Прикоснувшиеся к Солнцу - 1
bogachkova1957 — 09.12.2023В Доме русского зарубежья им. А. Солженицына выставочный проект «Прикоснувшиеся к Солнцу. В поисках стиля: авангард и реализм в среднеазиатском искусстве. 1920-1960-е годы», посвящённый уникальному явлению в искусстве – туркестанскому авангарду, который вобрал в себя не только традиции русской академической художественной школы и русской философии, но также и многогранное революционное футуристическое искусство России начала XX столетия, с привнесением традиций узбекского орнаментализма и яркости восточных красок.
Всего на выставке около 60 произведений живописи и графики художников-авангардистов. А строится экспозиция вокруг работ трех больших художников – «трех мушкетёров»: Александра Волкова, Виктора Уфимцева и Александра Николаева (Усто-Мумина), создателей целой художественной школы XX века в советском Туркестане.
Искусство Востока уникально, оно кардинально отличается от Западного смыслом, содержанием, сутью, способом передачи и изобразительным языком. Но диалог между Востоком и Западом существует. К «плодам» этого союза и можно отнести творчество художников Туркестанского авангарда — закономерная линия развития широко известного и крайне популярного явления как «Русский авангард». Туркестанский край стал для художников-авангардистов, приехавших из России, «землёй обетованной». Они здесь жили, творили, вдохновлялись красками и традициями этой древней и великой земли.
Начну обзор с Александра Волкова (1886-1957) - непререкаемого гения, сумевший передать сакральное звучание молитвы изобразительными средствами. Скульптурные, почти острые изломы его мазков, усиленные светотеневыми решениями красок: непривычных глазу, вырванных из синевы ночного неба, куда устремлялся взгляд мятущегося художника в поисках ангелов, в оправдании демонов.
Но мистицизм на картинах Волкова солнечный и радостный. Он не искал смысла бытия, а стремился к созерцательной радости. Именно он создал «вторую Троицу» и «Гранатовую Чайхану», а его «Караваны» — поэтично-цветовые декларации нового мира в идеальном прочтении - мира, где не будет войн и катастроф, а лишь будущее сияющее счастье.
А как мне нравятся «полосатые» картины Волкова и его серия «Восточный примитив».
Во времена учёбы в Петербурге Александр Волков увлёкся Михаилом Врубелем. Специально ездил в Киев, где посетил Кирилловскую церковь, расписанную создателем «Демонов». Рассказывал, как ложился на пол и рассматривал фрески. Сторож заметил, что юноша приходит каждый день: «Вижу, вы любите Врубеля. У меня остались его сухие краски, я их подарю». Этот пигмент до сих пор хранится у наследников художника. Эту любовь Волков сохранил до конца дней. На выставке работы Волкова, посвящённые Врубелю, дополнены майоликовой фигуркой работы самого Врубеля.
Следующий художник - Виктор Уфимцев (1899-1964) - бунтарь-футурист, один из основателей историко-революционного жанра в Узбекистане, стал даже председателем Союза художников УзССР. Уфимцев развешивал свои кубические творения на ветвях деревьев и карнизах домов. Надевал экзотические одежды и путешествовал на крыше поезда, дрался и писал манифесты. В середине жизни стал чиновником, от которого зависела жизнь художников Средней Азии, а в конце жизни — вновь уловивший возвращение «авангарда» автор контрастных гуашей с синим восточным набором Ташкента, Тандера, Индии и Афганистана.
В 1931 году Уфимцев создал серию гуашей «Турксиб», признаваемую искусствоведами одной из вершин его творчества.
Продолжение в следующем блоге – Прикоснувшиеся к Солнцу. Часть 2.
|
</> |