Как придержать неумолимый песок скорбных лет
artyom_ferrier — 02.03.2020Чего-то так получилось, что в последнее время пришлось заниматься здоровьем. И не столько собственным (хотя это тоже: как пить бросил пару месяцев назад — так и делать нечего, кроме как качаться) — сколько всяких «инвалидов», имеющих редкое счастье быть моими однокашниками.
Сначала на днюху мне звонили, чтобы пожалобиться на свои болячки и выразить негодование по поводу того, что я имею наглость быть таким здоровеньким. Потом — встреча класса была. Ну и в Инете к лету поближе чего-то всякие блогеры в возрасте «зрелой юности» (под полтос и старше) озаботились здоровьичком.
Про себя же я не знаю, действительно ли я такой здоровый парень, как выгляжу, как действую.
В принципе, это часть моей работы, быть ходячим «смертельным оружием», таким, чтобы любой киллер хорошо понимал: даже с пулей в сердце у меня будет несколько секунд, чтобы вырвать ему кадык, и я не стану тратить эти секунды на рефлексии. И такое сознание — добавляет лет нам обоим: и мне, и киллеру (и любому потенциальному заказчику).
Однако ж, пока я не имею права сочинять трактат под названием «Как сделать двести сальто подряд на своём двухсотлетии». Для этого — придётся немножко подождать, посмотреть.
Вон, Брюс Ли — тоже был исключительно здоровым парнем вплоть до самого финала. Но почему-то принял таблетку от головной боли — и схватил скоропостижный летальный инсульт. Вероятно, аллергия. По официальной версии. И если она заслуживает доверия — то возникает вопрос: с какого бы хрена вовсе понадобилось такому здоровому парню принимать таблетку от головы?
Я вот последний раз анальгин пил где-то лет в десять. С тех пор вообще не помню, чтобы голова болела: это ж кость. С похмелья — она немножко такая... funny (удачно двусмысленное английское словцо), но не более того, поэтому я даже люблю похмелье, оно у меня довольно сюрное (было, пока не завязал с бухаловом).
И я не знаю, до какой степени у меня должно что-то разболеться — чтобы принимать таблетки. Тем более такие, которые раньше не пробовал, не знаю переносимость. Уж на крайняк — промедолом или гердосом двинулся бы. Теоретически, если совсем хреново (хотя в реале даже при серьёзных огнестрелах воздерживался, чтобы не вырубиться).
С другой стороны, Андрей Миронов, наверное, не испытывал сильных головных болей, когда играл в теннис, зачастую в полиэтиленовом костюме, для похудения. И производил впечатление очень здорового человека в свои 46 лет. Поэтому разрыв аневризмы в голове произошёл внезапно, без шансов на спасение (но аневризма — в любом случае очень коварная штука).
И это я к тому, что здоровье — штука довольно сложная, требующая многих оговорок, а хорошая физическая форма здесь и сейчас вовсе необязательно дружит с долголетием.
Тем не менее, в случае со многими моими бывшими одноклассничками-одногруппничками — речь не идёт о хорошей(!) физической форме. Речь идёт о минимально приличной форме, такой, чтобы восстановить способность хоть как-то таскать ноги в свои сорок с небольшим лет и чтобы не нужно было скорой дежурить день и ночь под окном (тем более, что не все могут себе это позволить).
Ну и что я советую?
Прежде всего — делать хоть какие-то движения, хоть какую-то зарядку, хоть какую-то активность проявлять.
В принципе, далеко не так опасно некое вредное питание (хотя солями тяжёлых металлов злоупотреблять всё же не надо) — как гиподинамия, истинное проклятье среднестатистического современного городского жителя.
Поэтому, не надо засиживаться без движения, надо хоть раз в полчаса (а лучше чаще) вставать, разминаться. И по возможности — сидеть без обуви, ноги держать повыше, время от времени щекотать стопы. Весьма способствует кровообращению.
Что же до питания — ну, тут можно лишь сказать, что человечеству довольно дорого обошлась холестероловая истерия, все бросились считать и исключать «жиринки» в своём меню, но поскольку организм требует чего-то «энергетического» (и требует наркотиков, в широком смысле) - многим людям пришлось переключаться на сахар. В чае, в коле, в выпечке, в сладостях.
А сахар — он не то чтобы «белая смерть» во всех случаях. Нет, когда детишки лопают конфеты — ещё ничего: они носятся, бегают, прыгают, быстро сжигают фруктозу и даже глюкозу. Хотя и детям рекомендуется быть осторожней с потреблением быстрых углеводородов (то бишь сахаров). При совсем уж неумеренном обжорстве сладостями — можно и в предпубертате загнать поджелудочную и нажрать диабет второго типа.
И если в древние времена от переедания сахара людей оберегала его дороговизна (и мёд — был тогда не дешевле нынешнего), а потом — переход в тинейджерстве на другие, в целом менее вредные наркотики (табак, прежде всего), то в последние десятилетия увлечение ЗОЖ (в весьма сомнительной порой трактовке) обернулось тем, что многие люди не пьют, не курят, но при этом потребляют чудовищные количества сахара, отчего заплывают жиром, отчего не могут заниматься хоть чем-то спортивным, отчего ещё больше огорчаются, имеют единственную радость в потреблении ещё больших тонн сладких вкусняшек, ещё больше разжирают себе жопы, ещё более немощными и малоподвижными становятся. Такой порочный круг.
Поэтому сахар — желательно всё-таки ограничивать. Приучиться хотя бы к таким чаям, которые пьются «голыми». Зелёный, там, с лимоном, киркаде-гибискус всякое.
Газировка? На мой вкус (а я сахар-то по жизни мало потребляю), они все нынче тошнотворно сладкие (и чего стоит кока-кола, в которой давно уж нет ни кокаина, ни орехов кола?)
Они, современные газировки, ориентированы на людей, чьи рецепторы «разогнаны» многими годами переизбытка сахара. Это касается и «диетических» водичек с аспартамом. Да, он сам по себе безвреден, в таких ничтожных количествах, но он очень сладкий — и он только подогревает этот запрос на аномально высокую сладость.
Если же сделать одно волевое усилие и хоть на месяц урезать потребление сахара — то потом его будет нужно куда меньше. По принципу «слаще морковки хрен чего пробовали» - и это хорошо. Столько сахара, сколько в морковке — это здоровая концентрация (и он весь уйдёт, по энергии, на обработку клетчатки с той же морковины).
Хотя вообще сказать, весьма популярная погоня за «низкокалорийностью» - это довольно дебильный спорт. Все эти циферки, какие указывают на продуктах питания, типа, энергетическая ценность — они «ни о чём».
Вернее, они показывают, сколько можно получить энергии, если высушить и сжечь эту хавку в чём-то вроде шведской мусорной печи. С полным окислением органики до СО2 и воды.
Но метаболизм человека — немножко не так работает. Он вообще очень сложный, очень тонко настраивается на индивидуальные особенности и параметры как организма, так и его хавки.
Так же — и энергозатраты на те или иные физические действия тоже очень индивидуальны.
Кто-то километр пробежит — и весь мокрый будет, у него расход энергии будет гораздо выше, чем просто работа по перемещению своей массы на расстояние, у него львиная доля энергии пойдёт на дыхание и прогон крови к слабеньким его мышцам, чтобы смогли произвести такую работу.
А у кого-то на бегу по пересечёнке с тридцатикилограммовым рюкзаком — пульс выше семидесяти не поднимается.
Поэтому всякие таблицы на предмет «сколько калорий сжигается» при разных упражнениях — это, мягко говоря, очень усреднённые данные. В принципе — не от жизни сей, лучше на них не ориентироваться.
Но многие люди, решившие «заняться здоровьем», предпочитают ориентироваться на эти данные — как на индульгенцию.
«Я молодец, я много прошагал на дорожке, я сжёг тысячу килокалорий — я могу себе позволить кусочек тортика с кремом».
В действительности, если тебе хочется кусочек тортика с кремом — значит, ты мало прошагал.
Двадцатилетнему «стажёру» я бы сказал, что «После хорошей прогулки тебе должно хотеться проблеваться желчью, а не тортика с кремом».
Но к сорокалетним то, наверное, будет неучтиво.
Тем не менее, важно понимать: физические упражнения — это само по себе радость, само по себе награда... само по себе наркотик. Это во многих отношениях, по многим «линиям» работает на удовлетворённость и эйфорию, способствуя выбросу эндорфинов (как-нибудь подробнее распишу в заметке о том, как избавляться от привычек, ставших лишними). Поэтому хорошая гимнастическая нагрузка — она должна снижать потребность во «вкусняшках». Если же после занятий хочется навернуть тортика — значит, ты слишком нежен с собой в тренировочном зале.
При этом, правда, и слишком перенапрягаться не стоит. Особенно, если тебе за сорокет, и был изрядный перерыв (лет так в пятнадцать-двадцать кресельной амёбности), и каков бы ты ни был боец-молодец в юности — сейчас песок, может, ещё и не сыплется, но на косточках похрустывает.
Вот с косточками — нужно быть особенно аккуратным. Вернее, с их сочленениями.
Мышцы — восстанавливаются довольно быстро. Особенно, если в молодости были как-то накачаны, что-то из себя представляли.
Дыхалка — ещё быстрее наращивается. Особенно, когда, решив заняться здоровьем, чел сокращает курение или вовсе бросает.
И вскоре он начинает чувствовать, как у него, типа, крылья за спиной вырастают, ему летать охота, как тому водяному из мультика.
Но летать-то оно чрезмерно — зато бегать тянет.
Что, конечно, очень полезно. В целом.
Но когда суставы всё ещё атрофированные, хрящики истончённые - можно запросто их убить так, что потребуется операция по замене «ходовой по кругу».
Ведь бег, особенно на местности, а не по пружинящей дорожке — это может быть не такое простое дело, как кажется. Там могут потребоваться и боковые движения, там может потребоваться и растяжка — и запросто можно споткнуться, поскользнуться, получить в лучшем случае вывих или растяжение.
Но даже и без этого каждое приземление офисной центнерной туши на ногу набегу — это довольно сильный удар по коленному, прежде всего, суставу. Когда ноги забыли уже, как амортизировать голеностопом.
К тому же, про бег говорят иногда: «Это как наркотик» - и это верно. Любое упражнение, повторю, влечёт выброс эндорфинов, если в него «вработаться», Особенно - продолжительная физическая активность поднимает эндорфиновый уровень — и в целом это хорошо.
Однако это означает, что, пока бежишь — ты немножко под кайфом. Под очень мощным болеутоляющим (эндорфины и морфин — они одинаково действуют, одинаково мощные). Поэтому ты можешь просто игнорировать в данный момент какие-то не очень существенные травмы, не замечать их. Но потом — они могут аукнуться так, что на следующий день вообще на ногу наступить не сможешь. Неделю в койке проваляешься. Что нельзя считать очень эффективным оздоровлением.
Поэтому, если долго (годами) не было никакой существенной нагрузки на ноги — то первые месяца три лучше не бегать. Для многих «гиподинамщиков» - достаточно и ходить. Желательно, конечно, много и бодро. Но — без фанатизма.
Ещё же лучше (и безопаснее) — водные процедуры. Плаванье. Если есть возможность — обзавестись личным бассейном с регулируемым противотоком. Это существенно дешевле аортокоронарного шунтирования. Но и с публичными бассейнами, вроде, в крупных городах сейчас всё довольно благополучно.
Ещё — по возможности использовать особенности среды обитания.
Ну, паркур для сорокалетнего креслосидельца будет, наверное, чересчур (не всё сразу!), однако ходить пешком по лестнице — можно начинать с любой формы, даже самой разжирелой и убитой.
Конечно, опять таки, без фанатизма. Если совсем всё плохо — начинать с одного этажа вверх (спускаться по лестнице вниз — с одной стороны, менее энергозатратно, но может быть опаснее для суставов, поэтому в запущенных случаях нужно проявлять осторожность со спуском).
Постепенно наращивать этажность. Месяца через два — выйти на норму где-нибудь в триста-четыреста ступенек в день. Это вполне реально даже для очень обленившихся и разбрюзгших офисных клерков. Форсировать не надо — но оно само собой так получится, что через пару месяцев будешь подниматься (пусть пешком, не бегом) на семнадцатый этаж без передышки. И плевать, что живёшь на третьем — сходи в гости к соседям сверху, они будут только рады.
А чтобы разогреться с утра — начинать день с самой такой необременительной гимнастики. Ходьба на месте и всякие движения руками, знакомые с детского садика.
Некоторые жалуются, по прошествии первых недель, что это стало для них слишком просто и потому скучно. И вот как бы сделать повеселее.
Да не вопрос! Можно выполнять сначала пританцовывая, качаясь на ногах — а потом на-цыпочках. Сразу веселее станет. Так, что придётся подшагивать туда-сюда, ловя равновесие. Практически, Dance-Dance-Revolution (кстати, тоже можно использовать).
Вообще же, лично я сторонник того, чтобы побольше делать упор на «игровые», развлекательные упражнения. И для этого необязательно закупать тонны умного всякого железа или подписываться на пафосный джим. В действительности, клубные карточки пафосных джимов — служат для того, чтобы дарить и передаривать. Они — греют задний карман и как бы топят лишний жир там одним своим присутствием. Во всяком случае, счастливый обладатель склонен в это верить. Что раз карточка есть — значит, полпути к здоровью уже пройдено.
Серьёзно же, я всегда офигевал от заявлений вроде «Надо бы заняться здоровьем, да нет времени/денег на хороший джим».
Правда? И пол тебе в квартиру не завезли, для отжиманий? И на фитбол у тебя пятидесяти баксов нет?
Да, к слову, сорокалетним растренированным старпёрам многие упражнения, особенно, задействующие позвоночник — лучше выполнять на фитболе. Вот пока не сподобишься делать подъёмы корпуса из виса вниз головой на перекладине — лучше скручивать пресс не на полу, а на этом мячике. Который сущие копейки стоит.
И уж тем более копейки стоят — теннисные мячики (и более мягкий прессболы). Между тем, это отличный тренировочный инвентарь для всех уровней.
Я вот с младших классов школы их полюбил. Кидаешь в стену — и ловишь. И снова кидаешь.
Поначалу — довольно неуклюже получалось. Но довольно скоро — счёт пошёл на сотни бросков без «брака», без потери.
Потом — кулаками мячик удерживаешь между собой и стеной. Потом — пару-тройку мячиков. А там — и ноги подключились. И вот на вертушку, уширо-маваши мячик поймать да снова в стену запулить — это мне и сейчас интересно. А Лёшка, сынок мой — и на кайтен («вертушка в кувырке», грубо говоря) их запросто ловит. Но у него просто кайтены лучше получаются, чем у меня: юность, гибкость, вертлявость.
Однако ж, и безо всяких ногомашеских изысков, может быть достаточно увлекательно просто руками «вывешивать» два-три мячика, стоя в двух-трёх-пяти метрах от стены.
При более же монотонных или статических упражнениях — что ж, можно музыку слушать.
Я вот так в своё время дохрена «классики» всякой накушался. Поэтому мог, в случае надобности, поддержать беседу с самой «консерваторной» барышней: «А не правда ли, «Инфернальный галоп» Оффенбаха очень удачно обыгрывается в «Карнавале зверушек» Сен-Санса?»
Ну и либо она знает этот прикол — или у неё пропадает желание растопыривать хвост своей рафинированности, а появляется желание спрятаться на кухне и резать салатик.
И так-то я не ходок по симфоническим концертам, вообще-то, но вот за упражнениями нахватался, наслушался.
А кому-то, наверное, и аудиокниги в тему будут. Я, правда, давно уж не воспринимаю текст со слуха, привык читать в разы быстрее, всё поторопить хочется — но есть люди, ценящие размеренность.
Ещё же, когда физическое упражнение кажется скучным — можно тренировать, заодно, мозг арифметикой. И я, и Лёшка так делаем. Даже Женька, хотя она барышня и адвокат.
Помнится, в своё время я давал тут кое-какие хинты по быстрому счёту в уме, помимо навязших в зубах «как возвести в квадрат число, кончающееся на 5» - но, пожалуй, на днях ещё раз коснусь этой темы, ещё кое-что подгоню, как оптимизировать биоцеребральные вычисления, чтобы, по крайней мере, трёхзначные что семечки перещёлкивались, умножаясь.
Но — на днях.
|
</> |