Николай Милиоти. Избранное
bogachkova1957 — 06.12.2023В Третьяковской галерее выставка художника-символиста Николая Милиоти (1874-1962), чьё имя долгое время оставалось в тени его друзей и единомышленников Павла Кузнецова, Петра Уткина, Николая Сапунова, Сергея Судейкина и Мартироса Сарьяна. Небольшая экспозиция (всего один зал) избранных произведений к 150-летию со дня рождения художника знакомит зрителей с творчеством, которое он создавал на рубеже XIX и XX столетий и которое вошло в историю отечественного искусства с названием «Серебряный век».
Конечно, полного представления о творчестве и о личности Милиоти эта выставка не даёт. Но лучше так, чем ничего. Особую часть наследия мастера составляют графические работы, рисунки сопровождают тексты его дневников, которые он вёл с юности.
Милиоти учился в Московском училище живописи, ваянии и зодчества, где его учителями были Сергей Иванов, Абрам Архипов, Валентин Серов, Константин Коровин, Исаак Левитан. Милиоти был художником-символистом, он вошёл в содружество «Голубая роза», выставка которого состоялась в Москве в 1907 году и стала самым значимым событием тех лет, определив стилистику новой эпохи. Голуборозовцы объединились вокруг художника Павла Кузнецова, их так и называли «кузнецовцы».
Из автобиографических заметок: «Я родился в 1874 году в Москве на Воздвиженке, в живописной татарской столице с сорока сороками церквей и часовен. Я происхожу из очень богатой семьи промышленников со стороны моего отца и из военного дворянства со стороны матери. Фамилия, которую носят члены моей семьи происходит от старинного византийского царского рода Комненов, которые жили в Стамбуле и после падения империи. Самое имя Miliotter означает милосец – житель древнегреческого острова Милос, где высеклась из мрамора прекраснейшая Венера. Именно здесь проживали те, чья кровь течет в моих жилах».
«В моей одинокой, до краёв переполненной счастливой и долгой жизни я прошёл мимо человеческой славы, мимо земного благополучия и блистательных возможностей. Но я не оскудел, не потерял ни одного из даров. Моё счастье в жизни, моя защита – это вечно присутствующая ангельски прекрасная мечта о красоте» - Из дневника художника.
В августе 1914 года Милиоти был призван в армию. В своих дневниках он пишет: «Я всегда поражался, как самый мирный, добрый человек, войдя в железные условия войны, делает зло бессознательно и почти добросовестно».
После Революции 1917 года Милиоти обращается к Александру Бенуа с просьбой о ходатайстве перед наркомом Анатолием Луначарским о вручении ему охранной грамоты для свободного переезда в Крым. С 1918-1920 гг. он был Председателем комиссии по охране художественных ценностей Крыма. Из письма Милиоти жене: «Лелечка, моя родная. Я взял на себя громадное и страшно рискованное дело – весь художественный Крым. Составил громадную комиссию, взял 50 сотрудников, основал два музея, получил ассигнования на 700 000 рублей. Всё это так ответственно и так рискованно ввиду непрочности всего, что не знаю выйду ли из этого».
В 1920 году Милиоти принял решение покинуть родину: «Погибла Россия, разбитая на части, занятая нашествием врага, сама в руках страшных безумцев, без путей сообщения, без суда, без права, без закона, голодная и обнищавшая. Главари её - утописты с плоскими лбами до затылка, страстно уверенные в пришествии Царства Божия на земле. Вокруг молодые, крепкие псы - карьеристы, большевистская чернь, тупая, невежественная, злая и вонючая».
Сначала он жил в Софии, где его мастерскую посещал царь Борис, с 1921 по 1922 гг. работал в Берлине. В 1923 г. переселился в Париж, где гостями его мастерской на площади Сорбонны были Поль Валери, Райнер Мария Рильке, Андре Моруа. Но он всегда мечтал вернуться на родину, французского подданства он так и не принял.
В 1957 году в его мастерской на площади Сорбонны начался пожар, многие картины художника погибли. Николай Дмитриевич Милиоти умер в полной нищете в 1962 году, похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, на его надгробии изображена голубая роза. После смерти художника почитательница его таланта Л. Панаева отправила сохранившиеся картины в Москву.
«Если я умру, я прощаю всех и прошу простить меня…», - Дневник №35. 1939.
«Жизнь не остановится после нашего исчезновения. Как мила мне Россия, ее леса, ее поля, ее цветы, птицы и люди! Глядя на эти лёгкие, тёмные, прозрачные тени на зелёной траве и песке дорожек, вспоминаю я русский пейзаж и Левитана. Пусть я исчезну. Ни солнце, ни весеннее возрождение, ни травы, ни звери не исчезнут – все вечно – и счастье было жить среди них назначенную мне жизнь на земле!».
Стилизованные галантные сцены на полотнах Милиоти вовлекают зрителя в атмосферу изысканной куртуазности XVIII столетия: высокие причёски и пышные кринолины дам, изящные позы кавалеров, парки, фонтаны, фейерверки… Критики одобрительно писали про «тонкие мозаичные переливы Милиоти», отмечали лёгкий, каскадом льющийся мазок, предающий «живую энергию письма».
Важнейшую часть творческого наследия Милиоти составляют портреты. Художник писал: «Творчество – в жанре отвлеченном, фантастическом. Портреты – в реальном». Особенно много портретов написано им в годы эмиграции.
Исключительную по значимости группу составляют автопортреты художника. Они – история его сложных, изменчивых состояний, что переживает человек творческой судьбы, соединённый с общей трагической жизнью мира. Автопортретов у Милиоти – десятки, живописных, графических, и каждый из них отражает его самоощущение на разных этапах жизни.
Интересны театральные эскизы Милиоти, представленные на выставке, для постановки Гофманиады, правда, неосуществлённой.
На выставке показаны фотографии Милиоти с шутейными подписями к ним. Надпись на обороте первого фото: «Эта фотография снята экспромтом, когда я писал один у себя… Потому я такой растерзанный и небритый, но я похоже люблю эту фотографию». Подпись на лицевой стороне второго: «Этот дагерротип просто содран со старой carte d’identite – с печатью на щеках».
Вот такая небольшая выставка Николая Милиоти к его 150-летию со дня рождения.
|
</> |