Приметы времени 13

топ 100 блогов nchudova12.11.2022 Вынесено из очередного похода в ФБ. На этот раз - классический киевский интеллигент. Литературный критик и специалист по творчеству Виктора Некрасова, знающий с прежних времён весь круг "забугорных" русских и не изменивший стилю 70х. Мне его читать трудно, этот гуманизм с космополитизмом уже кажется этакой юношеской мечитательностью,  но тем более интересна оценка таким человеком проблемы "отмены русской культуры". Знаю наверняка, что он не поддерживает росс.пропаганду. Поэтому то, что он пишет о 30-летии "больших затруднений" на Украине "для тех людей, у которых родной язык – русский", сывидетельствует о невыдуманности нашей пропагандой этой проблемы, о том, что а) "отмена" существует как факт повседневной жизни (не бытовой, а духовной), б) она существует не с 24.02.2022 и не с 2014, а прямо с момента появления украинского государства, с 1992г.
Ефим Гофман
Линия, методично проводящаяся уже на протяжении трёх десятилетий в городе и в стране, где я живу, создаёт большие затруднения на уровне публичном, на уровне книгоиздательском, на уровне возможностей получения образования, и, в целом, духовной реализации личности для тех людей, у которых родной язык – русский. Принятый Порошенко в 2019 году, за несколько дней до ухода с президентского поста, закон о языке, к великому несчастью, ещё больше усложнил эту ситуацию. В отличие от многих людей, после 24 февраля 2022 года от своего неприятия подобных установок не отказываюсь, и – оправданий им искать НЕ НАМЕРЕН.

Точно так же решительно отказываюсь искать оправдания и активно витающим сейчас в здешнем нашем воздухе установкам на «отмену» русской культуры, поскольку любые идеологические запреты безоговорочно вредят здоровой жизни общества, создают ситуацию НЕСВОБОДЫ, пагубной, в числе прочего, и для полноценного участия страны в МИРОВОЙ культурной жизни. Не намерен я также делать вид, что подобных установок здесь, у нас, нет, поскольку это было бы с моей стороны попросту нечестно. Они есть, и – одним из чрезвычайно отчётливых их проявлений стало недавнее решение о переименовании улиц Пушкинская и Некрасовская. Имена двух великих поэтов в названиях этих старых улиц Киева – естественная, органичная составляющая сознания горожан на протяжении более 100 лет. Попытки что-либо в этом направлении менять представляются мне оскорбительными для истории нашего города, для коллективной памяти и достоинства его коренных жителей.
Тот факт, что волею обстоятельств появление улицы Виктора Некрасова – событие, повторюсь ещё раз, безусловно радующее! - произошло, если так можно выразиться, в контексте общей пресловутой установки на «переименования», для меня, безусловно, огорчителен. Но задумываюсь сейчас над тем, что в судьбе Некрасова, человеческой и писательской, это – далеко не единственный СТРАННЫЙ случай.
Припомним знаменитую историю, с которой начинался путь Некрасова в литературе. За свою повесть «В окопах Сталинграда» писатель в 1947 году получил Сталинскую премию – то есть, награду, которую, в большинстве случаев, присуждали сомнительным авторам-конформистам. И вот – совершенно неожиданно! – в ряду увенчанных этой премией бездарных опусов вроде «Кавалера Золотой звезды» Бабаевского или «Белой берёзы» Бубеннова появилась воистину незаурядная, предельно честная книга доселе никому не известного автора. Казалось бы, сохранявшаяся в стране (несмотря на репрессии) подлинная интеллигенция, которая испытывала чувство отвращения к институту Сталинских премий, имела бы все основания априори отвергнуть, отнестись с презрением к новому писательскому имени, снискавшему тогда официальное признание. Ан нет, всё сложилось абсолютно иначе!
Повесть Виктора Некрасова просвещённой читательской общественностью была встречена чрезвычайно тепло. К примеру, такой абсолютно не-«советский» по духу человек и, при этом, гурман по части серьёзной литературы, как Генрих Густавович Нейгауз, своим ученикам (от кое-кого из них мне и довелось в своё время об этом узнать) настоятельно советовал читать «В окопах Сталинграда» и - испытывал поразительное удовольствие от того, что, несмотря на все цензурные барьеры, такие талантливые и благородные творческие личности в стране всё-таки появляются.
 Вот и сейчас, в нынешней ситуации, убеждён, что исходить надо из простейшего принципа: мухи - отдельно, котлеты – отдельно. Какой бы одиозный характер не носила Сталинская премия, благодаря её получению Некрасов, не поступаясь убеждениями, смог стать подлинным ВЛАСТИТЕЛЕМ ДУМ для достаточно широкой читательской аудитории, и - по мере того, как страна переходила из режима запредельной тирании в после-сталинский режим Оттепели – смог принять действенное участие в процессе ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЯ тогдашней большой страны.
Какой бы дикий, злокачественный характер не носила нынешняя установка на «переименования», снос памятников, попытки ставить под сомнение значимость и репутацию великих мастеров (Пушкина, Булгакова, Бродского etc.), появление в Киеве улицы, носящей имя Виктора Некрасова, воспринимаю как залог того, что подобные поветрия – не навсегда. Того, что раньше или позже мы неизбежно вернёмся в лоно подлинной и высокой культурной жизни, свободно существующей ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
 Из-за случившейся у моего организма острой недостаточности хирургических костюмов, пришлось сегодня поизучать ассортимент медицинской одежды, предлагаемой московскими магазинами. Соотношение цены, качества и внешней симпатичности ...
Я вот точно не могу припомнить годы, конечно это нулевые, я в автозапчастях работал вроде бы с весны 2001 года, после того, как отработал некоторое время в Барнауле в столярке, наловчился делать удивительные вещи, почувствовал, что такое дикая уйма разного электроинструмента, у меня до ...
Эти скоты совершенно не учитывают, что существует интернет, который опровергает их ложь. Они все еще живут в эпоху газеты "Правда" и телевизионной программы "Время". Вот сейчас глава Росгвардии Золотов высказался, что, мол, лучше бы Устинову дать не реальный срок, а условный. А ...
Пора шпать:)!!! Завтра  беготни:( О_о  и ...
Угадайте, из какого стихотворения данный образ на картинке? Пишите в комментариях ✍️