем не менее, в целом фильм — ничего так. Местами, может, малость затянутый, местами несуразный, но посмотрел с интересом. За что спасибо — хоть не слишком крикливо заявлены претензии на глубокий смысл и нравственную фундаментальность. Как там в книжке Глуховского было — не знаю, не читал, но фильм — не скатывается в морализаторский пафос. Всё довольно ровно-пастельно.

Что до несуразностей... Ну, может, некоторые из них - «фичи, а не баги».

Дальше — естественно, будут спойлеры.

Вот начинается фильм с того, что мамаша, училка литературы, не пускает на вечеринку сынка, студента филфака МГУ, пока не пересдаст хвост по «романской филологии». Потому как она слишком много «пота и крови потратила на этот его филфак».

Я, грешен, сам учился на филфаке МГУ — но это было давно, нравы были другие. Я, вообще-то, сбежал из дома, чтобы не поступать в Питере, где у меня Батя — завкафедрой ЛГУ. Я решил, что это как-то не «комильфо». Что это будет «фо-па» в какой бы то ни было карьере. Может, излишняя мнительность — но уж точно мне вовсе не улыбалось, чтобы Oldman хоть как-то интересовался моими академическими успехами. То есть, он всегда был деликатен — но вот лучше из другого города. И ещё не хватало отчитываться перед предками, как я сессии сдаю. Детский сад, штаны на лямках.

Однако ж, когда я услышал название предмета, «Романская филология» - я понял, что на самом деле сынок обманывает маму. На самом деле он не учится на филфаке. Потому что нет такого предмета — и с трудом можно себе представить, чтобы когда-то был.

Что реально было — специализация филологов по отделениям, и там действительно было «романо-германское», на котором я учился. Сейчас, по-моему, это называется «отделение западноевропейских языков и литератур». И, собственно, это посвящено всем западноевропейским языкам, которые либо романские, либо германские (ну, если Финляндию не считать Западной Европой).

А что до предметов — то есть (и была) «зарубежная литература», разных времён на разных курсах, и «зарубежное литературоведение». То и другое — в противоположность отечественным. И такая «антитеза» идёт с советских времён, когда считалось, что у буржуинов устаревшие методы всех наук, а у нас — прогрессивный диамат на все случаи жизни и собственная гордость. По инерции - подход сохранился и в новое время.

Но вот специфическая некая «романская филология», вот именно романская, да не литература, а именно «филология» - это бред. Может, в каком-нибудь Сызранском Техникуме Словоблудия это ещё возможно — но не в МГУ. Это звучит примерно как если б на биофаке изучали Линнея в рамках «шведской биологии», а Дарвина — в рамках «английской биологии».

Таким образом, сынок, видать, вовсе провалил вступительные экзамены, занимается непонятно чем, пудрит мозги мамаше.

Но и она — вряд ли училка лит-ры, ибо тогда всё же понимала бы, что не может быть никакой отдельно взятой «романской» (равно как и «арийской») филологии в учебном плане. Вероятно, она тоже занимается непонятно чем вместо школы, и тоже пудрит мозги сынку.

На сём — с образовательной частью фильма разобрались. Но она и составляет минуты три. А дальше, типа, горькая правда жизни.

В клубешник, где парень тусует с подругой, врываются маски-шоу под руководством удолбанного молодого лейтёхи-мажорчика, пытаются повязать подругу, парень вступается за неё, обиженный мусор грозится упечь за оказание сопротивления, но вместо этого подбрасывает дурь — и студента закрывают на семь лет.

Первая мысль была: «Чего? Семерик — за хранение, да первоходом, да студента МГУ при всех положительных характеристиках? Да условка была бы в самом худшем варианте!»

Но на самом деле, есть такое довольно свинское разъясняющее постановление Верховного Суда №14, где указывается, что если изымаемые наркотики были расфасованы в удобную для распространения форму — то следует квалифицировать как подготовку к сбыту. Кроме, конечно, тех случаев, когда очевидно, что чел сам балуется и купил для себя. Но если нет, если он чистый — тогда будут шить сбыт.

И получается довольно парадоксальная ситуация. Вот тебя прихватили, изъяли у тебя из кармашка пакетик. Всё при понятых, под камеру, грамотно.

Если ты признаёшься, хотя бы, что взял попробовать у неустановленного лица (а ещё лучше — если у тебя в анализах находят следы прежних употреблений) — это может быть административка, может быть условка за хранение (в зависимости от размера). В общем-то, фигня. А в случае с насквозь положительным студентом — скорее всего, вообще до суда не доведут, подразвалят за умеренную взятку. Ну, размер-то — всегда можно «усушить» до административного.

Другое дело, если ты чистый как стёклышко, и мамой клянёшься, что никогда эту дрянь не пробовал и пробовать не собирался — а дурь у тебя находят, тем не менее.

Тогда — для суда два варианта.

Первый — согласиться, что тебе её подло подбросили гадкие мусора (как ты и заявляешь, как оно в данном случае и есть). Но тогда нужно на этих мусоров самих заводить уголовное дело. А когда главный ментёныш — генеральский сынок, то это слишком хлопотно выйдет, его прижимать. К тому же, он хоть и удолбанный был, но профессионально ханку на кармана подкинул — никто не видел, хрен докажешь. И тут-то в его(!) пользу действует презумпция невиновности — даже в человеческом нормальном суде, не говоря уж про российский.

Второе же объяснение, почему у тебя, который сам не потребляет, оказалась наркота — так это что ты сбытчик. Банчить в клубешник пришёл — да попался. И пофиг, что студент с положительными характеристиками — деньги, поди, всем нужны. Особенно, если ты не мажор какой, а сынок одинокой училки.

Поэтому дело сразу заводят не за хранение, а за подготовку к сбыту — и тут уже куда труднее подразвалить. По хорошему счёту, даже очень добрый и совестливый следак лучше закроет десяток совершенно невиновных, поломав им жизни, чем позволит себя заподозрить в том, что помогает соскочить барыгам. Тут-то — его могут просто с говном сожрать, и не без помощи озабоченной общественности.

То есть, подбросил дурь тот ментёныш — возможно, даже и в шутку, в качестве «пранка». Просто попугать хотел. На крайняк — административку повесить.

Но дальше — включаются неумолимые жернова системы. Раз наркоту нашли, а сам не торчишь — значит, барыжишь. Значит, сбыт. Значит, уже и размер не имеет особого значения. В смысле, и некрупного достаточно для заведения дела. И именно по сбыту. А попробует следак перебить вдруг на хранение — на это дело и у прокурорских рефлекс моментальный. Борьба с оборотнями в погонах, крышующими наркоторговлю.

Даже если этот ментёныш порывался как-то спустить на тормозах, чувствуя вину и сожаление (на что далее в фильме намекается) — его же папаша-генерал хрен позволит ему это сделать. «Ты хочешь дать показания о том, как подбросил какому-то лоху дури на карман? Нет? А тогда — как мы объясним, почему мой сын помогает избежать ответственности обвиняемым в сбыте? Лучше — заглохни и засохни, выбрось из головы».

Отсюда правило.

Если отираешься в таких местах, по которым бродят менты-кокаинисты, способные забычить и подбросить своего порошка — лучше употребляй сам.

Серьёзно, некоторые барыги так делают. Не опиаты, но чего полегче — время от времени и сами пользуют. Чтоб анализ показал наличие, чтобы можно было, в случае чего, сказать: «Да ладно, начальник, для себя держу». Но если сам чистый — то как ты объяснишь предназначение всех этих пакетиков, найденных при тебе?

Второе правило: если довелось прессануть мусора — прессуй так, чтоб у него плакаться всякая охота пропала. Чтоб у него слёзки кончились.

Ибо здесь вот ментёнок решил дури подбросить, а мог ведь и пришить нападение на сотрудника. Ибо руки-то — парень к нему тянул. А значит — можно в суде плакаться, заголяя потроганное плечико и расписывая невыносимые душевные страдания, вызванные этим зловещим актом агрессии.

Лет десять назад считалось ментам западло опускаться до такого, сейчас — в порядке вещей.

Поэтому если заниматься рукоприкладством в их адрес — то очень осторожно. Или вовсе воздерживаться от телодвижений, которые могут быть истолкованы как угроза физического насилия (ну и ты же всё равно не отобьёшь в одиночку жертву у стаи омоновцев) — либо действовать чётко и резко. Или вовсе не заводить знакомство — или давать понять, что жаловаться на тебя — себе дороже выйдет, и это не пустые угрозы.

Но, конечно, это довольно проблематично для юного студента филфака против охуевшего от собственной наглости мусорёныша, вокруг которого — кодла с пушками да с перьями.

Да, немножко — по психологии таких борзых мусорёнышей (которые встречаются в жизни).

Изначально может показаться, что они так бесчинствуют — поскольку полные и конченые гниды.

Иногда, конечно, это и может быть причиной. Но иногда — дело в другом. Дело в том, что они очень бояться проявить слабость. И для них вопрос выживания — показать, что нельзя их трогать.

У них — можно сказать, феодальная, бандитская ментальность. Она неизбежно складывается у силовых ребят, обретающих и старающихся удержать власть.

Все эти антимонии про «служение обществу», «закон и порядок», «борьба с преступностью», «save and protect” - воспринимаются ими как детские сказки и разводки для лохов. Либо по прошествии нескольких лет нарастания профессионального цинизма — либо сразу, если вырос в такой семейке.

И если без дураков, то, собственно, государство и есть «стационарный бандит» (и это лучшее, чем оно может быть), а его силовики — легализованные гангстеры, чья степень отмороженности сдерживается лишь конкуренцией с другими силовыми гангстерами, которые могут отжать лакомые темы, если будешь вести себя слишком уж одиозно.

Да, если мент — не полный баран, то он понимает, что в действительности он преступник. Это не оскорбление — это просто констатация факта. Он не может выполнять свои обязанности и жить по закону. Ну или это будет какая-нибудь шведская полиция, которая что есть, что нет — без разницы.

А уж тем более, если мент работает по наркоте — он очень быстро понимает, что именно при добросовестном исполнении вменённых ему обязанностей — наносит гораздо больший вред обществу, чем собственно наркота. Поэтому, не только от корыстолюбия, но и от совестливости — неизбежно начинает сращиваться с наркобизнесом (а если не начнёт — возможно, героически погибнет при исполнении, ибо кому он нахер нужен такой «чистенький»?)

И этот мент, даже генеральский сынок, в общем-то понимает, что его в любой момент могут либо грохнуть, чего-то не поделив, либо упечь за решётку — и в его положении даже глупо будет спрашивать: «За что?»

Вообще, как говорит один мой приятель: «Жить нужно так, чтобы не возникало вопроса «За что?», когда тащат в тюрьму».

Серьёзно, засадить могут по-любому (и не только в России), но будучи преступником — хоть не будешь чувствовать себя лохом и беспричинным терпилой. Да и если успешно «криминалил» - будут и на зоне у тебя лобстеры в джакузи.

Так вот, мент, обитая заведомо по ту сторону закона, притом в зоне риска — закономерно обретает своеобразный менталитет. Он привык к тому, что его-то в любой момент могут или грохнуть, или посадить, а потому с жиганско-рыцарской спесью относится к тем, кто пытается жить тихо и правильно. Он их презирает, он считает себя хищником среди них — и гордится этим. Если ж он ещё и отпрыск ментовского начальника — самоутверждается перед родителем.

И он не видит ничего особо плохого в том, чтобы «поставить на место» какую-то «овцу», посмевшую бросить вызов его власти. В его глазах это выглядит так. «Решил поиграть со мной, как с равным? Тоже волком себя ощутил? Ну, давай тогда поиграем по волчьим правилам. Я — всегда готов. А ты?»

Тем более, конечно, и регулярное употребление кокаина — немножко расшатывает психику, причём, эйфория непосредственно на приходе обычно сопровождается иллюзией величия и всевластия. Отчего, конечно, можно сначала подбросить парню наркоту как бы в шутку — а потом даже немножко жалеть, что изувечил ему жизнь.

То есть, в фильме далее проводится мысль, что этот ментёныш был не такой уж сволочью, как могло показаться, а где-то даже и вполне приличным человеком вот-вот готовым встать на путь нравственного возрождения — и в это вполне можно поверить.

Но вот когда иные критики говорят, что тот студент-зек, Илья, начав испытывать симпатию к этому менту, начал и сожалеть о том, что грохнул его, пусть и не вполне намеренно — это, извините, чушь.

Нет, до таких соплей фильм всё же не опускается.

Если ты не дебил, то ты и в двадцать лет прекрасно понимаешь, что многие люди, которых ты мочишь — в действительности не такие уж плохие, а местами вовсе даже и хорошие. Испытываешь к ним симпатию. Понимаешь, что у них есть, как правило, любящие родители, подруги жизни, порою и дети. Тем более, должен понимать такие элементарные вещи в 27, отсидев на зоне.

Но это ничего не меняет. Просто, замочив врага — можно и посидеть над его остывающим телом, поговорить с ним проникновенным и сочувственным голосом. Признавая тот факт, что он, вероятно, ничем не хуже тебя — но игра есть игра, и он тоже знал, во что играет. Если, конечно, ты считаешь полезными подобные медитативные упражнения.

Впрочем, если б, чисто теоретически, какой-то мент отправил бы меня на годы за решётку, по беспределу, подкинув наркоты — я бы, наверное, не стремился его убить по выходе.

Я бы считал, что он должен мне слишком много, чтобы отделаться так дёшево. И я бы просто постарался вернуть долг. Я бы превратил его в своего раба. Что, при наличии связей и корочки у него — могло бы быть весьма прибыльно.

Вообще-то, мне всегда было противно ломать людей по беспределу — но, понятно, для парня, который на ровном месте засадил меня на семь лет в тюрьму, я бы сделал исключение.

Поэтому — мы бы встретились в укромном местечке, и он бы исполнил под запись всё то, что обычно исполняют люди, не желающие поперхнуться своей мошонкой.

Я бы растолковал ему, что у нас есть два варианта получения мною компенсации за причинённые им неудобства.

В первом (и нежелательном) я продаю богатым извращенцам фильм о том, как он умирал. И это будет сериал на пару недель.

Во втором — тоже будет фильм, но не для стороннего просмотра. Хотя это должен быть такой фильм, что гарантированно прикончит его карьеру, если попадётся кому-то на глаза. Необязательно что-то очень криминальное — но вот такое, что никто с ним здороваться не будет. И это станет гарантией его послушания в дальнейшем.

В общем, я парень беззлобный и практичный, поэтому постарался бы получить не столько абстрактное утоление жажды мести, сколько восполнение потерь в некоем материальном виде. Взять мусора на крючок и заставить его крышевать мои бизнесы — сойдёт. Когда этот мусор дал хороший повод с собою не церемониться (и не бояться за карму).

Чего хотел от мента Илья — сказать сложно. Вроде как «просто поговорить» - но вот разговор закончился отбитой ментовской башкой, ибо и повзрослевший ментёныш повёл себя как-то нервно.

Вообще, честно, я не понял, почему он, уже майор госкомдури, изображал из себя сбытчика в кабаке, и охотно пошёл в подворотню с каким-то мутным незнакомым типом, чтобы толкнуть ему мизерный вес.

Сбывают ли офицеры госкомдури наркоту налево?

Да, разумеется. Но не по граммам же и не «конечным» торчкам?

Если ж ты работаешь под «прикрытием» - то сложно рассчитывать на успех, когда прежде ты устраивал маски-шоу по клубешникам, причём сам-то был без маски, и тебя любая собака в лицо знает. Тогда уж — стой по форме да с табличкой: «Героин-кокаин, недорого, с конфиската».

Думается, устроить встречу мента и зека можно было бы как-то более осмысленно. Благо, это действительно несложно, выследить и подкараулить легального опера.

Собственно, эти ребята оттого так и бесятся, оттого так и жестят, что понимают, насколько они уязвимы в том случае, если кто-то решится на целенаправленные враждебные действия. Вот и силятся закошмарить свои кошмары, раздувая собственную грозность.

Так или иначе, встретились, поговорили — и мент оказался под люком канализации, а зек забрал его мобилу и ствол.

Зачем он взял мобилу, когда это главное палево в нашем мире?

Ну, иначе б не было постижения им личности своего губителя — с тем, чтобы прийти к выводу, что не такой уж он плохой парень.

Я бы на его месте был готов заранее это признать. Да, все люди добрые, игемон, но порою добрые люди совершают ошибки. Вроде, там, подбросить наркоты и укатать на семь лет. За подобные ошибки — потом приходится отдыхать в коллекторе. Хотя, повторю, для меня предпочтительней было бы захомутать мента и заставить работать на себя.

Использовать мобилу, чтобы провести кое-какие сделки от имени почившего её хозяина, через эсэмэски, как и решил этот Илья?

Идея остроумная — но слишком стрёмная. Он же ведь не знает раскладов — на чём угодно может спалиться, семь лет отсидев.

Да я вот и без отсидки всё никак не могу привыкнуть к той «каменной тундре», в которую Москву Собянин превратил, а уж если с зоны откинуться — вообще кругом «новые ворота».

Тем не менее, фильм получился незагрузный, смотрибельный. Можно было бы, конечно, повеселее сделать, подинамичней — но российский психологизм по определению подразумевается не менее унылым, нежели климат.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
    Лиля влюбилась в своего однокурсника. Он был прекрасен. Его звали Дима. Он был так необыкновенно умен! Те задачи, которые требовали от нее  серьезного умственного напряжения, он решал играючи. А те, что он решал с трудом, она вообще не могла раскусить. Он так ...
Просто лучок ...
Цели Путина в отношении Украины , озвученные им во время вторжения меня удивили. Ладно , с демилитаризацией как-то еще можно согласиться с большой натяжкой. Потому что Украина не может угрожать России ничем, потому что в Кремле есть заветная кнопка. И не угрожала. Все угрозы , о ...
Думаете чертей нет? Они есть! Они нам постоянно мешают, не дают хорошо жить. Человек нашел истину. Маленький чертенок прибежал к старому Дьяволу и закричал: - Что ты здесь делаешь? Старый Дьявол курил трубку и, глядя на чертенка, спокойно сказал: - Сынок, в чем дело? Остынь. Чертенок ...
Вот написала недавно в посте о магазине "Леонардо" о том, что пределом моих детских мечтаний были краски типа "Ленинград" и стала вспоминать, а какие же у меня были у самой краски. Чаще всего рисовали на уроках мы акварелью, гуашь была, но очень редко. Про акрил тогда и не слышали, а ...