рейтинг блогов

Прислушаемся! Что скрывается в «Ленинградской» симфонии Шостаковича

топ 100 блогов lovers_of_art18.03.2021
Карл Элиасберг, дирижировавший исполнением 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде
Карл Элиасберг, дирижировавший исполнением 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде

Страшнее концерта не было. В нем, как ни в каком ином, спрессован весь 20-й век России. Измучивший, изнасиловавший, изведший и вывернувший наизнанку общую нашу душу… День, другой, третий после концерта – и все не решался к нему вернуться. Вновь окунаться в страшное. Но нужно.

13.03.2021. Филармония – 2. Концертный зал имени Рахманинова. С. Прокофьев. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Д. Шостакович. Симфония № 7 («Ленинградская»). Российский национальный молодежный симфонический оркестр. Дирижер Александр Лазарев. Солист Александр Канторов, фортепиано.

Александр Канторов исполняет 2-й концерт Сергея Прокофьева
Александр Канторов исполняет 2-й концерт Сергея Прокофьева

У Прокофьева из 1913 года - предчувствие и предостережение;  гениально и глубоко выраженное провидческое. У Шостаковича из года 1941 - ужасы бездны, граничащие с небытием.

Комбинация же Александра Лазарева, дирижера сколь искушенного, столь и харизматичного, с молоденьким тезкой Канторовым и Молодежным же оркестром экстраполировала закольцовку в поистине широчайший исторический формат.

С любезного читательского дозволения не стану повторно проникать в начинку бесподобного прокофьевского концерта (его разбор можно посмотреть здесь https://yury-tsybanev54.livejournal.com/13182.html ). Только пару слов, то первое впечатление подкрепляющих. Способность Александра Канторова - не столь ныне частая средь пианистов - вчувствоваться в исполняемое сочинение и им пропитаться еще больше убедила меня в том, что 2-й концерт Прокофьева – возможно, вершинное достижение прошлого века в этом жанре. Если послушать встык с ним, предположим, один из концертов Рахманинова, то ни один из них, извините за тавтологию, не выдержит такого сравнения на глубине, художественной и сущностной.

Написано в 1913-м. Буйствует Серебряный век. Полным ходом идет расщепление-раздраконивание традиционного сознания,  перезагрузка духа и  ломка души. И у Прокофьева – ни сантиментов («Как жаль…»), ни директив («Куда путь держать»). У него – исследование:  что испытывает человеческое «Я» в этой перезагрузке,  в этой ломке и в этом расщеплении.

А дальше – больше. Дальше – глубже. И дальше – страшнее.

Дальше  – 7-я симфония Шостаковича. 1941-го года. Просто встряхните головой, хорошенько так встряхните, для усвоения. Эта музыка ведет вас  прямиком ТУДА, в 41-й. Где ужас, отчаяние и страх. И еще неведение… 

И это ведь, заметьте,  не «Война и мир», где Толстой рассматривал войну с Наполеоном с исторической дистанции. Это – репортаж из горячей точки, как бы сейчас сказали… Не дай Бог ТАКИХ точек…

Прислушаемся! Что скрывается в «Ленинградской» симфонии Шостаковича
"Моим оружием была музыка" — композитор Дмитрий Шостакович. 1941 г.

Репортажу из горячей точки  обычно простительна сбивчивость или рыхлость. На первый слух – года три назад в версии Курентзиса с пермским оркестром - 7-ю Шостаковича я, что называется, не взял. Померещились структурные противоречия и смысловые недоработки…

Теперь на то свое впечатление оборачиваюсь с презрением к себе. Не вслушался. Не вчувствовался. Не вдумался. Невольно прикладывал стереотип восприятия. Ориентировался по общепринятой последовательности естественно наступающих чувств в теме трагедии-катастрофы…

Но Шостакович  в 7-й такую последовательность разъял. И сделал вот что.

Первая часть – да, эмоционально обнажена и обожжена. Теме «нашествия» посвящены, верно, уже тома. Она – как вставная глава. А вокруг нее – слепок с официально принятого образа жизни и мыслей той поры и - потом — вспышка нечеловеческого напряжения воли. Но почему маршево-роботизированный угар, внутри вставной главы все нараставший, дальше, в наступившем напряжении воли, тихонько так резонирует? Он про кого, этот маршевый угар?

Быть может, ответ на эту загадку – во второй части. Шостакович ведь ее предусмотрительно замаскировал. Пояснил: здесь лирическая разрядка и не более. Обожаю, дескать, в «Гамлете» сцену с могильщиками как образец такой вот разрядки напряжения…

Вот насчет могильщиков Дмитрий Дмитриевич, пожалуй, опрометчиво уподробнил… Да, видно, не раскусили.

Суть-то в том, что в лирическую вторую часть внедрен и весьма, на первый слух, инородный  фрагмент. И звучит он так, будто некие верховные прорабы духа и душеприказчики задают – ухарски, зажигательно и даже с юморком – импульс, тон и настрой. Вкалываем, братцы, с увлечением. С нашим атаманом не приходится тужить. Все, дескать, схвачено. Мы вас не подведем.

Но к завершению «лирической» части импульс этот приглушается и мрачнеет. И вот тогда-то понимаешь: то, что звучало в развитии «лирической» части – не воспоминание о  чем-то нежном довоенном, неет. А наивность, свято верящая в счастливое-светлое. И так страшно застигнутая врасплох…

Наивность, ставшая наложницей правителей-пастухов. 

Наивность, оставшаяся  в 1941-м без защиты и без опоры. Наедине с фашистами.

И дальше вся 7-я симфония только про одно. Как эта народная душа, наивная, брошенная и преданная, сама собирает себя, скорбя, в комок и кулак. И сама себя спасает, проходя адовы круги и испытывая адовы муки самопознания.

Прислушаемся! Что скрывается в «Ленинградской» симфонии Шостаковича

В 1941-м написано, повторяю вновь и вновь. Какое мужество и какую внутреннюю силу нужно было иметь и почерпнуть!

...ЛЮБОЙ маршевый лейтмотив чреват. ЛЮБОЙ ухарский игривый призыв сомнителен.

Об остальном, что этот потрясающий концерт разбередил в сознании и душе, - думать. И думать тщательно.

Запись исполнения этой программы в КЗЧ можно послушать и посмотреть здесь https://meloman.ru/concert/rossijskij-nacionalnyj-molodyozhnyj-simfonicheskij-orkestr-2021-03-15/

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Господа, а что у нас сейчас есть из нормального телефона? Камера-без фризов-интерфейс-дизайн и проч. 7 лучше 6S? Может Xaomi, или что там еще? Есть кто сильно в эту тему ...
Хлопотов делится информацией по «Арматам». В целом как мне кажется, правдоподобно: В  сети давно бродит информация о контракте на закупку для ВС РФ партии машин на платформе "Армата", которая количественно оценивается как "около 100" экземпляров. ...
Два плюс два = четыре Или: 2 х 2 = тоже самое ...
Грузовые автомобили советского и китайского производства, использовавшиеся на "Тропе Хо Ши Мина" - сети транспортных маршрутов на территории Камбоджи и Лаоса, использовавшихся Северным Вьетнамом для поддержки вьетнамских партизан, действовавших на территории Южного Вьетнама; ~ 1970-е годы ...
Это цитата взята из одной из самых важных для меня книг - романа "Идиот". Сегодня вспомнил о нем в связи с тем, что у Ф.М. Достоевского день рождения (30 октября [11 ноября] 1821 — 28 января [9 февраля] 1881). Ниже еще пара цитат из книги, которые дают большое поле для ...