Про деайсинг Боингов-737-800 авиакомпании S7
travelfoxes — 31.01.2024А разрешите, пожалуйста, скромному заслуженному работнику наземки, который даже поучился на деайсинг, чтобы в нём разбираться, и, сидя в деайсере на различных площадках, писал локальные нормативные документы по этому самому обливу, взять слово. Потому что большего удивления я уже давненько не испытывал. У меня, конечно, есть свои версии происходящего, но тут что-то особенное творится.
Предыстория – у авиакомпании Сибирь с 27 по 30 января произошло 3 инцидента с помпажем двигателей на самолётах типа Боинг-737-800. Пресс-служба авиакомпании сообщила:
«По результатам проверки выявлено, что неустойчивая работа двигателя была вызвана загрязнением лопаток компрессора двигателя из-за попадания частиц противообледенительной жидкости. Эффект загрязнения носит накопительный характер.»
Где-то вздрогнули Нордстар с ЮтЭйром, который в силу географии не вылезают с обливов с северных аэропортов на самолётах данного типа. Никогда такого не было, а тут три случая за три дня. Да ещё на рейсе из Новосибирска в Москву 27 декабря помпаж произошёл сразу на двух двигателях. Командиру нужно срочно было бежать покупать билеты в лотерею, там сорвать джекпот меньше шансов, чем залить до помпажа сразу два маршевых двигателя.
Просто в случае с ВСУ на Боингах всё понятно – её воздухозаборник располагается прям у стабилизатора, поэтому стоит направить струю ПОЖ (противообледенительной жидкости – далее) чуть правее, и ВСУ наглотается ПОЖ вплоть до остановки. Нечто похожее есть и на Суперджете – там над стабилизатором воздухозаборник. Но в маршевые двигатели никто ПОЖ не льёт, если учесть, что они совсем не под кромку крыла. Да и лить много придётся. Да и тут не в момент ПОО (противообледенительной обработки – далее) отказ произошёл.
Далее следует реакция авиакомпании – отменить ПОО с запущенными маршевыми двигателями на соответствующих площадках. В этот момент вздрогнули все остальные перевозчики на Боингах-737 (Аэрофлот, Россия, ЮтЭйр, Нордстар, Ижавиа, Смартавиа, Нордвинд, Икар, Алроса и т.д.), для которых это не просто нормально, а предпочтительно. Ну кроме Победы – та только на стоянках, но у них и стоянки самоходные, там нет проблем с обливом.
Для чего производится ПОО с запущенными маршевыми двигателями? Всё просто – у ПОЖ есть срок эффективного действия (holdover time), когда она обеспечивает свои защитные свойства, около 15-20 минут для ПОЖ IV типа (точнее можно посмотреть в таблицах, всё зависит от снегопада, ветра и т.д.). То есть эффективнее всего самолёт обливать непосредственно перед торцом ВПП, где и располагаются площадки ПОО. Можно облиться, конечно, и на стоянке, и на точке запуска. Так тоже делают, особенно если производится одноэтапная обработка, самолёт покрыт снегом, а на улице снега нет. Вопрос в эффективности ПОЖ при двухэтапной обработке, когда на улице валит снег. Там можно и на стоянке облиться, а потом долго запускаться, постоять в очереди на ВПП. К моменту остановки на исполнительном старте от ПОЖ на обработанных плоскостях останутся только воспоминания. Собственно, этого сейчас хочет Сибирь.
Но помпаж… Сибирь также сообщила, что всему виной низкорасположенные двигатели, но тут немой вопрос возник и у эксплуатантов Суперджетов, на которых летают в том числе и в совсем убитые аэропорты, где и к проведению ПОО есть вопросы. Также ввели дополнительные проверки состояния лопаток компрессора бороскопом.
Потом выяснилось ещё, что лично Ядров провёл совещание по безопасности полётов с руководством Сибири, где и предложил в качестве корректирующих мер прекратить ПОО с работающими двигателями, ну и провести аудит технологии облива, чаще мыть двигатели, провести анализ применительно к другим типам самолётов.
Тут Росавиация уже изменила подход. Раньше запретила бы вообще облив с запущенными двигателями, а тут персонально для Сибири. Молодцы, что сказать. Боинги Сибири это вам не Боинги Нордстара. Да и Сибирь уже не первый раз вляпывается с деайсингом. Согласно руководству по ПОО Сибири КВС вправе запросить облив, как он хочет, а дальше уже аэропорт или хэндлер будет решать.
Ну а серьёзно. Качество жидкости вряд ли причём – аэропорты разные. Нахватать с перрона или полосы – вряд ли смог. Нет там такого количества драгоценной ПОЖ. Да и вообще странно, что в одной статье я обсуждаю помпаж двигателей и ПОО. Но это не отменяет того, что при проведении ПОО ПОЖ нужно лить аккуратно и строго на плоскости. Сдуру можно всё.
P.S.: Фотографии не мои, естественно, а vl09, driver-gazelle и Тимофей. У меня на телефоне куча фоток, но с Шереметьево, да ещё и с самого деайсера, потому не так красиво.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/a/ZbqtvnlnWFp1aLKM
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823
5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте: