про цены при покупке по интернету
marss2 — 02.01.2022
В Китае вводят штрафы 50 миллионов юаней (7.800.000 $) за
применение биг-даты в ценообразовании.
.
Многие клиенты давно сталкиваются с тем, что цены на один и
тот же авиабилет заметно отличаются в зависимости от того,
оформляется покупка с личного компьютера, или с ранее не
используемого телефона.
.
В маркетинге это называется BBPD = "behavior-based price
discrimination" = "ценовая дифференциация основанная на поведении
пользователя".
.
Цена на товар или услугу назначается в зависимости от того,
насколько клиент "нечувствителен" к повышению цены, т.е.
сколько с него можно содрать.
.
В биг-дату собираются сведения о ранее сделаных клиентом
покупках, модели его телефона, марке его машины, районе проживания,
его пол, возраст, род занятий, привычки потребления, и многое
другое.
Алгоритмы на основе непрерывного машинного обучения создают
"портрет пользователя", который и будет определять персональные
цены для него, на какой бы торговой платформе он теперь ни совершал
покупки.
BBPD получает широкое применение для оптимизации прибыли в
авиационных перевозках, финансовом консультировании, страховании, и
интернет-торговле.
В Китае все это назвали "杀熟" = "обобрать своих", т.е. брать со
старых клиентов дороже, чем с новых (буквально - "убивать знакомых,
пользуясь их доверием").
.
Например, разница в цене при продаже сотовых телефонов там
различается в ТРИ РАЗА для новых покупателей и постоянных
состоятельных клиентов.
.
В Шэньчжэне разработали "Положение по использованию цифровых
данных в Шэньчжэньской специальной экономической зоне", которое
проходит обсуждение до 15 июня.
Теперь цифровые данные участников не должны подвергаться анализу, а
также без уважительной причины запрещен дифференцированный
режим ценообразования для клиентов при одинаковых условиях
торговли.
За такую "ценовую дифференциацию" компания будет
наказывать штрафом в 50 тысяч юаней при получении дохода менее
10000 юаней. И штрафом 50 миллионов юаней или 5% годового оборота
за более злостные нарушения.
Профессор юридического факультета Китайского народного
университета заявил -"применение больших данных нарушает право
потребителей получать информацию о ценах, выбирать товары и правила
честной торговли. Шэньчжэнь намерен и далее наказывать за
применение больших данных в торговле, что является важным шагом в
укреплении антимонопольного надзора в экономической сфере".
.
В феврале антимонопольный комитет Госсовета опубликовал
руководство, в котором четко указал, что использование больших
данных в ценообразовании представляет собой злоупотребление
доминирующим положением компании на рынке.
Но доказать в суде это нарушение пока непросто из-за скрытых и
неопределенных алгоритмов автоматического ценообразования торговых
платформ.
Недавно некий Лю сделал заказ еды по интернету и оплатил стоимость
ее доставки 4,1 юаня.
Он зарегистрировался как новый пользователь, сделал такой же заказ
на тот же адрес, и стоимость доставки составила 3,1 юаня.
Лю посчитал, что платформа использовала алгоритм "杀熟" и подал на
нее в суд за мошенничество. Сумма иска составила 500
юаней.
.
В суде торговая платформа возразила, что плата за доставку
динамически корректируется в пиковые периоды заказов еды. Журнал
заказов, предоставленный платформой, показал, что время между двумя
этими заказами отличалось на 13 минут. Суд в конечном итоге не
поддержал претензию Лю.
Трудность регулирования "ценовой дифференциации первого типа"
с использованием больших данных заключается в том, что платформа
имеет непрозрачные правила обработки данных и скрытые алгоритмы, и
проверяющим трудно установить механизм внешнего надзора.
.