Мария Васильева. Возвращение домой

топ 100 блогов bogachkova195728.11.2023

В Московском музее современного искусства - первая в России монографическая выставка художницы-авангардистки Марии Васильевой (1884-1957) «Возвращение домой» из собрания Эдуарда Мордуховича. В экспозиции более 50 живописных и графических работ, многие из которых ранее никогда не демонстрировались в рамках публичных проектов. Вот ещё одно имя нашей соотечественницы, совершенно незаслуженно забытое в России, мы открываем для себя.

Мария Васильева. Цирк в Париже. 1920-е. Холст, масло.
Мария Васильева. Цирк в Париже. 1920-е. Холст, масло.

Впервые я познакомилась с работами этой удивительной женщины на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина Музы Монпарнаса. Уроженка города Смоленска, русская парижанка, Васильева вошла в историю мирового искусства по именем Мари Васильефф. За успехи на художественном поприще и для продолжения образования в Париже в 1905 году она получила стипендию вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, и с этого года, с небольшими перерывами, творческая, да и личная жизнь Марии Васильевой были связаны со столицей Франции.

Мария Васильева. Церемония. 1918. Бумага, гуашь. - Без названия. 1959. Дерево, масло.
Мария Васильева. Церемония. 1918. Бумага, гуашь. - Без названия. 1959. Дерево, масло.
Мария Васильева. Жан Кокто. 1930. Коллаж, смешанная техника. - Официанты в «La Coupole». 1930. Смешанная техника.
Мария Васильева. Жан Кокто. 1930. Коллаж, смешанная техника. - Официанты в «La Coupole». 1930. Смешанная техника.

В первые два года пребывания в Париже она училась у Анри Матисса, а также посещала уроки художественной академии La Palette, параллельно работая корреспондентом многих российских газет. 1909 год стал поворотным в жизни художницы. В этом году она впервые приняла участие в выставках Осеннего салона и салона Независимых, опубликовала очерк об Анри Матиссе в 6-м выпуске знакового отечественного журнала об искусстве «Золотое руно» (говорят, именно после этой статьи Сергей Щукин обратил внимание на мало кому тогда известного французского художника), отправилась в одно из многих путешествий по Европе (в каждой стране её особенно интересовало народное искусство), а также стала адептом «неистового и лирического кубизма», считая Ж. Брака и П. Пикассо своими личными друзьями.

Мария Васильева. Постер к балету Жана Берлина. 1923. Дерево, масло.
Мария Васильева. Постер к балету Жана Берлина. 1923. Дерево, масло.
Мария Васильева. Пьета. 1924. Холст, масло.
Мария Васильева. Пьета. 1924. Холст, масло.

Дружба с первыми лицами парижской художественной сцены подтолкнула ее в 1910-м году к организации Русского литературно-художественного общества в Париже. Тогда же Мария Васильева стала главой Русской художественной академии на Монпарнасе (Авеню дю Мэн, 54), а двумя годами позже в своей мастерской, расположенной чуть дальше по той же улице (Авеню дю Мэн, 21), организовала Свободную русскую академию, переименованную затем в Academie Vassilieff (Академию Васильевой). По сути, Академия Васильевой была скорее открытой студией (или клубом), действующей по принципу свободной работы, без преподавания.

Мария Васильева. Любитель искусства. 1927. Холст, масло. - Два поэта. 1928. Бумага на доске, смешанная техника.
Мария Васильева. Любитель искусства. 1927. Холст, масло. - Два поэта. 1928. Бумага на доске, смешанная техника.

В мастерской Васильевой на авеню дю Мэн частыми гостями были Пикассо, Брак, Модильяни, Сутин, Цадкин, Макс Жакоб, Хуан Грис и Анри Матисс, а в 1913 году две лекции о современном искусстве в ней прочитал Фернан Леже. На волне увлечения авангардными течениями в искусстве, в 1912–1913 годах Мария Васильева познакомилась с «амазонками авангарда» Любовью Поповой и Надеждой Удальцовой.

В 1914-м году, с самого начала Первой мировой войны, Мария Васильева пошла работать медсестрой во французский Красный крест, а также организовала на базе собственной академии знаменитую благотворительную столовую для бедствующих художников «Cantine des artistes», обед там стоил менее 65 сантимов, 75 — с вином.

Мария Васильева. Голубая мадонна. - Черная дева с птицей. Обе: 1930-е. Смешанная техника.
Мария Васильева. Голубая мадонна. - Черная дева с птицей. Обе: 1930-е. Смешанная техника.

Богемная жизнь и благотворительность не мешали художнице заниматься искусством. 1915–1916 годы в ее творчестве — основной период увлечения авангардной стилистикой, в том числе кубизмом и лучизмом. В это время, несмотря на войну, Васильева посетила Россию, чтобы принять в 1915 году участие в знаковой выставке «0,10» в Петрограде, где рядом с «Черным квадратом» Казимира Малевича она экспонировала шесть своих кубистических работ. А в 1916 году 11 кубистических работ художницы были представлены на авангардной выставке «Магазин» в Москве, организованной Владимиром Татлиным.

Мария Васильева. Внуки художницы за рисованием. 1949. - Ребёнок с игрушками. 1920-е. Обе: Холст, масло.
Мария Васильева. Внуки художницы за рисованием. 1949. - Ребёнок с игрушками. 1920-е. Обе: Холст, масло.

В 1918 году, после заключения Брест-Литовского мирного договора, Марию Васильеву, как гражданку России, выслали из Парижа в Фонтенбло; там в начале 1920-х она вплотную занялась прикладным искусством, в том числе дизайном мебели, оформлением театральных постановок и даже вышивкой на заказ.

Мария Васильева. Портрет. 1950-е. Смешанная техника. - Портрет Ивонн де Галль. Французская опера. 1925. Фанера, темпера.
Мария Васильева. Портрет. 1950-е. Смешанная техника. - Портрет Ивонн де Галль. Французская опера. 1925. Фанера, темпера.

В 1920-е и особенно в 1930-е годы ее работы становятся все более плоскостными, даже графичными, декоративными, как по средствам выражения, так и по сюжетам, которые начинают включать в себя элементы мистицизма и сюрреализма.

Мария Васильева. Любовь. 1939. Смешанная техника.
Мария Васильева. Любовь. 1939. Смешанная техника.
Мария Васильева. Возвращение домой

Крайне сложно обозначить единый стиль творчества Марии Васильевой. Она прошла значительный путь, полный поисков и экспериментов с различными стилистическими направлениями, отвечающими духу времени. Начав с близкого к абстрактному кубистического искусства, к концу жизни художница пришла к новаторскому сюрреализму — именно в этом стиле выполнены ее поздние работы.

Мария Васильева. Натюрморт с головой телёнка. 1940-е. Холст, масло.
Мария Васильева. Натюрморт с головой телёнка. 1940-е. Холст, масло.
Мария Васильева. Эскиз тарелки с обнажённой девушкой. 1945. Картон, гуашь.
Мария Васильева. Эскиз тарелки с обнажённой девушкой. 1945. Картон, гуашь.

Данная выставка Марии Васильевой наглядно иллюстрирует все метаморфозы живописного стиля художницы. Произведения на выставке сгруппированы по темам, ставшими ключевыми для Васильевой в разные периоды творчества: это полотна с традиционными сюжетами, вступающими в диалог с классическими шедеврами эпохи Возрождения, жанровые и бытовые сцены, портреты, а также эскизы к монументальным панно и декоративные композиции, близкие к орнаменту и графическому дизайну.

Мария Васильева. Натюрморт. 1940-е. Холст, масло.
Мария Васильева. Натюрморт. 1940-е. Холст, масло.
Мария Васильева. Скульптура в саду. 1950. Бумага, акварель, гуашь.
Мария Васильева. Скульптура в саду. 1950. Бумага, акварель, гуашь.
Мария Васильева. Невеста из Кань-сюр-Мер. 1941. Холст, масло. - Портрет Марии Лауры Ноэйль. 1946. Дерево, масло.
Мария Васильева. Невеста из Кань-сюр-Мер. 1941. Холст, масло. - Портрет Марии Лауры Ноэйль. 1946. Дерево, масло.
Мария Васильева. Молодая женщина у моря. 1940-е. Холст на доске, масло.
Мария Васильева. Молодая женщина у моря. 1940-е. Холст на доске, масло.
Мария Васильева. Без названия. 1930. Смешанная техника. - Портрет мадам Жармен с дочкой и внуком. 1952. Бумага, гуашь, смешанная техника.
Мария Васильева. Без названия. 1930. Смешанная техника. - Портрет мадам Жармен с дочкой и внуком. 1952. Бумага, гуашь, смешанная техника.
Мария Васильева. Портрет. Кань-сюр-Мер. 1941. - Дама, пьющая чай на морском берегу. 1940-е. Обе: Холст, масло.
Мария Васильева. Портрет. Кань-сюр-Мер. 1941. - Дама, пьющая чай на морском берегу. 1940-е. Обе: Холст, масло.
Мария Васильева. Монахиня. 1950. Бумага, акварель, гуашь. - Женщина с цветком. 1950. Бумага, гуашь, пастель.
Мария Васильева. Монахиня. 1950. Бумага, акварель, гуашь. - Женщина с цветком. 1950. Бумага, гуашь, пастель.

В 1930 году художница переехала на юг Франции и в Париж вернулась уже после Второй мировой войны, в 1946 году, однако ее творчество продолжало играть весомую роль в культурной жизни города и страны. В 1925 году работы Марии Васильевой участвовали в международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже, в 1928–1930 годы прошли персональные выставки в Лондоне и Риме. Она даже решилась открыть музей собственного искусства — Vassilieff Museum. В 1955 году ее первая ретроспективная выставка была проведена галереей Haut-Pave в Париже.

До самой смерти в 1957 году Мария Васильева оставалась неотъемлемой частью художественной жизни Монпарнаса. В год ее кончины друзья-художники организовали посмертную ретроспективу художницы в галерее Haut-Pave. В 1998 году в помещении бывшей студии Марии Васильевой был открыт Музей Монпарнаса, а самой студии придан статус мемориальной. Но, к сожалению, в 2021 году Villa Vassilieff официально закрылась.

Распятие Иисуса. 1950-е. Холст, масло.
Распятие Иисуса. 1950-е. Холст, масло.
Мария Васильева. Без названия. 1932. Бумага, карандаш, масло. - Без названия. 1950-е. Бумага, акварель.
Мария Васильева. Без названия. 1932. Бумага, карандаш, масло. - Без названия. 1950-е. Бумага, акварель.
Мария Васильева. Без названия. 1950-е. Смешанная техника.
Мария Васильева. Без названия. 1950-е. Смешанная техника.
Мария Васильева. Монстр. 1950-е. Дерево, масло.
Мария Васильева. Монстр. 1950-е. Дерево, масло.
Мария Васильева. Композиция с лицами. 1947. Бумага, карандаш.
Мария Васильева. Композиция с лицами. 1947. Бумага, карандаш.
Мария Васильева. Синяя птица. 1950. Дерево, масло.
Мария Васильева. Синяя птица. 1950. Дерево, масло.
Мария Васильева. Пьер Васильев. 1956. Холст, масло.
Мария Васильева. Пьер Васильев. 1956. Холст, масло.

Использованные источники: Газета «Коммерсантъ» №238 от 25.12.2020; Парижская школа 1905-1932. Из музеев и частных собраний Парижа, Женевы, Москвы. Каталог выставки ГМИИ имени А.С. Пушкина. М. : Сканрус, 2011; russianparis.com, artinvestment.ru.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Преисполнен достоинства))) ...
Что такое линейный корабль и какое вообще отношение к флоту имеют какие-то линии? Попробуем разобраться. На боевых кораблях дистанционное оружие — сначала просто лучники, а затем и баллисты с катапультами — имелось ещё во времена Античности. Однако играло оно лишь вспомогательную роль, ...
Попытка отбуксировать горящий в Ионическом море паром "Norman Atlantic" закончилась неудачей. Трос, на котором буксир Marietta Barretta тянул горящий паром, оборвался. Сейчас паром пытаются заново присоединить к одному из четырех буксиров, после чего он, вероятнее всего, будет направл ...
СРОЧНО продается земля. Земля расположена на востоке Европы и севере Азии.Площадь земли 17 075 400 км². площадь суши: 16 995 850 км², площадь  в одной поверхности: 79 400 км².Координат товара 60° 00' с.ш. 100° 00' в.д.  90,5 % земли занимает суша а 9,5 % вода.Земля ...
Тоже рецепт взят из интернета. Разошлось блюдо на УРА! Народ не мог понять из чего ...