Про "Безумную Евдокию"

топ 100 блогов naritsyna09.09.2015 По следам дискуссий вот к этому перепосту.
Моя френдесса спросила меня, читала ли я эту повесть Алексина, слово за слово – я пошла освежить в памяти… Товарищи дорогие, там же столько двойных донышек, давайте о них поговорим?

Будет некоторое количество личной информации, кстати.

Подростком я очень любила литературу с психологическим подтекстом, с неоднозначностью, с информацией по поводу того, как строится личность и общение. Но такой литературы (начало 80-х, мне 12-13 лет) было очень-очень мало: какие-то крохи можно было нащипать из подростковых повестей-рассказов и из публицистики. Так я перечитала всего изданного на тот момент Крапивина, а потом переключилась на Инну Руденко, Жуховицкого и конечно, Алексина. Последнего тогда издавали буквально пачками, ешь – не хочу. Я хотела и ела, буквально заглатывала.

Помню, как прочла в первый раз "Безумную Евдокию" и ошалела. Потому что – оказалась в глубине души не согласна с автором (а по тем временам это было ужасом и порождало всякие комплексы типа "Тебе же объясняют, а ты тупая и не понимаешь"). Не буду пересказывать содержание повести (или это рассказ вообще), она короткая и везде в интернете сейчас лежит, но самое главное – речь там о 16-летней талантливой девочке, которая-де – эгоистка. И из-за неё мать попала в больницу, и вообще.
Нет, наверное, далеко от содержания и цитирования повести мы тут не отойдём.

Беда моя во времена прочтения повести была в том, что я ощущала себя во многом этой Оленькой. Меня точно так же долго ждали, моего рождения буквально добивались с медицинской точки зрения (мама мне часто рассказывала, как чуть ли не всю беременность она пролежала на сохранении и рожала крайне трудно, и что ее и меня спасла врач-гинеколог, в честь которой меня и назвали. Кстати, я всю жизнь ненавидела свое громоздкое имя без единого официального уменьшительного). Кроме мамы, о перипетиях моего рождения мне рассказывали бабушка и дедушка. Подтекст был такой – "Смотри, как все ради тебя страдали, а ты!.." А я была неблагодарная, да. Не думала о матери, не слушалась деда с бабкой, была строптива и делала то, что мне в голову взбредет, а не то, что надо. И заботиться ни о ком не умела, конечно же.

К тому же меня угораздило, как и Оленьку, быть талантливой. Оленька рисовала, а я писала стихи (и прочие литературные формы) и пела. Правда, мне с моими талантами досталась более поздняя модификация "социализации одаренных детей": я должна была, как в песне – "если судьба тебя хлебом одарит, друзьям не забудь половину вернуть" – непременно участвовать во всех школьных олимпиадах, постановках, агитбригадах и прочих мероприятиях, "защищая честь школы". Упаси меня боже сказать, что я не хочу или стесняюсь. То есть я была не я, а представитель школы номер такой-то. И была обязана это делать.

Но вернемся к повести. Оленька талантлива, учится в художественной школе, ее родители ею гордятся, мальчик-одноклассник в нее влюблен, а она-де ни о родителях не думает, ни чувств мальчика не видит, про подругу на мероприятии – забыла, а классную руководительницу Евдокию Савельевну называет "безумной" за то, что та патологически стремится всех уравнять. И хочет, чтобы все делали всё вместе, коллективом. Причем если ты хорошо знаешь иностранный язык, например – тебе в постановке на этом языке достанется второстепенная роль, потому что выделяться – нехорошо, все должны иметь равные возможности.

Но основное, что меня сейчас мотивировало к этому посту, я прочла, как ни странно, в Википедии. Там было написано следующее о предыстории создания повести:
"У Анатолия Алексина была подруга по имени Нина Боровская, начальница отдела кадров СП СССР. Дочь Нины Боровской была проблемной девочкой-подростком, которую Алексин не раз помогал вытаскивать из разных неприятных ситуаций. Однажды дочь Боровской не пришла домой вовремя из туристического похода, и Боровская вызвала к себе Алексина и они стали обзванивать больницы, милицию, морги. Дочь явилась через два дня и даже не подозревала о том, что её непредвиденное отсутствие мать могла принять так близко к сердцу."

Обратите внимание на последнюю фразу: дочь даже не подозревала о том, что ее отсутствие мать могла принять так близко к сердцу.
Тадамм.
То есть дочь бессознательно была убеждена, что есть она дома, нет ее дома – никто этого не заметит?..
Доля логики, увы, в этом есть. И понимал ли Алексин это?..

В преамбуле повести он рассказывает о том, как познакомились родители Оленьки. Когда ее будущий папа сделал предложение ее будущей маме, она ответила, что у нее порок сердца и ей запрещено иметь детей. А когда он сказал – можно, в конце концов, и без детей, - будущая Оленькина мать возразила:
- Нет, нельзя.
Точка.
Почему нельзя, зачем нужны дети – не пояснялось. Повесть, конечно, написана в 1976 году, тогда этот вопрос вообще ни у кого не возникал: помнится, я в это время, шести лет, вообще думала, что как минимум первый ребенок у женщины появляется автоматически, сам по себе, и хошь не хошь – рожать его придется, деваться некуда. Но сам факт: без детей нельзя, ребенок нужен. Как вещь? И если ребенок единственный – нужно постараться, чтобы он был лучшим. И, согласно еще одной цензурной установке – этому ребенку тоже положено все лучшее.

Тут мне вспоминаются многократно виденные картинки в том же метро: ребенок сидит, мама-бабушка с сумками стоит. В пять лет сидит, в семь, в десять… А лет в 15 мама и бабушка обижаются, что ребенок не уступает им место и вообще не заботлив. Друзья мои, а откуда он это возьмет, откуда этому научится, если это не заложено в его жизненный сценарий в самые первые годы?

Многие дети и тогда, и особенно сейчас росли и растут в атмосфере вседозволенности. "Он же еще маленький!" Из своего детства помню: приносили что-то вкусное, какой-то деликатес, и отдавали мне. Я спрашивала: а маме? А бабушке с дедушкой? В лучшем случае мне отвечали, что остальные это не хотят или не любят, в худшем – говорили: это тебе, ты маленькая или как-то еще. А потом, когда мне было лет 12 (и уже родился брат), мама сетовала: эгоистка какая выросла, все себе загребает!
Мне потребовалось много лет, чтобы осознать, что я делаю не так. Потому что раньше все было – как я хочу. Все подарки – мне, все увеселения – мне. Дедушка плохо себя чувствует – ничего, внучке надо идти гулять на горку. И все такое.

Правда, была у этой медали и еще одна сторона: часто "лучшее, что нужно ребенку" определялось родителями. Так в 6 лет мне купили пианино и заставили заниматься музыкой. Да, я была музыкальна и любила петь, но эти занятия… Но я добила музыкальную школу, чтобы не расстраивать маму (и это я эгоистка, да).

Но вернемся к Оленьке: она изучает языки, рисует, она талантлива и отличается от сверстников – но почему, почему ее прототипу даже не пришло в голову, что родители будут о ней беспокоиться? Почему Оленька в повести сбежала от походной группы ночью, чтобы первой выполнить задание? Не потому ли в том числе, что любовь родителей к ней для нее связывалась с ее достижениями, с одной стороны, а с другой – ее не научили именно заботиться? Она могла только заслужить любовь, будучи самой-самой для своих мамы с папой. И в коллективе, в котором ее насильно усредняли, так или иначе – как могла, по-подростковому – попыталась этот вопрос решить. Она вернется домой с победой, есть ли тут повод волноваться? Если главное для родителей – ее достижения и уникальность?

В общем, между строк получается, что Оленька – функция. Причем родители ждут от нее неординарности и начали ждать еще до ее рождения ("какая у нас с вами была бы дочь!") Причем почему-то непременно дочь: может, потому, что девочку проще сдержать, она более манипулируема, ей на роду написано не отрываться от семьи, особенно в те годы?

И про любовь. Евдокия Савельевна в конце ставит Оле в вину, что она-де не заметила любовь своего одноклассника Бори. О, в те времена это было слово-индульгенция: любовь, ах, ах! Что бы ни выкинул некто – у него любовь! Если эта любовь отвергается – ах, ах, ужас! НО теперь я знаю две вещи: первое – любовь бывает очень разная, иногда довольно навязчивая, и второе – любовь есть проблема любящего и не накладывает никаких обязательств на адресата любви. Мальчик в повести Алексина, во-первых, ходил за Олей как привязанный: всем ли это понравится? Родители шутят. что Боря "больше всех мешает Оле работать", но в каждой шутке, как известно… Боря – фанат общественной деятельности, и его любовь к Оле выражается своеобразно: он маниакально следит, чтобы она не пропускала никаких мероприятий. Он навещает, ее больную, дома, но весьма своеобразно:
" - Вы слышали, зачем он пришел? Чтобы высчитать, успею ли я подняться ко дню перевыборного собрания!
Боря Антохин действительно объяснил нашей дочери, что растяжение сухожилия - болезнь неопасная и что Оля, прихрамывая, вполне может добраться до школы".

И потом говорят, что Оля-де черства и эгоистична в том числе потому, что не заметила Борину любовь.

Но тем не менее – именно "Безумная Евдокия" когда-то, в далекие годы подросткового детства, излечила меня от чувства вины за то, что я "эгоистка". Потому что устами рассказчика – папы Оленьки – Алексин подводит итог (в лучших традициях национальной российской забавы – поиска виноватого): в том, что Оленька так поступила, виноваты родители. Они воспитали эгоистку, и теперь им предстоит искупать вину: мать увезли в психиатрическую больницу, а отец остался с дочерью вдвоем. Кончается повесть так, что само по себе дальнейшее проживание с этой дочерью уже вроде бы расценивается им как испытание, посланное в наказание за неудачную родительскую миссию.

И когда я прочла это впервые, то задумалась: а и правда, виноваты ли дети в том, в чем их так часто обвиняют? Что они эгоистичны, черствы, не заботятся о родителях (хотя те заботились о них, детях!) и так далее. Что толку обвинять ребенка, который с трех-пяти лет сидит в метро, когда мама и бабушка стоят? Так всегда было и всегда будет, он так вырос. Что толку обвинять ребенка, которому всегда отдавали вкусное, в том, что он, вырастая, не делится? Так всегда было и так всегда будет. Кстати, когда мы с супругом все деликатесы делили поровну, отдавая дочери только треть, взрослые, при этом присутствовавшие, говорили, что так нельзя, что это нелюбовь к деточке!

Но все перечисленные просчеты – не вина родителей, а, если хотите, их беда. Опять же в силу недостатка информации и невысокой психологической грамотности, каковую грамотность у нас в принципе никому пока что не преподают.

Что-то еще вспомнилось: одна из любимых наших семейных фотографий – сразу после переезда. Елене полтора года, она стоит в новой кухне, где еще все в мелу, нет мебели, и мы там убирались, пока мужчины – супруг с моим братиком – занимались перевозкой мебели. И вот стоит Елена в этой кухне - в майке, трусиках, розовых тапочках с зайчиками и со шваброй в руке. Швабра вдвое больше нее по росту, но тем не менее она этой шваброй вполне себе по полу возюкала. Маме помогала.
А мне бы в детстве сказали – "Нечего ребенку пылью дышать, еще заболеет!" Заботились.

Кстати: пресловутая Оленька в семье - как минимум моет посуду. То есть не совсем, значит, эгоистка.

И сейчас с френдессой мы сошлись в том, что Алексин вообще максималист (как множество тогдашних писателей, особенно детских), большинство его характеров – черно-белые, а если есть каике-то нюансы – возможно. он сам их не осознавал и потому не педалировал. Но вот эта повесть – а была она тогда бешено популярна и вызвала дикое количество откликов – оказалась далеко не так однозначна, как, возможно, хотел сам автор.

АПД: вот что еще забыла-то: есть статья супруги Алексина об этой повести. Статья называется - "Жить только собой". Супруга там приводит цитату из повести:
"- Жить только собой – это полбеды, - жестко произнесла она. – Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать п о х о д я и чужие судьбы."

Я бы сказала иначе: гораздо страшнее, если другие живут тобой. И не дают тебе жить собой вообще.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Сценарий Ричарда Кёртиса не содержит мировоззренческих обобщений, но кое-какие философические бусинки в нём есть, и Boyle иногда даёт понять, что видит этот бисер, но метать его перед свиньями отказывается использовать его цвет и блеск в работе не хочет. Возможно, таковой была ...
Мне все больше кажется, что современная психология, активно "расцветающая" в социальных сетях, ориентирована преимущественно на баб. Даже не на женщин. На баб. Типичных " кошек... ". И жизни учат тоже... бабы. Одичавшие без мужика. Или обиженные им же. Даже если им 19. Девушки или женщины ...
    Геополитика для офицеров кратко, чтобы понимали куда стрелять.  Необходимо прекратить сверхвысокий уровень жизни и потребления одного из  трех главных центров - Китай, США, Европа.  Надо у кого-то отключить  рубильник!  Начался ...
А сейчас давайте поговорим о живописи в архитектуре. Интерьеры ведь тоже архитектура, верно? А не рассказать о росписях Гурия было бы преступлением. Итак, поехали. 01. План церкви Ильи Пророка. ...
На один день почувствовать себя менеджером ГАЗПРОМа- отличный опыт. Ну кто из нас, скажите, не мечтал поуправлять заветным вентилем в масштабе гораздо большем, чем собственная кухня? Мечтали, знаю. И я мечтал, и песенку Слепакова про акционеров Газпрома слышал. Но представьте, какое ждало ...