
Притча-предсказание о самоизоляции


Сюжет картины прост: без какого либо предупреждения в небе появляется розовое облако, убивающее человека за десять секунд. Главные герои, мужчина и женщина, оказались застигнуты облаком наутро после свидания без обязательств и теперь вынуждены жить вместе.
Хронологически первой моей реакцией была попытка понять механизм действия облака. Квартиры очевидно не герметичны, воздух поступает с улицы, почему он не убивает? Можно ли выйти на улицу в костюме химзащиты? Если необходима крыша над головой, остались ли в живых те, кто оказался в автомобилях? А в домах на колесах? Но перед нами не реалистичный фильм, а притча - кого, как и почему облако убивает, мы не узнаем. Совершенно фантастическим образом цивилизация не погибает - дронами умудряются не только поддерживать инфраструктуру, но и наладить снабжение, причем не в режиме чрезвычайной ситуации "вот тебе тушенка 1975 года со складов государственного резерва из расчета банка на двоих в сутки", а на капиталистических принципах - заказал, оплатил, и кушай что хочешь. И героические усилия людей по поддержанию цивилизации также вообще не показаны. А жаль - "Заражение" подкупало сугубым реализмом борьбы с новой болезнью. В голову даже приходит мысль об условных "гуманитариях", для которых что розовое облако, что энергоснабжение с канализацией - магия одного порядка.

Использовав совершенно апокалиптическую идею сюжета, режиссер и сценарист как бы останавливаются на полпути, не показывая нам изобилие ужасов, которые неизбежно возникают в такой ситуации. Да, мы видим действительно жуткие ситуации вынужденно запертых людей, но они даются только набросками. Лично мне это скорее не понравилось, но для кого-то, наоборот, уровень кошмара не превысит критическую отметку.
Если бы не случилось пандемии, фильм вряд ли бы получил столько внимания. С другой стороны, большинство нас, зрителей, просидевших в реальной самоизоляции, скажет скорее "Да вы тут прекрасно устроились, фигли страдать?" Действительно, главные герои заперты, пусть и совсем без возможности выйти, но в гигантской двухэтажной квартире, в которой места хватает даже на то, чтобы разойтись по этажам и не видеться друг с другом вообще. Многие из нас провели, пусть и недели, но в гораздо менее комфортных условиях. Даже проблемы с деньгами обозначены парой штрихов, но не более. Героиня - дизайнер сайтов и без проблем работает удаленно, а герой начинает зарабатывать неким не показанным образом. И такие вещи как телемедицина тоже волшебным образом улучшены - в реальности к консультации врача может потребоваться еще сдача анализов, а роды могут потребовать целой акушерской бригады в случае проблем.

Также странности творятся со временем и/или психикой. Судя по косвенным признакам, герои проводят взаперти примерно десять лет. Но вот реакция их психики выглядит, будто они сидят в изоляции месяцы, но не годы. Опять же, настоящий опыт делает выдуманную историю несколько пресноватой.
И то, что фильм является притчей, создает его главный, на мой взгляд, недостаток. У притчи должна быть мораль. Смысл. А мы видим открытый конец, из которого непонятно вообще ничего, и зритель может занять позицию хоть "облачного конспиролога". При желании, можно вообще смотреть фильм, исходя из концепции "облако никого не убивает, все придумали власти", прямых фактов против нет. И каких-то полезных выводов из этой истории у меня сделать не получилось. К сожалению. Картина не учит, как выживать в самоизоляции (если еще кому-то нужно, вот подборка советов от Института медико-биологических проблем РАН, где в том числе помогают перенести изоляцию космонавтам). Показанный стресс слишком очевиден. А реалистичный вариант аналогичной сюжетной идеи можно найти в эпизоде из "Града обреченного" братьев Стругацких (написанного в 1972 году, между прочим, за 48 лет до пандемии):
— Так вот. Жили они здесь под управлением Самого Любимого и Простого. Все с большой буквы, заметь. Жили хорошо, всего было вдоволь. Потом стал меняться климат, наступило резкое похолодание. А потом еще что-то произошло, и они все погибли. Я тут нашел дневник. Хозяин забаррикадировался в квартире и помер от голода. Вернее, он не помер, а повесился, но повесился от голода — сошел с ума… Началось с того, что на улице появилась какая-то рябь…
— Что появилось? — спросил Андрей, переставая стаскивать ботинки.
— Какая-то рябь появилась. Рябь! Тот, кто попадал в эту рябь, исчезал. Иногда успевал еще заорать, а иногда и того не успевал — просто растворялся в воздухе, и все.
— Бред какой-то… — проворчал Андрей. — Ну?
— Те, кто вышел из дому, все погибли в этой ряби. А те, кто испугался или сообразил, что дело дрянь, те поначалу выжили. Первое время по телефону переговаривались, потом стали понемножку вымирать. Жрать ведь нечего, на улице — мороз, дров не запасли, отопление не работает…
— А рябь куда делась?
— Ничего по этому поводу не пишет. Я тебе говорю, он к концу с ума сошел. Последняя запись у него такая… — Изя пошелестел бумагами. — Вот, слушай: "Не могу больше. Да и зачем? Пора. Сегодня утром Любимый и Простой прошел по улице и заглянул ко мне в окно. Это — улыбка. Пора". И все. Квартира у него, заметь, на пятом этаже. Он, бедняга, петельку к люстре приладил… Петелька, между прочим, так до сих пор и висит.
В целом же фильм интересен тем, что невольно предсказал многое из 2020 года, и его стоит глянуть, пока острота воспоминаний не стерлась.
"Розовое облако" выходит в прокат 1 апреля 2021 года стараниями «Magic Film Company».
Благодарю администрацию Живого Журнала за возможность ознакомиться с картиной.
Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.

Я в социальных сетях:Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Поблагодарить деньгами: Яндекс.Деньги, PayPal, Webmoney

|
</> |
