Общий фон текущей ситуации на Боинге
travelfoxes — 28.01.2024Скандал с заглушкой на общем фоне проблем, связанных с культурой производства, что в Боинге, что на заводах его подрядчиков набирает обороты. Вообще, в последнее время участились случаи жалоб перевозчиков и FAA на производственные дефекты – то лишние отверстия, то не докрутили, то ещё что-то. В этой ситуации проблема была предопределена. Она не могла не случиться. Конечно, все искренне надеялись, что больше не будет никаких катастроф, однако вылетевшая на высоте в 5 километров заглушка и стала таким авиационным инцидентом. Вряд ли бы это привело к чудовищным последствиям. Однако, это, как говорил Нагиев, «не звонок, а гудок уже». FAA не могла не вмешаться.
Разумеется, как только стало известно, что причиной стали незакрепленные болты, последовали реактивные меры. Первым шагом стала проверка системности выявленной проблемы. Проверка показала, что это выявлено на половине бортов, поэтому следующим шагом стала остановка полётов всех самолётов данного типа с установленными заглушками. Разумеется, это не касается лоукостов, поэтому встали Аляска, Юнайтед и Копа. Встали не особо надолго – на проверку. Но дальше начали проверять уже 737-900ER, у которых география намного шире, хотя 70% самолётов летают в США. Но там, вроде бы, ничего не выявили. Нам в России не о чем переживать, так как у нас всего 4 самолёта 737-900ER, у них полноценные выходы и нет заглушек.
25 января Боинг впервые остановил полностью производственную линию в Рентоне для глобальной проверки производства. Стэн Дил, генеральный директор Boeing Commercial Airplanes, сообщил во внутренней записке, что занятия позволят «всем товарищам по команде, которые прикасаются к самолёту, сделать паузу, оценить, что мы делаем, как мы это делаем, и дать рекомендации по улучшению».
Не знаю, много ли можно проверить за один день. Да и проверка в процессе работы дала бы намного больше. Одно дело – проверка тех состояния конвейера, но здесь именно внутренний аудит по качеству. Оценка своих действий сильно отличается от независимой проверки внутренним аудитором по ISO. «Оценить, что мы делаем» - весь мир оценил, особенно негодующая Аляска. «Как мы это делаем» - а это можно в ходе проверки самой работы по чек-листам. Пустой конвейер этого не покажет. «Дать рекомендации по улучшению» - корректирующие мероприятия после выявленных нарушений. На пустом производстве они будут не из той оперы.
Гендиректор Alaska Airlines Бен Миникуччи заявил, что авиакомпания обнаружила незакрепленные болты на многих самолетах Boeing 737 Max 9. И поделился эмоциями: «Я более чем расстроен и разочарован. Я зол. Это случилось с авиакомпанией Alaska Airlines. Это случилось с нашими гостями и с нашими людьми». Глава другого эксплуатанта MAX United Airlines также выразил разочарование деятельностью авиастроителя. Скотт Кирби отметил, что «Это продолжает происходить в Boeing, это не ново. От корпорации ждут успеха, но она постоянно сталкивается с этими производственными проблемами. Эксплуатанты считают, что Boeing нужно принять меры.»
Все проверки предварительно привели к тому, что FAA не разрешает Боингу расширять производство Максов, а собирается провести проверки вообще всех Максов.
Боинг всё это время твердил, как Дуремар: «Совсем я не при чём!», мол, это всё Спирит, такие нехорошие, они не закрепили. Они же фюзеляжи делают. Они там ставят заглушки. Но расследование FAA установило, что заглушку некорректно установили именно на заводе в Рентоне. Как сообщает Seattle Times, ссылаясь на источник, знакомый с деталями работы, панель была снята для ремонта, а затем неправильно установлена механиками Boeing на линии окончательной сборки в Рентоне.
Параллельно Боинг пытается задобрить FAA, так как от них зависит сертификация MAX 7. А конкретно данный самолёт поднялся в небо в 2018 году, обкатал программу сертификационных испытаний в 2021 году. В конце прошлого года Боинг подал на рассмотрение FAA просьбу разрешить послабления сертификационных требований для программы MAX 7. Однако, учитывая дорогостоящие ошибки производителя за последние пять лет, FAA вряд ли благосклонно отнесётся к подобным заявлениям.
Проблема касается композиционного воздухозаборника двигателя, а именно, его прочности при работающей противообледенительной системе. Выяснилось, что при определенных условиях включение системы приводит к такому перегреву воздухозаборника, что уже в течение пяти минут могут появиться трещины, а в худшем случае – разрушение, создающее риски для безопасной летной эксплуатации ВС. Выявление данных обстоятельств побудило FAA в августе 2023 года выпустить директиву летной годности, предупреждающую пилотов о существующих рисках, и по сути, перекладывающую на них ответственность за использование системы только в подходящих условиях: то есть не только включать систему по необходимости, но и выключать ее вручную. В своей петиции Боинг просит провести сертификацию MAX 7 с учетом временно действующей директивы летной годности, в то время как он продолжает разработку постоянного решения, которое будет готово к 2026 г.
В общем, сертифицируют в лучшем случае в 2026 году. Что там говорили про МС-21? Сколько санкций ввели против Боинга? Сколько новых производств открыли? И речь идёт о том, что, мол, выпускайте нас так, чесслово, потом доработаем, пока не знаем как, но всё будет.
Продолжая расследование едва не приведшего к катастрофическим последствиям инцидента с самолетом 737 MAX 9 Аляски, FAA пошла на беспрецедентные меры, наложив запрет на увеличение темпов производства всех самолетов семейства 737MAX. Действия регулятора нанесли тяжелый удар по коммерческим планам Боинг увеличить выпуск 737 MAX с нынешних 38 самолетов в месяц до 50 к 2025-2026 году. График сертификации последних двух вариантов МАХ – укороченного 737 MAX 7 и удлиненного 737 MAX 10 – также под угрозой срыва.
По своим стали бить. Может тут тоже внутренние разборки на политических полях. Ну, потому что это весьма странно. Задача FAA больше бить по пришлым, типа Эрбасов, да и Бомбардье лихо досталось, а вон оно как вышло.
Авиакомпания Alaska Airlines хочет, чтобы Боинг возместил авиакомпании упущенную выгоду в размере 150 миллионов долларов. В авиакомпании уверены, что задержки в поставках MAX продолжатся, что приведет к дальнейшим корректировкам в планах.
150 миллионов вообще не маленькая сумма. И это из-за одной несчастной заглушки.
В целом проблем стало только больше. Их решение потребует денег. А с деньгами тоже так себе. Да и работниками ситуация не лучше. Падение культуры производства – это человеческий фактор в первую очередь. А задержки с сертификацией всего нового – это падение инженерных компетенций. А как решать… Ну могут с Туполевым созвониться – к них проблемы схожие. Только ничего не вылетает – контроль качества налажен.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/a/Zba0XlSFhFdn9AjS
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823
5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте: