рейтинг блогов

Прислушаемся! Что скрывается в «Ленинградской» симфонии Шостаковича

топ 100 блогов lovers_of_art18.03.2021
Карл Элиасберг, дирижировавший исполнением 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде
Карл Элиасберг, дирижировавший исполнением 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде

Страшнее концерта не было. В нем, как ни в каком ином, спрессован весь 20-й век России. Измучивший, изнасиловавший, изведший и вывернувший наизнанку общую нашу душу… День, другой, третий после концерта – и все не решался к нему вернуться. Вновь окунаться в страшное. Но нужно.

13.03.2021. Филармония – 2. Концертный зал имени Рахманинова. С. Прокофьев. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Д. Шостакович. Симфония № 7 («Ленинградская»). Российский национальный молодежный симфонический оркестр. Дирижер Александр Лазарев. Солист Александр Канторов, фортепиано.

Александр Канторов исполняет 2-й концерт Сергея Прокофьева
Александр Канторов исполняет 2-й концерт Сергея Прокофьева

У Прокофьева из 1913 года - предчувствие и предостережение;  гениально и глубоко выраженное провидческое. У Шостаковича из года 1941 - ужасы бездны, граничащие с небытием.

Комбинация же Александра Лазарева, дирижера сколь искушенного, столь и харизматичного, с молоденьким тезкой Канторовым и Молодежным же оркестром экстраполировала закольцовку в поистине широчайший исторический формат.

С любезного читательского дозволения не стану повторно проникать в начинку бесподобного прокофьевского концерта (его разбор можно посмотреть здесь https://yury-tsybanev54.livejournal.com/13182.html ). Только пару слов, то первое впечатление подкрепляющих. Способность Александра Канторова - не столь ныне частая средь пианистов - вчувствоваться в исполняемое сочинение и им пропитаться еще больше убедила меня в том, что 2-й концерт Прокофьева – возможно, вершинное достижение прошлого века в этом жанре. Если послушать встык с ним, предположим, один из концертов Рахманинова, то ни один из них, извините за тавтологию, не выдержит такого сравнения на глубине, художественной и сущностной.

Написано в 1913-м. Буйствует Серебряный век. Полным ходом идет расщепление-раздраконивание традиционного сознания,  перезагрузка духа и  ломка души. И у Прокофьева – ни сантиментов («Как жаль…»), ни директив («Куда путь держать»). У него – исследование:  что испытывает человеческое «Я» в этой перезагрузке,  в этой ломке и в этом расщеплении.

А дальше – больше. Дальше – глубже. И дальше – страшнее.

Дальше  – 7-я симфония Шостаковича. 1941-го года. Просто встряхните головой, хорошенько так встряхните, для усвоения. Эта музыка ведет вас  прямиком ТУДА, в 41-й. Где ужас, отчаяние и страх. И еще неведение… 

И это ведь, заметьте,  не «Война и мир», где Толстой рассматривал войну с Наполеоном с исторической дистанции. Это – репортаж из горячей точки, как бы сейчас сказали… Не дай Бог ТАКИХ точек…

Прислушаемся! Что скрывается в «Ленинградской» симфонии Шостаковича
"Моим оружием была музыка" — композитор Дмитрий Шостакович. 1941 г.

Репортажу из горячей точки  обычно простительна сбивчивость или рыхлость. На первый слух – года три назад в версии Курентзиса с пермским оркестром - 7-ю Шостаковича я, что называется, не взял. Померещились структурные противоречия и смысловые недоработки…

Теперь на то свое впечатление оборачиваюсь с презрением к себе. Не вслушался. Не вчувствовался. Не вдумался. Невольно прикладывал стереотип восприятия. Ориентировался по общепринятой последовательности естественно наступающих чувств в теме трагедии-катастрофы…

Но Шостакович  в 7-й такую последовательность разъял. И сделал вот что.

Первая часть – да, эмоционально обнажена и обожжена. Теме «нашествия» посвящены, верно, уже тома. Она – как вставная глава. А вокруг нее – слепок с официально принятого образа жизни и мыслей той поры и - потом — вспышка нечеловеческого напряжения воли. Но почему маршево-роботизированный угар, внутри вставной главы все нараставший, дальше, в наступившем напряжении воли, тихонько так резонирует? Он про кого, этот маршевый угар?

Быть может, ответ на эту загадку – во второй части. Шостакович ведь ее предусмотрительно замаскировал. Пояснил: здесь лирическая разрядка и не более. Обожаю, дескать, в «Гамлете» сцену с могильщиками как образец такой вот разрядки напряжения…

Вот насчет могильщиков Дмитрий Дмитриевич, пожалуй, опрометчиво уподробнил… Да, видно, не раскусили.

Суть-то в том, что в лирическую вторую часть внедрен и весьма, на первый слух, инородный  фрагмент. И звучит он так, будто некие верховные прорабы духа и душеприказчики задают – ухарски, зажигательно и даже с юморком – импульс, тон и настрой. Вкалываем, братцы, с увлечением. С нашим атаманом не приходится тужить. Все, дескать, схвачено. Мы вас не подведем.

Но к завершению «лирической» части импульс этот приглушается и мрачнеет. И вот тогда-то понимаешь: то, что звучало в развитии «лирической» части – не воспоминание о  чем-то нежном довоенном, неет. А наивность, свято верящая в счастливое-светлое. И так страшно застигнутая врасплох…

Наивность, ставшая наложницей правителей-пастухов. 

Наивность, оставшаяся  в 1941-м без защиты и без опоры. Наедине с фашистами.

И дальше вся 7-я симфония только про одно. Как эта народная душа, наивная, брошенная и преданная, сама собирает себя, скорбя, в комок и кулак. И сама себя спасает, проходя адовы круги и испытывая адовы муки самопознания.

Прислушаемся! Что скрывается в «Ленинградской» симфонии Шостаковича

В 1941-м написано, повторяю вновь и вновь. Какое мужество и какую внутреннюю силу нужно было иметь и почерпнуть!

...ЛЮБОЙ маршевый лейтмотив чреват. ЛЮБОЙ ухарский игривый призыв сомнителен.

Об остальном, что этот потрясающий концерт разбередил в сознании и душе, - думать. И думать тщательно.

Запись исполнения этой программы в КЗЧ можно послушать и посмотреть здесь https://meloman.ru/concert/rossijskij-nacionalnyj-molodyozhnyj-simfonicheskij-orkestr-2021-03-15/

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Будучи на чужбине, я поражался многим вещам, но сегодня мы поговорим об автопроме и вообще об организации движения в Италии. Начнем с того, что такого автохлама и движущихся табуреток, я доселе не встречал. По дорогам гоняют такие экспонаты древности, что я думаю пропыли мимо, паровая теле ...
Предлагаю насладиться видами из окна автомобиля по дороге на озеро Байкал. 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 ...
Берете макарошки из супермаркета, отвариваете и жахаете в сковородку, де уже слегка готовые овощи. Перемешиваете до состояния первобытного хаоса и заваливаете сыром. Нимношк жарите до расплавления сыра. Конец. И кто мне скажет, что это не паста по-неаполитански, тот сам дурак. У меня ...
Азербайджанцы в Иране подали пример своим соотечественникам с российскими паспортами. Там набирает популярность флешмоб "Ответь Алиеву". Люди на улицах записывают видео, высказывая ...
Тоисть Весенняя ярмарка. Ходили, смотрели , щупали , нюхали и пробовали, где можно. Купил укропу, а Лариско сыру чесночного. Я тоже было дернулся, да куда его непьющему то человеку. Как закуска только хорош, а так у меня вон моцарелла в холодильнике . Беспредел. Напитки и квас ...