Прикоснувшиеся к Солнцу - 1

топ 100 блогов bogachkova195709.12.2023

В Доме русского зарубежья им. А. Солженицына выставочный проект «Прикоснувшиеся к Солнцу. В поисках стиля: авангард и реализм в среднеазиатском искусстве. 1920-1960-е годы», посвящённый уникальному явлению в искусстве – туркестанскому авангарду, который вобрал в себя не только традиции русской академической художественной школы и русской философии, но также и многогранное революционное футуристическое искусство России начала XX столетия, с привнесением традиций узбекского орнаментализма и яркости восточных красок.

Александр Волков. Персиянка. 1916. Холст, масло. Музей Востока.
Александр Волков. Персиянка. 1916. Холст, масло. Музей Востока.

Всего на выставке около 60 произведений живописи и графики художников-авангардистов. А строится экспозиция вокруг работ трех больших художников – «трех мушкетёров»: Александра Волкова, Виктора Уфимцева и Александра Николаева (Усто-Мумина), создателей целой художественной школы XX века в советском Туркестане.

Искусство Востока уникально, оно кардинально отличается от Западного смыслом, содержанием, сутью, способом передачи и изобразительным языком. Но диалог между Востоком и Западом существует. К «плодам» этого союза и можно отнести творчество художников Туркестанского авангарда — закономерная линия развития широко известного и крайне популярного явления как «Русский авангард». Туркестанский край стал для художников-авангардистов, приехавших из России, «землёй обетованной». Они здесь жили, творили, вдохновлялись красками и традициями этой древней и великой земли.

Александр Волков. Красный натюрморт. 1927. Холст, масло, лак, темпера. Музей Востока.
Александр Волков. Красный натюрморт. 1927. Холст, масло, лак, темпера. Музей Востока.

Начну обзор с Александра Волкова (1886-1957) - непререкаемого гения, сумевший передать сакральное звучание молитвы изобразительными средствами. Скульптурные, почти острые изломы его мазков, усиленные светотеневыми решениями красок: непривычных глазу, вырванных из синевы ночного неба, куда устремлялся взгляд мятущегося художника в поисках ангелов, в оправдании демонов.

Александр Волков. Чайхана. 1922-1923. Холст на фанере, масло. Музей Востока.
Александр Волков. Чайхана. 1922-1923. Холст на фанере, масло. Музей Востока.

Но мистицизм на картинах Волкова солнечный и радостный. Он не искал смысла бытия, а стремился к созерцательной радости. Именно он создал «вторую Троицу» и «Гранатовую Чайхану», а его «Караваны» — поэтично-цветовые декларации нового мира в идеальном прочтении - мира, где не будет войн и катастроф, а лишь будущее сияющее счастье.

Александр Волков. Караван. 1920. Бумага, акварель. Коллекция А.А. Волкова.
Александр Волков. Караван. 1920. Бумага, акварель. Коллекция А.А. Волкова.
Александр Волков. Женщины. 1921. Бумага, темпера, масло. Коллекция А.А. Волкова.
Александр Волков. Женщины. 1921. Бумага, темпера, масло. Коллекция А.А. Волкова.
Александр Волков. Танец. 1924. Холст, масло. Частная коллекция.
Александр Волков. Танец. 1924. Холст, масло. Частная коллекция.
Александр Волков. У арыка (Вечер). 1946-1956. - Цветы. Натюрморт. 1944. Обе: Холст, масло. Коллекция А.А. Волкова.
Александр Волков. У арыка (Вечер). 1946-1956. - Цветы. Натюрморт. 1944. Обе: Холст, масло. Коллекция А.А. Волкова.
Александр Волков: Пейзаж с деревом. 1930-е. Бумага, акварель. Фонд Марджани. - Вечерний пейзаж. 1946. Картон, масло. - Закат II. 1946-1947. - Чайхана. 1946-1956. Последние две: Фанера, масло. Коллекция А.А. Волкова.
Александр Волков: Пейзаж с деревом. 1930-е. Бумага, акварель. Фонд Марджани. - Вечерний пейзаж. 1946. Картон, масло. - Закат II. 1946-1947. - Чайхана. 1946-1956. Последние две: Фанера, масло. Коллекция А.А. Волкова.

А как мне нравятся «полосатые» картины Волкова и его серия «Восточный примитив».

Александр Волков. Соколиная охота. 1918. Холст на картоне, масло. Коллекция С.С. Язычьяна.
Александр Волков. Соколиная охота. 1918. Холст на картоне, масло. Коллекция С.С. Язычьяна.
Александр Волков. Люди у мечети. 1918. Картон, масло, карандаши. Фонд Марджани.
Александр Волков. Люди у мечети. 1918. Картон, масло, карандаши. Фонд Марджани.
Александр Волков. Узбекские мужчины. Из цикла «Эскизы к легендам». 1917. Бумага, акварель, карандаш. Фонд Марджани.
Александр Волков. Узбекские мужчины. Из цикла «Эскизы к легендам». 1917. Бумага, акварель, карандаш. Фонд Марджани.
Александр Волков. Караван. 1917. Бумага, акварель. Коллекция А.А. Волкова.
Александр Волков. Караван. 1917. Бумага, акварель. Коллекция А.А. Волкова.
Александр Волков. Солнце. Из серии «Восточный примитив». 1918-1920. Бумага, темпера. Коллекция А.А. Волкова.
Александр Волков. Солнце. Из серии «Восточный примитив». 1918-1920. Бумага, темпера. Коллекция А.А. Волкова.
Александр Волков. Беседа под веткой граната. Из серии «Восточный примитив». 1918-1919. Картон, темпера, масло. Музей Востока.
Александр Волков. Беседа под веткой граната. Из серии «Восточный примитив». 1918-1919. Картон, темпера, масло. Музей Востока.
Александр Волков. Общество. Из серии «Восточный примитив». 1918-1919. Картон, темпера, масло. Музей Востока.
Александр Волков. Общество. Из серии «Восточный примитив». 1918-1919. Картон, темпера, масло. Музей Востока.

Во времена учёбы в Петербурге Александр Волков увлёкся Михаилом Врубелем. Специально ездил в Киев, где посетил Кирилловскую церковь, расписанную создателем «Демонов». Рассказывал, как ложился на пол и рассматривал фрески. Сторож заметил, что юноша приходит каждый день: «Вижу, вы любите Врубеля. У меня остались его сухие краски, я их подарю». Этот пигмент до сих пор хранится у наследников художника. Эту любовь Волков сохранил до конца дней. На выставке работы Волкова, посвящённые Врубелю, дополнены майоликовой фигуркой работы самого Врубеля.

Александр Волков. Портрет Врубеля. 1955. Фанера, масло. - Михаил Врубель. Ассириец. 1898. Майолика. Частная коллекция. - Александр Волков. Демон. 1916. Бумага, акварель. 1,3 - Коллекция А.А. Волкова.
Александр Волков. Портрет Врубеля. 1955. Фанера, масло. - Михаил Врубель. Ассириец. 1898. Майолика. Частная коллекция. - Александр Волков. Демон. 1916. Бумага, акварель. 1,3 - Коллекция А.А. Волкова.

Следующий художник - Виктор Уфимцев (1899-1964) - бунтарь-футурист, один из основателей историко-революционного жанра в Узбекистане, стал даже председателем Союза художников УзССР. Уфимцев развешивал свои кубические творения на ветвях деревьев и карнизах домов. Надевал экзотические одежды и путешествовал на крыше поезда, дрался и писал манифесты. В середине жизни стал чиновником, от которого зависела жизнь художников Средней Азии, а в конце жизни — вновь уловивший возвращение «авангарда» автор контрастных гуашей с синим восточным набором Ташкента, Тандера, Индии и Афганистана.

Виктор Уфимцев. Море и мандарины. Джерва. 1920-е. Бумага, гуашь. Коллекция Л.Л. Агафоновой.
Виктор Уфимцев. Море и мандарины. Джерва. 1920-е. Бумага, гуашь. Коллекция Л.Л. Агафоновой.
Виктор Уфимцев. Дыня с виноградом. 1936. Холст, масло. Коллекция Л.Л. Агафоновой.
Виктор Уфимцев. Дыня с виноградом. 1936. Холст, масло. Коллекция Л.Л. Агафоновой.
Виктор Уфимцев. Шахи-Зинда. 1923. Картон, темпера. Коллекция Л.Л. Агафоновой.
Виктор Уфимцев. Шахи-Зинда. 1923. Картон, темпера. Коллекция Л.Л. Агафоновой.
Виктор Уфимцев. Самарканд. Шахи-Зинда. 1959. Бумага, гуашь. Частная коллекция.
Виктор Уфимцев. Самарканд. Шахи-Зинда. 1959. Бумага, гуашь. Частная коллекция.
Виктор Уфимцев. Хива. 1957. Холст, масло. Коллекция Л.Л. Агафоновой.
Виктор Уфимцев. Хива. 1957. Холст, масло. Коллекция Л.Л. Агафоновой.
Виктор Уфимцев. Полдень. 1950. Холст, масло. Частная коллекция.
Виктор Уфимцев. Полдень. 1950. Холст, масло. Частная коллекция.
Виктор Уфимцев. Рождённый в дороге. Холст, масло. Коллекция Ю.В. Вербицкой.
Виктор Уфимцев. Рождённый в дороге. Холст, масло. Коллекция Ю.В. Вербицкой.
Виктор Уфимцев: В мастерской художника. Холст, масло. - Дорога через посёлок. 1961. Бумага, гуашь. 1,2 - Коллекция Л.Л. Агафоновой. - Девушка с жемчужной серёжкой. 1951. Холст, масло. Частная коллекция.
Виктор Уфимцев: В мастерской художника. Холст, масло. - Дорога через посёлок. 1961. Бумага, гуашь. 1,2 - Коллекция Л.Л. Агафоновой. - Девушка с жемчужной серёжкой. 1951. Холст, масло. Частная коллекция.
Виктор Уфимцев. Женщины. Тунис. 1963. Бумага, гуашь. Коллекция Л.Л. Агафоновой.
Виктор Уфимцев. Женщины. Тунис. 1963. Бумага, гуашь. Коллекция Л.Л. Агафоновой.

В 1931 году Уфимцев создал серию гуашей «Турксиб», признаваемую искусствоведами одной из вершин его творчества.

Виктор Уфимцев. Джетысув. Из серии «Турксиб». 1931. Бумага, гуашь, карандаш. Фонд Марджани.
Виктор Уфимцев. Джетысув. Из серии «Турксиб». 1931. Бумага, гуашь, карандаш. Фонд Марджани.
Виктор Уфимцев. Станция. Из серии «Турксиб». 1931. Бумага, гуашь. Фонд Марджани.
Виктор Уфимцев. Станция. Из серии «Турксиб». 1931. Бумага, гуашь. Фонд Марджани.

Продолжение в следующем блоге – Прикоснувшиеся к Солнцу. Часть 2.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Жертвенным "АГНЦАМ" нашего мира. Мы, как невеста в свадебном уборе, Пытаемся одется в чистоту. Но, корчимся от окружающей нас боли, Которая взрывает белоснежную мечту. Идём на солнце, но среди тумана, Для красок с розовым ...
1. На днях выяснилось, что главную мировую транспортную артерию – Суэцкий канал – довольно легко заткнуть. Для этого достаточно ветреной погоды и одного крупного корабля. И вот грузы на десятки миллиардов долларов встали в многодневную пробку, а в новостях радостно сообщают о каждом ...
Жарким июльским вечером на работе искали психа, который не откажется через 10 часов вылететь на Ямал и сделать репортаж, потом тут же вернуться в москву. Этим психом оказалась я) Ха, но я только в самолете узнала что лечу не на сутки, как ...
В этом году впервые создали условия, чтобы люди отмечали Новый год на улицах и в парках, как в Европе-Америке. Известно, что в Рио-де-Жанейро Новый год отмечают на пляжах, в Париже - на Елисейских полях, в Нью-Йорке - на Таймс-сквер. А мы чем хуже? Да хоть тем, что у нас - не Бразилия. ...
Говорил на днях со знакомым урбанистом. По его мнению, рано или поздно обгоны в городах запретят. Вот едет перед тобой автомобиль, и пристраивайся за ним сзади с той скоростью, с какой он едет. Обгонять не нужно, доедешь так. Аргументы в обоснование своей точки зрения мой знакомый ...