Про автостопщиков и путешественников "на халяву"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Так получилось, что в течение буквально пары дней на глаза
попался сперва пост griphon про путешествия без денег
(до сих пор на главной странице висит), затем очередной набор
фильмов про походы В.Шанина на «Большой Азии» (писал тут про неё,
неплохой канал, в первую очередь своей
ненавязчивостью), а потом я залип в книжке Кракауэра про странного
типа Маккэндлесса. Всё это навело меня на мысли о моём собственном
отношении к любителям идти куда глаза глядят без рубля в
кармане.
В посте Грифона всё расписано достаточно честно. По Шанину я там у него в комментариях слегка проехался... По Кракауэру я тоже как-нибудь непременно проедусь, потому что человек он явно небесталанный, но 3.14здобол тот ещё, и, судя по всему, с небезупречной морально-этической составляющей.
В общем, что можно сказать про путешествия без денег? По-моему, это плохо. По сути, это и есть бродяжничество в негативном смысле этого слова. Исключением являются путешествия в безлюдной местности, но там и сам факт наличия или отсутствия финансов по определению утрачивает смысл. А уж коли человек решает попутешествовать среди себе подобных, то без денег он просто садится им на шею. Неотъемлемой частью таких путешествий становится либо попрошайничество (открытое, неявное — это неважно), либо постоянная работа в качестве клоуна и продавца своих разговорных талантов.
Если ты не просишь еды, воды, попутного транспорта просто так, то рассчитываешь получить это подспудно, представляя интерес как собеседник, носитель полезной или весёлой информации, и тому подобное. То есть, мало того, что ты должен развлечь и увлечь того, кто тебе помогает — ты должен сперва суметь продать тому ощущение необходимости этого развлечения или увлечения. Короче говоря, навязаться, а это плохо.
Особняком здесь стоят полезные навыки, которые также может продавать вольный путешественник. По сути, речь уже о настоящей работе за еду, работе руками и головой, а не языком. Но такая работа по определению превращает вольного путешественника в подобие сезонного рабочего или того, что в Америке называется hobo. В результате утрачивается ключевая составляющая путешествий, самый их смак: возможность, наслаждаясь сменой обстановки и природой, погрузиться в себя и увлечённо заниматься самокопанием и всякими там духовными поисками.
Стоит ли помогать автостопщикам и прочим подобным путешественникам? Честно говоря, я никогда никого не подбираю на дороге, если только человек не находится в очевидно угрожающей ему ситуации. С точки зрения собственной безопасности никогда не знаешь, кем обернётся незнакомец у тебя в машине, и один ли он вообще на данном участке дороги, или где-то поблизости ждут друзья-товарищи. 90-е годы в России многих многому научили... С точки зрения общечеловеческих ценностей вопрос тоже неоднозначный. Таких, как Маккэндлесс, один на сотню, а то и на тысячу, и вероятность подсадить к себе откровенного чудака с буквы «м» крайне высока. Ну и зачем оно нужно?
Заделаться «правильным» автостопщиком самому? Понимание всего вышесказанного вкупе с гордостью и семейным положением не позволят, увы. Хотя соблазн подобных путешествий я отлично чувствую и понимаю.
Наверное, самое правильное, всё же — путешествия по безлюдным краям. Но туда надо всерьёз готовиться, чтобы не вышло, как с упомянутым аляскинским страдальцем и тысячами других, загнувшихся от излишней самонадеянности или пофигизма. А всерьёз готовиться — это время, силы и опять-таки деньги.