Про этот самый "Гиперион"


Автор этот и прежде был до некоторой степени знаком - оказывается, это он же написал арктический триллер под неполиткорректным, на первый взгляд, названием "Террор", несколько лет назад мною прочитанный (в значительной мере "по диагонали", даже писателя запамятовал...). Идея, будто полярная экспедиция никак не могла всем коллективом сыграть в ящик без посредства злобного и неубиваемого тупилака (если кто не в курсе, это вот что за хреновина: https://disgustingmen.com/history/tupilaq-witchcraft ...а ведь вроде в тех краях особо забористая трава не произрастает

Теперь вот познакомился с романом, который почему-то относят к жанру "твердой НФ" (старик Жюль, по чьим "Детям капитана Гранта" меня 5-летнего батя учил читать, посмотрел бы с недоумением, да и старик Герберт явно тоже). Ну, так и быть, спишем моменты, выглядящие особо травокурными (дерево-звездолет - еще не самый среди таковых...), на невообразимый для нас уровень технологий, хотя много что из прочего антуража не производит впечатления неимоверного прогресса в сравнении с нашими временами. Но вот что откровенно вгоняет в тоску и уныние, так это уже отмечавшаяся на этих страницах (https://new-vodokachkin.livejournal.com/128799.html) склонность изображать будущее как слегка подредактированное настоящее. Ну прямо-таки сегодняшний почти однополярный мир, только распространившийся на изрядный кусок Галактики, только вместо Штатов - многопланетное государство с говорящим названием Гегемония. К которому на все 100% относится фраза покойного Вилли Токарева -
"...За корку хлеба здесь приходится пахать,
Да, впрочем, и еще многое из той же песни (которую зря советские люди слушали недостаточно вдумчиво...) к описанию симмонсовского будущего подходит замечательно. Итак, прошло хрен-те сколько веков, человечество угробило собственную историческую родину, зато расползлось, как тараканы, по чертовой уйме планет, понастроило туннелей для мгновенного перескока с одной на другую - и при этом, как и сегодня, на этих планетах "край небоскребов и роскошных вилл"(с) непременно соседствует с трущобами, в наличии политиканы (до тошноты напоминающие всех этих сегодняшних байденов-путиных-меркелей-макронов), вояки (задаться вопросом об осмысленности войн на межзвездных расстояниях автору не под силу - впрочем, как и толпам его собратьев по жанру), богемные литераторы, бизнесмены (как без них-то, ага...), религиозники всякого-разного пошиба... Обретающийся где-то на задворках сверхмогучий искусственный интеллект не находит ничего более вразумительного, как заняться богостроительством (в самом что ни на есть буквальном смысле)

Подумалось следующее. Вот, допустим, упомянутых мельком стариков Жюля и Герберта, померших еще давненько, помнят по сей день. Еще более древних стариков Свифта, Рабле и прочего Данте тоже вряд ли в скором времени постигнет забвение. А вот из громадного массива литературы сегодняшней, XXI столетия, лет через десять напрочь забудется 99,999% - ибо пишется исключительно с целью срубить бабла, и помимо этого - НИ-ЧЕ-ГО. Тот тип социальной организации, который больше века назад удостоился эпитета "загнивающий и умирающий", на сегодня окончательно протух. А гнилое общество великой литературы (да и шире, великого искусства вообще) не порождает.
Но, впрочем, зато я узнал происхождение ника небезызвестного путриотического блогера Бори Рожина (фамилия, между прочим, удивительно подходящая!


А кроме того, посетила мысль оценить творчество поэта Китса, отсылки к которому в романе Симмонса довольно многочисленны. Авось оно-то более вразумительно...
|
</> |