Испанская коллекция

топ 100 блогов bogachkova195719.11.2023

В ГМИИ им. А.С. Пушкина выставка «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев» – масштабный проект, организованный ГМИИ и Эрмитажем. Показывают более 50 работ великих испанских художников XVI–XIX веков.

Испанская коллекция

Начинается выставка, естественно, с Белого зала, оформленного так, что он напоминает базилику: приглушенный свет, пурпурные стены, за рядами колонн — картины на библейские сюжеты и полотна с образами святых. В центре воображаемый алтарь с окружённой ангелами Девой Марией, героиней «Непорочного зачатия» кисти Бартоломе Эстебана Мурильо. Этого художника называют последним большим мастером золотого века испанского искусства, который пришёлся на XVI и на первую половину XVII столетия. «Непорочное зачатие» и ряд других работ Мурильо прибыли на выставку из Эрмитажа — в «Белом зале» они заняли целую стену.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Непорочное зачатие (Эскиличе). 1645-1655. Холст, масло. Эрмитаж.
Бартоломе Эстебан Мурильо. Непорочное зачатие (Эскиличе). 1645-1655. Холст, масло. Эрмитаж.

Религиозную тематику в Белом зале поддерживают большинство работ: здесь можно рассмотреть выносной крест-распятие конца XIV века и расписанный деревянный бюст святой Кристины, редкий пример проникновения фламандского придворного стиля в искусство Испании.

Выносной крест-распятие. Бургос. Конец XIV – начало XV в. Медь с позолотой, вставки в технике выемчатой эмали. - Неизвестный испанский мастер. Святая Кристина. 1520-1530. Дерево, полихромная роспись. Оба: ГМИИ.
Выносной крест-распятие. Бургос. Конец XIV – начало XV в. Медь с позолотой, вставки в технике выемчатой эмали. - Неизвестный испанский мастер. Святая Кристина. 1520-1530. Дерево, полихромная роспись. Оба: ГМИИ.

С полотна Эль Греко назидательно смотрит святой Бернард - у этой картины непростая судьба, она сменила несколько владельцев, а в 1945 году была обнаружена советской трофейной бригадой в бункере Берлинской картинной галереи. «Святой Бернард» отправился в СССР в качестве репарации и долгие годы хранился в закрытых фондах Эрмитажа, в то время как на Западе картина считалась погибшей во время Второй мировой войны.

 Эль Греко (Доменикос Теотокопулос). Святой Бернард. 1579. Холст, масло. Эрмитаж.
Эль Греко (Доменикос Теотокопулос). Святой Бернард. 1579. Холст, масло. Эрмитаж.

Эль Греко был мастером маньеризма — художественного направления, для которого характерны вытянутые пропорции фигур, замысловатые позы, насыщенные цвета и необычные эффекты, связанные с освещением или перспективой. Часто такие работы кажутся зрителям странными и тревожными.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Святая Екатерина Александрийская. 1650-е. Холст, масло. ГМИИ.
Бартоломе Эстебан Мурильо. Святая Екатерина Александрийская. 1650-е. Холст, масло. ГМИИ.

«Бегство в Египет», «Распятие», «Благовещение», «Христос и Иоанн Креститель в детстве» — большинство произведений Мурильо посвящены религиозным сценам. Но есть у художника картины и бытового жанра. Например, на выставке «Мальчик с собакой» встретился с «Девочкой-продавщицей фруктов» — эти работы Мурильо написал примерно в одно и то же время, и они считаются парными, так как похожи по стилю и композиции. Однако в начале прошлого века их разъединили: произведения из собрания Эрмитажа передавали в коллекции других музеев, и «Девочка» переехала в Пушкинский.

Бартоломе Эстебан Мурильо: Мальчик с собакой. 1650-е. Эрмитаж. - Девочка - продавщица фруктов, 1655-1660. ГМИИ. Холст, масло.
Бартоломе Эстебан Мурильо: Мальчик с собакой. 1650-е. Эрмитаж. - Девочка - продавщица фруктов, 1655-1660. ГМИИ. Холст, масло.

Есть на выставке и барочные работы испанских последователей Караваджо - Хусепе де Риберы и Франсиско де Сурбарана.

Хусепе де Ривера. «Се, Человек!». 1632-1634. Холст, масло. Эрмитаж.
Хусепе де Ривера. «Се, Человек!». 1632-1634. Холст, масло. Эрмитаж.
Хусепе де Рибера: Святой Онуфрий – пустынник. Около 1650. Холст, масло. ГМИИ. - Философ. 1640-е. Холст, масло. Тверская областная картинная галерея.
Хусепе де Рибера: Святой Онуфрий – пустынник. Около 1650. Холст, масло. ГМИИ. - Философ. 1640-е. Холст, масло. Тверская областная картинная галерея.
Франсиско де Сурбаран. Святая Юста (Руфина). 1645-1650. Холст, масло. Смоленский музей-заповедник.
Франсиско де Сурбаран. Святая Юста (Руфина). 1645-1650. Холст, масло. Смоленский музей-заповедник.

Вообще-то экспозиция формирует образ Испании - католической, сдержанной, временами мрачной и бедной, но преданной традициям и хранящей веру в идеал.

Двигаясь в продолжении выставки по колоннаде второго этажа здания музея, почувствуешь себя как в анфиладе какого-нибудь дворца — с портретов на стенах на тебя смотрят аристократы и монархи. Среди наиболее заметных работ — «Портрет графа-герцога де Оливареса» Диего Веласкеса и «Портрет инфанта Карлоса II в детстве» Себастьяна Барнуэво.

Себастьян Эррера Барнуэво. Портрет инфанта Карлоса II в детстве. 1666-1668. Холст, масло. Эрмитаж.
Себастьян Эррера Барнуэво. Портрет инфанта Карлоса II в детстве. 1666-1668. Холст, масло. Эрмитаж.

А какие разные ангелы на картинах Антонио Переды, то маленькие озорные амуры, как на картине «Кающаяся Мария Магдалина», то могущественные защитники, который закрывают собой младенца от притаившегося демона на полотне «Ангел-хранитель».

Антонио де Переда-и-Сальгадо. Кающаяся Мария Магдалина. 1640. ГМИИ. - Ангел-хранитель. 1646. Эрмитаж. Холст, масло.
Антонио де Переда-и-Сальгадо. Кающаяся Мария Магдалина. 1640. ГМИИ. - Ангел-хранитель. 1646. Эрмитаж. Холст, масло.

На время выставки воссоединились и натюрморты того же Антонио Переды - «Натюрморт с часами» и «Натюрморт с поставцом» из Эрмитажа и Пушкинского.

Антонио де Переда-и-Сальгадо. Натюрморт с часами. 1642. Холст, масло. ГМИИ.
Антонио де Переда-и-Сальгадо. Натюрморт с часами. 1642. Холст, масло. ГМИИ.
Антонио де Переда-и-Сальгадо. Натюрморт с поставцом. 1652. Холст, масло. Эрмитаж.
Антонио де Переда-и-Сальгадо. Натюрморт с поставцом. 1652. Холст, масло. Эрмитаж.

Следующий маленький зал полностью посвящён творчеству Франсиско Гойи - мастера эпохи романтизма. Здесь представлена его живопись и графика, в том числе позднего периода — наиболее мрачного в его карьере.

Франциско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Портрет актрисы Антонии Сарате. 1810-1811. Эрмитаж. - Женский портрет (Портрет художницы Лолы Хименес?). 1808-1812. ГМИИ. Обе: Холст, масло.
Франциско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Портрет актрисы Антонии Сарате. 1810-1811. Эрмитаж. - Женский портрет (Портрет художницы Лолы Хименес?). 1808-1812. ГМИИ. Обе: Холст, масло.
Франциско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Карнавал. Холст, масло. ГМИИ.
Франциско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Карнавал. Холст, масло. ГМИИ.
Франциско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Искушение. Между 1825 и 1828. Бумага, черный мел, карандаш. ГМИИ.
Франциско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Искушение. Между 1825 и 1828. Бумага, черный мел, карандаш. ГМИИ.

Отвлекусь немного на произведения декоративно-прикладного искусства, а к живописи мы ещё вернёмся.

Прикладное искусство Испании гармонично соединяет в себе, с одной стороны, средневековые и ренессансные европейские традиции, с другой – мусульманскую культуру, которая исторически сильно повлияла на развитие искусства Пиренейского полуострова. Традиционный испано-мавританский стиль представлен кабинетом с откидной крышкой.

Кабинет с откидной крышкой на закрытой подставке такийон. Кастилия. XVII в. Орех, железо, кость, бархат. ГМИИ.
Кабинет с откидной крышкой на закрытой подставке такийон. Кастилия. XVII в. Орех, железо, кость, бархат. ГМИИ.

Очень хороша керамика. Блюда и тарелки выполнены в испано-мавританском стиле с применением люстрирования — метода росписи, при котором используются краски с добавлением металлов. После обжига предметы, покрытые люстром, обретают перламутровый блеск.

Вверху – два блюдо-жаровни. Валенсия, Манисес. Конец XV – начало XVI в. Глина, оловянная глазурь, роспись люстром. ГМИИ.
Вверху – два блюдо-жаровни. Валенсия, Манисес. Конец XV – начало XVI в. Глина, оловянная глазурь, роспись люстром. ГМИИ.
Декоративная тарелка. Кастилия, Талавера-де-ла-Рейна. Конец XVI – начало XVII в. Глина, оловянная глазурь, роспись кобальтом и охрой. ГМИИ.
Декоративная тарелка. Кастилия, Талавера-де-ла-Рейна. Конец XVI – начало XVII в. Глина, оловянная глазурь, роспись кобальтом и охрой. ГМИИ.
Ваза-фонтан. Кастилия, Талавера-де-ла-Рейна. Первая половина XVII в. Глина, оловянная глазурь, роспись глазурью. ГМИИ.
Ваза-фонтан. Кастилия, Талавера-де-ла-Рейна. Первая половина XVII в. Глина, оловянная глазурь, роспись глазурью. ГМИИ.

Влияние европейских традиций прослеживается в мебели, оформленной «кордовской кожей» с тиснением.

Кресло и стул. Испания или Португалия. Вторая половина XVII в. Орех, кожа, медь. ГМИИ.
Кресло и стул. Испания или Португалия. Вторая половина XVII в. Орех, кожа, медь. ГМИИ.
Фрагмент тиснения «кордовской кожи».
Фрагмент тиснения «кордовской кожи».

Ещё один зал познакомит нас с испанской живописью рубежа XIX и XX веков. Кисти самого крупного представителя исторического жанра Франциско Прадильи принадлежит эскиз к его огромному полотну «Хуана безумная у гроба Филиппа Красивого» из собрания Музея Прадо.

Франсиско Прадилья-и-Ортис. Хуана безумная у гроба Филиппа Красивого. Эскиз. 1876. Холст, масло. ГМИИ.
Франсиско Прадилья-и-Ортис. Хуана безумная у гроба Филиппа Красивого. Эскиз. 1876. Холст, масло. ГМИИ.

Мариано Фортуни, испанский виртуоз и вестник импрессионизма представлен на выставке несколькими работами. Фортуни был широко известен в России в XIX веке. Павел Чистяков, один из самых талантливых русских педагогов живописи и рисунка, на занятиях по акварели вдохновлял своих учеников работами испанца. В его мастерской Михаил Врубель был удостоен прозвища «Фортуни» за акварельную технику, напоминающую приёмы испанского мастера.

Мариано Фортуни-и-Марсал. Заклинатели змей. 1870. Дерево, масло. ГМИИ.
Мариано Фортуни-и-Марсал. Заклинатели змей. 1870. Дерево, масло. ГМИИ.

«Заклинатели змей» - картина, которую Сергей Третьяков приобрёл за баснословные даже по тем временам 110 тыс. фунтов. Кстати - ваза-фонтан, показанная выше, прежде была в личной коллекции Фортуни.

В художественной и интеллектуальной среде Испании на рубеже XIX и ХХ веков сосуществовали два способа отношения к действительности, и именно искусство, философия и литература делили страну на «Черную» и «Белую». О «Черной Испании» заговорили в 1898 году, когда была опубликована одноименная книга бельгийского писателя и поэта Эмиля Верхарна. Живопись «Черной Испании» представлена на выставке картиной Игнасио Сулоага «Испанки в ложе», а солнечная и приятная для глаза работа импрессиониста Хоакина Сорольи «Приготовление изюма» является демонстрацией направления «Белая Испания».

Игнасио Сулоага. Испанки в ложе на Пласа-де-Торос. 1901. Холст, масло. ГМИИ.
Игнасио Сулоага. Испанки в ложе на Пласа-де-Торос. 1901. Холст, масло. ГМИИ.
Хоакин Соролья-и-Бастида. Приготовление изюма. 1900. Холст, масло. ГМИИ.
Хоакин Соролья-и-Бастида. Приготовление изюма. 1900. Холст, масло. ГМИИ.

Последний зал выставки представляет нам — в полумраке, между скульптур, мерцающие голубым блеском две картины: «Святой Иоанн Креститель» (1610-е) Эль Греко и «Старый еврей с мальчиком» (1903) Пабло Пикассо.

Эль Греко. Святой Иоанн Креститель. 1610-е. - Пабло Пикассо. Старый еврей с мальчиком. 1903. Обе: Холст, масло. ГМИИ.
Эль Греко. Святой Иоанн Креститель. 1610-е. - Пабло Пикассо. Старый еврей с мальчиком. 1903. Обе: Холст, масло. ГМИИ.

Между картинами — несколько столетий, практически весь классический период испанской живописи. В то же время работы перекликаются между собой: похожи позы провидца и нищего, в глазах обоих читается смирение перед своей участью. Ослепший нищий старик с лицом пророка и закутанный в покрывало мальчик с тем же смирением принимают свою участь, как и Иоанн Креститель, чья фигура, как большая алтарная свеча, возвышается над плоским земным пейзажем. Совпадение — это не случайно — оно не только символически «закольцовывает» выставку, но и напоминает о том, что в юности Пикассо вдохновлялся творчеством Эль Греко, почти весь «голубой период» Пикассо восходит к диалогу с мастером.

Испанская коллекция

«Греко – это зов, Греко – это молитва, Греко – это взгляд узника сквозь зарешеченное окошко тюрьмы. Греко – это ныряльщик за жемчугом, и если его островерхие фигуры в каменных георгинах испанских воротников склоняются к телу графа Оргаса, то очень скоро они примут прежнюю позу и, словно подсолнухи, опять вытянутся навстречу солнцу. «Небесные фигуры я сделаю длинными». Земные фигуры в Греко тоже удлиняются. Их затягивает в горний водоворот. Они словно хотят восстановить связь видимого с невидимым, хотят, чтобы девственный лес опьянённых восторгом рук и ног заполнил no man’s land непролазных лиан. Их пронзает только молния», - Жан Кокто. Миф об Эль Греко. 1943.

Здесь в полумраке зала выставлена деревянная скульптура с полихромной росписью – особая, очень характерная часть художественного наследия Испанской империи. Типичный пример такой скульптуры, отличающейся крайним натурализмом и тщательной проработкой деталей – статуи «Святой Марии Магдалины» и «Святая Роза Лимская».

Педро де Мена. Святая Мария Магдалина. XVII в. - Святая Роза Лимская. Испания или Латинская Америка. Конец XVII – начало XVIII в. Обе: Дерево, полихромная роспись. ГМИИ.
Педро де Мена. Святая Мария Магдалина. XVII в. - Святая Роза Лимская. Испания или Латинская Америка. Конец XVII – начало XVIII в. Обе: Дерево, полихромная роспись. ГМИИ.

Парафразом с деревянной скульптурой звучит скульптура ХХ века работы Альберто Санчеса – мастера, чья жизнь долгие годы была связана с Россией. Ещё в 1938 году он приехал в СССР преподавать рисование в школах для детей испанских республиканцев. В 1957 году он выступал художником-консультантом на съёмках фильма Григория Козинцева «Дон Кихот». В 1967 году прошла его персональная выставка в этом же здании – в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Альберто Санчес Перес. Женщина с воронёнком. - Кастильская женщина. Обе: 1958-1960. Железо, дерево. ГМИИ.
Альберто Санчес Перес. Женщина с воронёнком. - Кастильская женщина. Обе: 1958-1960. Железо, дерево. ГМИИ.

В конце немного об истории коллекций испанского искусства в России. Основная глава связана с Эрмитажем, где коллекция испанской живописи начала создаваться ещё в XVIII веке; сегодня она насчитывает более 150 работ и является самой крупной за пределами Испании. Собрание начало формироваться с единичных поступлений в составе приобретённых Екатериной II коллекций Иоганна Эрнста Гоцковского, графа Генриха Брюля, лорда Уолпола. Затем в начале XIX века Александр I приобрёл 84 испанские картины у антиквара Уильяма Кузвельта, в чьей галерее в Амстердаме он лично отобрал часть произведений. Это стало основой испанского собрания Эрмитажа, которое пополнялось до начала ХХ века из разных источников – как европейских, так и российских.

Испанская коллекция Пушкинского музея формировалась фрагментарно и на 150 лет позже – с момента создания в 1924 году Картинной галереи. В 1920–1930-х годах поступали произведения из Румянцевского музея, из дворца графов Шуваловых в Санкт-Петербурге, а также из других национализированных частных собраний. Коллекция картин испанских художников XIX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина на выставке показана в полном составе.

Своеобразным продолжением этой выставке стала другая выставка «Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков», которая проходит в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина. Экспозиция рассказывает, как испанские мотивы проявлялись в работах русских художников.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Менты позорные схватили ребенка и поволокли в каталажку. Для перепуганной уличными протестами власти даже мальчик, читающий на улице стихи, страшен. Пидарасы, конечно, перестарались. Таких погононосцев Путин недавно назвал дураками, а президент Медведев в свою бытность называл ...
Привет! В прошлый раз ни с кем не сложилось, пишу еще раз. Буду рада отдать выращенные мной цветочки в добрые руки.Во-первых, зебрины: ( номера 1 и 2 )(ПРО ЗЕБРИНУ, о полезных свойствах)Во-вторых, герани (по-научному - пеларгонии): (номера слева ...
Жители Одинцово вновь выступают против точечной застройки во втором микрорайоне города. Прошлое обращение вроде бы возымело действие - прокуратура провела проверку, нашла нарушения... Однако на ход работ это пока никак не повлияло - хотя разрешение на строительство должны были ...
Всем доброго дня! Завершилась очередная игра в центоны-негативы, комментарии раскрыты. Большое спасибо всем участникам, а также st_partizan за тестирование игры! Надеюсь, что разгадывание понравилось
В 2014 году белый трюфель весом 1,89 кг был продан на аукционе Sotheby's за 61 250 долларов. До сих пор это самый большой найденный трюфель! Однако этот гриб мог стоить намного дороже. Из-за большого урожая в результате обильных дождей в Италии, оптовые цены упали на 50% по сравнению с ...