Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества

топ 100 блогов kir_a_m11.11.2013 Это цитата взята из одной из самых важных для меня книг - романа "Идиот". Сегодня вспомнил о нем в связи с тем, что у Ф.М. Достоевского день рождения (30 октября [11 ноября] 1821 — 28 января [9 февраля] 1881).

Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества

Ниже еще пара цитат из книги, которые дают большое поле для размышлений. Например, мысли князя об изменении в сознании преступника, начинающего оправдывать себя... Или рассуждения о мучительных поисках веры и о реальной глубине самой потребности верить.

Найдите время, перечитайте Достоевского. Мне кажется, что понять современный мир и современного человека без его произведений гораздо труднее. Он действительно предвосхитил многие тенденции века ХХ-го, показав, к чему все шло еще во второй половине XIX века. И если Раскольников нашел в себе силы для подлинного покаяния, и в кульминационный момент романа, в Эпилоге, говорится о начале перерождения человека в новую жизнь, то в истории события развивались совсем в другую сторону...

"Князь Лев Николаевич подумал, но с самым убежденным видом, хотя тихо и даже как будто робко выговаривая, ответил:
-- Я только хотел сказать, что искажение идей и понятий (как выразился Евгений Павлыч) встречается очень часто, есть гораздо более общий, чем частный случай, к несчастию. И до того, что если б это искажение не было таким общим случаем, то, может быть, не было бы и таких невозможных преступлений, как эти...
-- Невозможных преступлений? Но уверяю же вас, что точно такие же преступления, и, может быть, еще ужаснее, и прежде бывали, и всегда были, и не только у нас, но и везде, и, по-моему, еще очень долго будут повторяться. Разница в том, что у нас прежде было меньше гласности, а теперь стали вслух говорить и даже писать о них, потому-то и кажется, что эти преступники теперь только и появились. Вот в чем ваша ошибка, чрезвычайно наивная ошибка, князь, уверяю вас, -- насмешливо улыбнулся князь Щ.
-- Я сам знаю, что преступлений и прежде было очень много, и таких же ужасных; я еще недавно в острогах был, и с некоторыми преступниками и подсудимыми мне удалось познакомиться. Есть даже страшнее преступники, чем этот, убившие по десяти человек, совсем не раскаиваясь. Но я вот что заметил при этом: что самый закоренелый и нераскаянный убийца все-таки знает, что он преступник, то есть по совести считает, что он нехорошо поступил, хоть и безо всякого раскаяния. И таков всякий из них; а эти ведь, о которых Евгений Павлыч заговорил, не хотят себя даже считать преступниками и думают про себя, что право имели и... даже хорошо поступили, то есть почти ведь так. Вот в этом-то и состоит, по-моему, ужасная разница. И заметьте, всё это молодежь, то есть именно такой возраст, в котором всего легче и беззащитнее можно подпасть под извращение идей".

"Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества. О, как он непростительно и бесчестно виноват пред Рогожиным! Нет, не "русская душа потемки", а у него самого на душе потемки, если он мог вообразить такой ужас. За несколько горячих и сердечных слов в Москве Рогожин уже называет его своим братом, а он... Но это болезнь и бред! Это всё разрешится!.. Как мрачно сказал давеча Рогожин, что у него "пропадает вера"! Этот человек должен сильно страдать. Он говорит, что "любит смотреть на эту картину"; не любит, а, значит, ощущает потребность. Рогожин не одна только страстная душа; это все-таки боец: он хочет силой воротить свою потерянную веру. Ему она до мучения теперь нужна... Да! во что-нибудь верить! в кого-нибудь верить! А какая, однако же, странная эта картина Гольбейна...
...
На картине этой изображен Христос, только что снятый со креста. Мне кажется, живописцы обыкновенно повадились изображать Христа, и на кресте, и снятого со креста, всё еще с оттенком необыкновенной красоты в лице; эту красоту они ищут сохранить ему даже при самых страшных муках. В картине же Рогожина о красоте и слова нет; это в полном виде труп человека, вынесшего бесконечные муки еще до креста, раны, истязания, битье от стражи, битье от народа, когда он нес на себе крест и упал под крестом, и, наконец, крестную муку в продолжение шести часов (так, по крайней мере, по моему расчету). Правда, это лицо человека, только что снятого со креста, то есть сохранившее в себе очень много живого, теплого; ничего еще не успело закостенеть, так что на лице умершего даже проглядывает страдание, как будто бы еще и теперь им ощущаемое (это очень хорошо схвачено артистом); но зато лицо не пощажено нисколько; тут одна природа, и воистину таков и должен быть труп человека, кто бы он ни был, после таких мук. Я знаю, что христианская церковь установила еще в первые века, что Христос страдал не образно, а действительно и что и тело его, стало быть, было подчинено на кресте закону природы вполне и совершенно. На картине это лицо страшно разбито ударами, вспухшее, со страшными, вспухшими и окровавленными синяками, глаза открыты, зрачки скосились; большие, открытые белки глаз блещут каким-то мертвенным, стеклянным отблеском. Но странно, когда смотришь на этот труп измученного человека, то рождается один особенный и любопытный вопрос: если такой точно труп (а он непременно должен был быть точно такой) видели все ученики его, его главные будущие апостолы, видели женщины, ходившие за ним и стоявшие у креста, все веровавшие в него и обожавшие его, то каким образом могли они поверить, смотря на такой труп, что этот мученик воскреснет? Тут невольно приходит понятие, что если так ужасна смерть и так сильны законы природы, то как же одолеть их? Как одолеть их, когда не победил их теперь даже тот, который побеждал и природу при жизни своей, которому она подчинялась, которой воскликнул: "Талифа куми", -- и девица встала, "Лазарь, гряди вон", -- и вышел умерший? Природа мерещится при взгляде на эту картину в виде какого-то огромного, неумолимого и немого зверя или, вернее, гораздо вернее сказать, хоть и странно, -- в виде какой-нибудь громадной машины новейшего устройства, которая бессмысленно захватила, раздробила и поглотила в себя, глухо и бесчувственно, великое и бесценное существо -- такое существо, которое одно стоило всей природы и всех законов ее, всей земли, которая и создавалась-то, может быть, единственно для одного только появления этого существа! Картиной этою как будто именно выражается это понятие о темной, наглой и бессмысленно-вечной силе, которой всё подчинено, и передается вам невольно. Эти люди, окружавшие умершего, которых тут нет ни одного на картине, должны были ощутить страшную тоску и смятение в тот вечер, раздробивший разом все их надежды и почти что верования. Они должны были разойтись в ужаснейшем страхе, хотя и уносили каждый в себе громадную мысль, которая уже никогда не могла быть из них исторгнута. И если б этот самый учитель мог увидать свой образ накануне казни, то так ли бы сам он взошел на крест и так ли бы умер, как теперь? Этот вопрос тоже невольно мерещится, когда смотришь на картину".

"Идиот"

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Спустя 50 дней, 22000 км и 960 населенных пунктов завершилась Экспедиция "Россия", уже нашумевшая в Сети. Проект действительно вышел грандиозным - и по количеству спонсоров и партнеров, и по дальности маршрута. Итоговая пресс-конференция, на которой главное "лицо" этого масштабного тура Се ...
совершенно случайно наткнулись сегодня на глиняную фигурку на палке, и да это не я сделала, не я))) хотя возможно очень в моем стиле. и не знаю выразит ли мои эмоции данная картина, давайте конкурс членов , кто набрал самый большой вес за ...
Село Шурала 1 В ожидании электрички. Шурала. Что связывает меня с этим селом? Там родилась моя мама и убили моего прадеда на войне. Стало интересно посмотреть на эту Шуралу. 2 В Шуралу я собиралась уже много раз, но почему-то не могла утром встать на утреннюю ласточку. В этот раз я ...
Политика никогда не была частью жизни рядового россиянина. Можно было побурчать о власти и коррупции, не более. Все силы уходили на решение насущных проблем, воспитание детей, добывание денег и устройство быта. Недавние события все изменили. Политика вошла в каждую семью. Многие ...
4, 60, 37, 38, 39... Интересно, а я в ближайшее время в френдленте своей увижу эти числа? А в художественной литературе? Только не в той якобы художественной, которая кривляется и подмигивает, и говорит, что она вовсе даже не фикшн, а самая настоящая ...