про альтруизм. и патриотизм, как его разновидность - 5 точек зрения
1way_to_english — 22.01.2015 ==1. Садимся с Маней (4 года) в трамвай. Маня спрашивает: - папа, а почему мы всегда входим в трамвай последними? Я говорю: - потому что культурные люди не конкурируют с быдлом на примитивном уровне...Мужик уже висящий на подножке трамвая перед нами оглядывается, но решает промолчать.
Маню мой ответ не удовлетворяет в силу обилия непонятных слов. Уже в трамвае допрос продолжается.
- Но мы же могли влезть первыми?
- Могли, но это было бы опасно.
- Почему опасно?
- В толпе, тебя могут случайно толкнуть или ударить сумкой. Поэтому в идеале пассажиров с детьми и стариков все должны пропускать вперед.
- Но нас же никто не пропускает! Это потому, что они быдло?
- Да. Когда эти люди были такие же маленькие, как и ты, мамы и папы не объяснили им, как нужно себя вести. А когда выросли, то утратили способность учиться. Поэтому они не считают нужным заботиться о безопасности окружающих.
Маня минуту думает, потом громко и радостно заявляет: - когда вырасту буду всех пропускать! не хочу быть быдлом! вон они все какие грустные...
Пассажиры молча внимали. (с) Дмитрий Константинов
==2. Готовность помогать другому, скорее всего, развивается не из генов,
а по мере нашего общения с другими людьми. (с) Наука и жизнь
Понятие альтруизма сформировалось в XIX веке благодаря философу Огюсту Конту, и с тех самых пор продолжаются споры о том, является ли альтруизм врождённым или благоприобретённым, обусловленным воспитанием. С развитием экспериментальной психологии этот вопрос попытались решить опытным путём. Несколько лет назад, в 2006 году, были получены результаты, которые, казалось бы, говорили в пользу врождённости альтруизма: полуторагодовалые младенцы готовы были помочь другому, несмотря на собственный ничтожный возраст и заведомое отсутствие всякой рефлексии насчёт выгоды и прочего.
Но действительно ли в том случае отсутствовала какая бы то ни было «воспитательная работа»? Родольфо Кортес Барраган (Rodolfo Cortes Barragan) и Кэрол Дуэк (Carol Dweck) из Стэнфордского университета обратили внимание на то, что в эксперименте 2006 года, как и в большинстве экспериментов с маленькими детьми, исследователи несколько минут играли с ними, чтобы дети почувствовали себя в комфорте и безопасности и согласились «сотрудничать» с психологами. Взаимоотношения, которые устанавливались во время игры между ребёнком и взрослым, как раз могли создать предпосылку для альтруистичного поведения.
Чтобы проверить свою гипотезу, Барраган и Дуэк поставили с двумя группами детей в возрасте 1-2 лет следующий эксперимент. С первой группой они повторяли работу 2006 года: взрослый и ребёнок перекатывали мячик, одновременно общаясь друг с другом. В какой-то момент взрослый слишком сильно толкал мячик, так что тот откатывался далеко. Дальше дело было за ребёнком – подав мячик, он демонстрировал готовность помочь другому.
В параллельной группе ситуация была другая. Экспериментатор и младенец общались друг с другом, но играли каждый со своим мячом. Мяч взрослого опять укатывался – но на этот раз дети уже не так охотно бросались помогать другому. Готовность пойти за чужой игрушкой была в три раза ниже, чем во взаимной игре; если мяч у каждого был свой, то, несмотря на общение, дети не обращали внимания на то, что их знакомый попал в затруднительное положение. С другой стороны, когда такой опыт повторили с детьми постарше, разница была поменьше, всего в два раза – то есть в общей игре готовность помочь была в два раза больше, чем если каждый играл сам по себе.
То есть, как пишут авторы работы в своей статье в PNAS, альтруистическое поведение возникает не из генетически заложенных инстинктов, а из социальных взаимодействий: у двухлетних детей опыт таких взаимодействий больше, чем у годовалых, так что и к альтруизму они будут более склонны. Другое дело, что мы не всегда отдаём себе отчёт, насколько незаметными «невооружённому глазу» могут быть такие элементы воспитания. Совершенно незначительный, на первый взгляд, социальный опыт может подтолкнуть к соучастию в чужих проблемах, а мы будем продолжать считать, что всё дело в генетической программе.
С другой стороны, есть вполне серьёзные аргументы в пользу эволюционной выгодности альтруизма: если члены сообщества готовы помогать друг другу, то у них больше шансов выжить. Но даже в таком случае гены и контролируемые ими нейронные структуры могут обеспечивать лишь возможность такого поведения – это не значит, что он проявится со 100-процентной необходимостью. Впрочем, сами психологи признают, что для того, чтобы подтвердить их выводы о благоприобретённом альтруизме, нужно повторить такой же опыт с совсем маленькими детьми (с) Наука и жизнь
* я лишь частично согласен. Леонардо да Винчи: "есть три типа людей:
- те, кто видят,
- те, кто видят, когда им покажешь,
- те, кто не видят".
мое понимание. те, кто видят: люди с душой,
которая много раз жила на земле и уже многому научилась.
те, кто видят, когда им покажешь: достаточно взрослые души, легко поддающиеся обучению.
те, кто не видят: у них пока только инстинкты работают. альтруизму их не обучишь.
подробнее об этих трех типах:
* три типа людей по внимательности к другим
|
</> |