Пример терпения и образ исповедничества
napravdestoy — 29.07.2019
День памяти святой блаженной
Матроны Анемнясевской
29.07.2019
Матрона Григорьевна Белякова родилась 6 ноября 1864 года в
Анемнясеве Касимовского уезда Рязанской губернии. Родители ее были
едва ли не самыми бедными в деревне, отец много пил.
До семи лет Матреша росла обычным ребенком, гуляла и играла
со своими сверстницами. Отец и мать почему-то с раннего детства ее
невзлюбили – чаще, чем кому бы то ни было из братьев и сестер,
приходилось ей терпеть обиды, ругань и побои; нерадостна была жизнь
ребенка в родной семье.
В семилетнем возрасте девочка заболела оспой и, как следствие
недуга, навсегда ослепла.
Ее обязанностью стал уход за младшими братьями и сестрами, но
слепому ребенку непросто было справляться с этим хлопотным делом.
Однажды десятилетняя Матреша нечаянно уронила сестричку с крыльца
на землю. Увидев это, мать схватила девочку и жестоко избила.
Но именно в этот момент духовному
взору будущей святой предстала Сама Царица
Небесная.
На следующее утро изувеченный ребенок уже не смог подняться с
печи. С этого дня началась для Матреши жизнь мученицы,
пригвожденной к одру. Она лишилась возможности ходить и что-либо
делать и уже до конца жизни не вставала с постели.
В родительском доме подвижница пролежала 17 лет, терпеливо
перенося многие скорби и притеснения и лишь в молитве обретая
утешение и отраду. Односельчане знали о страдальческой доле девушки
и относились к ней с чувством благоговейного уважения.
Со временем люди потянулись к Матреше за духовными наставлениями и
молитвой. Первым за помощью обратился крестьянин ее же деревни, по
специальности пильщик.
«Матреша, – сказал он, – вот уж как ты лежишь
несколько лет, ты, небось, Богу-то угодна. У меня спина болит, и я
пилить не могу. Потрогай-ка спину, может быть, и пройдет от
тебя…» Подвижница исполнила его просьбу – и боли
прекратились.
После нескольких чудесных исцелений, когда весть об избраннице
Божией облетела всю округу, к блаженной Матроне стали приходить не
только односельчане, но и жители других деревень. С течением
времени эти визиты приняли характер паломничества: на протяжении
более чем 50-ти лет подвижницу посещали от нескольких десятков до
нескольких сотен человек ежедневно.
Когда родители блаженной умерли, ей пришлось претерпеть еще
много скорбей от родных брата и сестры, смотревших на ее духовные
дарования исключительно как на способ стяжания материальных благ.
Сестра впоследствии даже отняла у святой домик, построенный ее
почитателями.
Затем некоторое время старица жила в доме своего племянника
Матвея. Лежала она в небольшой отдельной комнатке, в детской
кроватке, завешенной пологом. Летом, когда в избе становилось
душно, Матронушку обычно выносили в сени, и там она оставалась до
зимы. Сама угодница Божия никогда не просила вернуть ее обратно в
хату и безропотно терпела осеннюю стужу. Родные же, за исключением
племянника, не обращали на нее внимания и не заносили в помещение
до тех пор, пока пребывание на открытом воздухе не становилось
нестерпимым.
«Однажды, – вспоминала Матреша, – в октябре
месяце я лежала в сенях, а ночью пошел сильный дождик. Вода через
крышу полилась на меня, и я промокла. К утру случился мороз, я
страшно озябла, и одежда на мне оледенела. Утром сестра увидела
это, сжалилась и перенесла меня в избу, за что я ей
благодарна».
По своей внешности и сложению подвижница могла показаться
десятилетним ребенком. Ее платьице, подарок одной из почитательниц,
опускавшееся до пят, составляло в длину всего 90 сантиметров.
Очевидно, с десятилетнего возраста, с тех пор, когда она лишилась
способности ходить, тело блаженной более не росло. Не имея
возможности передвигаться, она, однако, могла переворачиваться с
бока на бок, шевелить ручками и брать небольшие предметы. Святая
легко и свободно разговаривала и знала наизусть множество молитв,
акафистов и церковных песнопений, которые исполняла удивительно
чистым и звонким детским голосом.
Каждый месяц блаженная причащалась Святых Христовых Таин,
приглашая к себе духовника – приходского священника. Несмотря на
телесную немощь, Матрона строго постилась. С 17 лет она не вкушала
мяса. Кроме среды и пятницы хранила воздержание и по понедельникам.
А в многодневные посты употребляла пищу в крайне малом количестве.
Святая глубоко уважала духовенство и к каждому священнику
относилась с особым благоговением. Но с появившимися после
революции раскольниками-обновленцами была очень сурова.
Находясь безвыходно в своей комнатке, Матреша знала о многих
угодниках Божиих, рассеянных по лицу земли Русской, и, очевидно,
пребывала с ними во внутреннем благодатном общении. Духовным взором
она провидела сокровенные тайны каждого из своих посетителей и
советовала людям именно то, что было им полезно и необходимо в
зависимости от их душевного устроения, нужд и жизненных
обстоятельств. Одних – учила и наставляла, других – обличала и
раскрывала им их грехи и пороки, третьих – ободряла и утешала,
четвертых – предупреждала, указывая последствия ошибочных действий,
намерений и стремлений, пятых – исцеляла от болезней, – и всех
старалась направить на путь истинной, богоугодной христианской
жизни.
Как-то раз блаженная сказала одной из своих почитательниц:
«Я ведь теперь не Матрена, а Мардария…» Утверждали, что
святая была тайно пострижена в иноческий чин Саровскими старцами,
но точных свидетельств этого пока не обнаружено.
О последних днях и кончине блаженной Матроны известно
следующее. Летом 1935 года в Белькове было заведено дело против
«попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой».
Началось оно с доноса одного из жителей Касимова на священника
Николая Правдолюбова в связи с рукописной книгой о блаженной,
собранной и подготовленной им и его братом к печати. Были
арестованы 10 человек, власти постановили лишить свободы и
блаженную Матрону. Из 300 жителей села намерение безбожников
поддержали 24 активиста.
За блаженной отправили машину. Войдя в дом, неверующий
председатель сельсовета поднял Матронушку с ее дощатой постели.
Святая закричала тоненьким голоском, и народ оцепенел. «Ой,
какая легкая!» – вырвалось у мужчины. В ответ на эту реплику
старица прорекла: «И твои детки такими легкими будут».
Предсказание блаженной исполнилось – после ее ареста дети
председателя-безбожника перестали расти. Протоиерей поселка
Гусь-Железный отец Серафим, хоронивший одного из сыновей этого
человека, свидетельствовал, что тот отличался необычайно маленьким
ростом.
По дороге в город автомобиль, на котором везли подвижницу,
дважды ломался, но в конце концов прибыл на место назначения. Из
Касимова ее вскоре увезли в Рязань, а оттуда – в Москву, где
угодница Божия пробыла около года. Предположительно, она находилась
в Бутырской тюрьме, но недолго, поскольку почти все заключенные
стали почитать ее как святую. Арестанты обращались к вере, пели
акафисты и молились, и власти решили изолировать
Матронушку.
По другим данным, подвижница исцелила безнадежно больную мать
следователя, который вел ее дело, и тот сумел добиться ее
освобождения как умирающей, после чего мученицу поместили в дом
престарелых.
Так или иначе, документально зафиксировано, что блаженная
Матрона скончалась от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936
года в Доме инвалидов-хроников имени Радищева, недалеко от храма
Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине.

В книге «Православные чудеса в ХХ веке» описывается
знаменательный случай, произошедший около 1930 года с Сергеем
Алексеевичем Никитиным, будущим епископом Стефаном. Сергей
Алексеевич попал в концлагерь, и, поскольку он был врачом, ему
поручили заведовать медпунктом. К заключенным будущий Владыка
относился милосердно – многих освобождал от работ, отправляя в
больницу. На него кто-то донес, и Никитину грозило продление срока
в лагере до 15 лет.
Одна из медсестер-заключенных, знакомая с блаженной Матроной
Анемнясевской, посоветовала ему молитвенно обратиться к подвижнице.
Сначала это показалось Сергею Алексеевичу странным и похожим на
колдовство: как может услышать его какая-то больная старушка на
таком большом расстоянии? Но все же во время прогулки он прошептал
свое прошение в сторону Рязанской области. И вскоре в руководстве
лагеря произошли неожиданные перемены: того, кто намеревался
продлить Никитину срок, сняли с должности, назначив другого, не
знакомого с делом, что избавило исповедника от дальнейшего
заключения.
Освободившись, Сергей Алексеевич первым делом отправился в
Рязанскую область искать блаженную Матрону. Расспросив о ней
местных жителей, он нашел ее дом в Анемнясеве. «Здравствуй,
Сереженька, – сказала старица, назвав незнакомого человека по
имени, – это ты меня тогда звал, ну, рассказывай, как
живешь...»
Прославление святой блаженной Матроны Анемнясевской
совершилось в Касимове 9/22 апреля 1999 года. Сначала она была
причислена к лику святых Рязанской епархии, а на Юбилейном
Архиерейском Соборе 2000 года канонизирована в сонме новомучеников
и исповедников Церкви Русской для общецерковного почитания. Подвиг
ее святости сочетает в себе пример необычайного терпения и образ
истинного исповедничества.
Подготовила Ксения Миронова
По книге священников Николая
и Владимира Правдолюбовых
«Житие святой блаженной Матроны
Анемнясевской». М., 1999.
___________________
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной
прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с
православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее
на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу
Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих
интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц,
является практически единственным источником актуальной и
взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств
к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем
оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты
«Православный Крест» и ее читателям.
Телефон редакции: 89153536998.
См.также: