Принципы оценки и выбора товаров

топ 100 блогов new_rabochy11.02.2023

Вначале мне захотелось написать коммент в подвешенную тему НР, "Количественная мера полезности вещей", но при его написании и смысл, и объём резко изменились, став - на мой взгляд - достойными отдельного поста. Вот эту, ставшую самостоятельной смысловой базой часть, я и выношу в новую запись.


Отправной точкой стала идея представить самую общую схему, по которой в основном производит оценку и выбор товаров некий "покупатель обыкновенный в условиях реального рынка", а не "рациональная экономическая машина в условиях рынка сферического в вакууме", как часто бывает в рассуждениях некоторых членов собщества.

Начнём с примера конкретно моего выбора товара, скажем, стирального порошка (благо его активно пользуют практически все).

1. Во-первых, я обращаю внимание на отдушку — я терпеть не могу многие запахи, особенно "травяной" гаммы, поэтому никогда, даже в десять раз дешевле не куплю порошок, от которого меня выворачивает наизнанку. Это первый принцип -  принцип отсечки. Покупатель отсекает "неприемлемые" товары. Для фирмы здесь на первом месте будут, например, какие-то гос. нормативы.

2. Во-вторых, я покупаю образцы малого объёма и провожу эксперименты по определению моющей способности (главного функционального свойства). Например, более дорогой "Миф" по 160 руб/кг объективно лучше отстирывает некоторые особенно серьёзные загрязнения, однако в большинстве случаев показыват результаты, ничем не лучше и не хуже, чем у вдвое более дешёвого "Ашан" по 80 руб/кг. Так как условные 80% случаев меня удовлетворит "Ашан", и 20% — "Миф", то именно в такой — "паретовской" — пропорции я и закупаю порошки разной стоимости. Конечно, картина может быть несколько сложнее, но обычно её можно для простоты разложить на общие категории в "паретовском" стиле, а дальше уже опять применить правило Парето внутри категории. Естественно, что и категории, и кандидаты в паретовские базы у меня будут определяться бюджетом и объективной экономической выгодой. Итак, второй и важнейший принцип подбора товаров — бюджетный принцип Парето. Прицип "паретовского" бюджетирования по экономическому эффекту и частоте использования в рамках конкретного бюджета.  Покупатель раскладывает траты сильно неравномерным, но оптимальным образом. А вовсе не минимизирует расходы втупую, выбирая только одну компромиссную позицию.

Быть бедным поэтому всегда вдвойне невыгодно, так как это ограничивает возможности оптмальной раскладки по многим категориям. А богатым - жить дешевле (при прочих равных, разумеется).  Вот такой вот парадокс :)

3. На следующем этапе я смотрю на длительность возможной эксплуатации/использования товара. Не формальные причём, а фактические, которые у многих товаров типа мыла и порошка значительно больше формально определённых. Для физлица это нормально, а для многих юрлиц хранение и эксплуатация за сроками годности может быть недопустима. Так вот, это позволяет закупать товар максимально возможными партиями для извлечения выгоды от эффекта масштаба (насколько это возможно для конечного покупателя). То есть сроки годности/эксплуатации важны не сами по себе, а в строгой связке с расчётом частоты и объёма закупок. Действует принцип определения плана закупок по скорости расхода и срокам эксплуатации. Для физлиц — часто фактическим, для юрлиц - формальным и часто менее значимым, чем скорость использования в процессе производства. Сроки эксплуатации определяют частоту и объёмы закупок, но, как правило, не имеют значения "сами по себе". Я никогда не куплю товар просто потому, что он "такой свежий" и "чем свежее, тем лучше". Я прекрасно знаю, как работает эта обманная маркетинговая схема на современном рынке и что смотреть на сроки годности товара, который теряет паретовскую львиную долю полезности ещё ДО продажи (в процессе производства, транспортировки, и хранения, особенно в неоптимальных условиях) — глупость (за редкими исключениями). Обнако большинство даже моих знакомых как раз весьма падки на "свеженькое", а в магазинах люди массово жалуются на "старый" четырёхдневный кефир и им бесполезно объяснять со ссылками на исследования, что на самом деле при оптимальных условиях он хранится вообще до месяца (то есть в разы больше формального срока годности).

4. При этом я сознательно не обращу внимания на массу других факторов, которые часто играют роль даже отсекающих у многих современных покупателей. Например, меня совершенно не парят безопасность, гипоаллергенность и прочая муть, с которой так носится современная молодёжь до 30. Действует принцип изменчивости предпочтений. Предпочтения массового покупателя регулярно меняются.

5. При этом, вдобавок к огромному субъективизму оценки и выбора товоров, эту ситуацию крупные акторы рынка могут ещё и искусственно менять в своих интересах. Например, некая корпорация может пролоббировать "в целях повышения безопасности населения своей прибыли" запрет на продажу "опасных" товаров. Которые на самом деле, если и представляют потенциальную опасность, то лишь для ничтожной доли процента потребителей, которая к тому же обязана и так это знать и учитывать. Но запретят дешёвый "небезопасный" товар для всех. Есть и другие линии лоббирования, но эта — сегодня главная в рамках доминирующего и набирающего силу в мире тоталитаризма безопасности. Действует принцип "покупатель производитель всегда прав" Изменения предпочтений покупателей в первую очередь диктуют сами рыночные торговцы.

Любопытно, что вышеприведённые принципы работают как для конечного покупателя (физлица), так и для фирмы (юрлица). Влияя на оценку и выбор товара  всеми покупателями. Изменения на этапе действия любого принципа сдвинут и оценки (стоимости) товара.


Введение нового запрета властями приводит к росту стоимости оставшихся на рынке товаров. И, наоборот, чем меньше запретов, чем рынок либеральнее, тем лучше для стоимости/цены.

Увеличивается общее благосостояние — потребители раскладывают траты более оптимальным, выгодным образом. Соответственно, меняются и стоимости всех позиций. И наоборот.

Ни один покупатель не закладывается на один и тот же товар "от сейчас и до второго пришествия". При этом обычно изменения ассортимента ведут к повышению цен, а не наоборот.

Появляется товар с меньшим сроком эксплуатации — повышается стоимость позиции в "бизнес-плане". Ускоренное и заложенное старение убивает настоящий экономический объективизм на корню. Остаётся только его бледная тень. Да и покупатели постепенно отучаются принимать в расчёт сроки длительной эксплуатации как раньше.

Быстрые изменения рынка довершают дело. "Быстрая мода" убивает моду настоящую, стремящуююся (в том числе) к (само)выражению, а не срубанию бабла столь же тупо, как в случае заложенного старения. Какие-то товары, купленные в расчёте "вдолгую" "вдруг" становятся "менее ценными" ("грязные" автомобили). И т.д.

Предпочтения покупателей всё более и более диктуются крупным бизнесом, а не наоборот. На истинные потребности покупателей всем им давно наплевать.

Экономическая объективность окончательно уходит на второй (третий, четвёртый,..., десятый) план.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...сейчас в мире лишь две нации и две религии: нация живущих с Богом и без Него, религия верующих и богоотступников. Важно одно: с Богом мы или нет. Всё остальные различия ...
У моего друга Какаду, опять замечательные воспоминания о наших двориках. Двориках детства! Почитать о них можно здесь , здесь и здесь . Присоединяюсь! У меня в детстве, как у всех детей военнослужащих, было много дворов детства. Но был один, особенный, каникулярный. Да. Каждый год мы ...
Грунтовая дорога, ведущая в Бахмут, которая уже больше месяца остается единственным способом доставки в город резервов и боеприпасов для ВСУ, а также единственным путем эвакуации раненых и требующих ротации бойцов, превратилась для украинских военных в настоящую дорогу смерти. На ...
Тут кто-то ругал ДП-27… Ну, теперь можно посмотреть, почему финны, набрав трофеев в виде ДПх, быстро позабыли о своих «Лахти-Салоранта». Пулемёты ровесники, в общем. Да, у ДПхи главные претензии вызывает «блюдо». Глючное, боящееся ударов и крайне некомфортное. Но теперь посмотрим ...
Пока я лечила комп от злобного Жорика, по ящику втихаря запустили "Техасскую резню бензопилой" :)) Пульт с выключенным звуком лежал под левым локтем, я нажала как-то чуднО, там каак завопят, я кааак подскочу..! Глядь - а он уже пилит :))   А какие ...