Причастие
palaman — 20.01.2024 Вопрос от православного с Украины:> Хочу поднять как никогда актуальный вопрос: для чего христиане причащаются? В Евангелие написано - творите это в моё воспоминание. Я считаю так, что для молитвы Иисусовой, помогает осознать. Впрочем, молитва без Евхаристии бесполезна, так и Причастие без молитвы тоже бесполезно.
Ответ:
Неразумные дети и взрослые причащаются, чтобы получить Благодать, которая действует в каждом приобщившемся, независимо от того, сознаёт ли он, что происходит, молится или не молится.
Кающиеся (=молящиеся) причащаются, чтобы избежать прельщения, ведь пока человек не достиг чистоты сердца, он может быть обманут врагом. Для нас Причастие критерий Истины.
Достигшие чистоты сердца причащаются, чтобы получить Просвещение, так как о них сказано: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Достигшие обожения причащаются по Причине, которая непостижима для тех, кто обожения не достиг.
> Какія основныя правила для таинства Причастія? Сколько передъ этимъ нужно поститься?
На разных приходах разные порядки. Поговорите со сященником того прихода, где Вы собираетесь причаститься.
Дело в том, что в разные эпохи В Церкви были разные традиции подготовки к причастию. Так что сегодня можно найти основания для самых разных практик.
Настоящий же смысл этого разнообразия в том, что подготовка в Причастию — дело индивидуальное. Здесь трудно установить какие-то общие правила, и это решается Промыслом (то есть, как бы случайно): к кому Вы подойдёте, кто что скажет или посоветует.
Мой совет: молитесь Самому Господу о Причастии.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, сподоби мя неосужденно причаститися святых Твоих тайн.
Или совсем кратко, по-русски: Господи, Иисусе Христе, напои меня Твоею кровию.
Всё прочее устроит Сам Господь.
> В чём отличие католического причастия от православного?
Вне Православной Церкви причастия нет. Католическое причатие не является Причастием. С точки зрения Православия, тело и кровь Христа в Чаше это то самое Тело, которое висело на Кресте и та самая кровь, которая капала с Креста. Католичи же причащаются "сакраментальным" телом, которое отличаются от "исторического" тела Христа.
Это связано с разным пониманием самых фундаментальных философских категорий, таких как "ипостась". К сожалению, эта неправильная философия вкралась и в православное предание (предание человеческое), когда Лосский вслед за Болотовым сблизил понятия "ипостась" и "личность". Их последователи долшли до отождествления этих понятий и их богословие по сути уже мало чем отличается от богословия католиков.
> Почему такое трудно объяснимое отличие (которое я не совсем понимаю) между Ипостасью и личностью вдруг приводит к маловажности физического тела?
Понятие личности подразумевает наличие разума, в то время как для ипостаси разум роли не играет. Лошадь Македонского -- такая же ипостась, как и сам Македонский. более того, даже неживые предметы являются ипостасями, например, планета по имени Земля или звезда по имени Солнце.
Вот Христос умер и положен в гроб. Лежащее во гробе тело Христа ведь не является личностью. Ну тогда вопрос: присутствует ли Божество во гробе? Или во гробе лежит всего лишь труп, до момента Воскресенья не связаны с Божеством? для нормального православного человека даже сам вопрос звучит кощунственно. Понятно, что Сам Христос лежит в в Своём гробе. А для католика - это не очевидно, ведь личности Христа там нет. Потому и младенцев нельзя крестить, ведь их личность ещё не сформировалась -- протестанты так и делают, а католики крестят по традиции, но не причащают, не считают детей полноценными христианами, пока не сформируется личность и не пройдёт конфирмацию.
Или вот другой пример. Христос висит на кресте, и с креста капнула капля Крови. Если кто-то губами своими поймает эту каплю и выпьет, можно ли считать, что он причастился? Для православного человека тут нет вопроса, а для католика есть, и ещё какой. Католический богослов в ужасе замашет руками! ведь в капле крови нет личности Христа, какое тут может быть причастие?!
Так что личность и ипостась это два разных понятия, смешав которые между собой очень легко из Православного богословия получить католическое.
См. О работе ума
Психологическое Я это только разумная душа (сиречь дух).
Когда Я выхожу из тела, моё тело это не Я, а внешний объект. А выход из тела всем нам предстоит пережить. Это следствие греха. "Тело духовное" это тело, которому уже не суждено отделиться от души, тело бессмертное, вечное.
Сам Христос, идя на смерть, говорит: "Придите, ешьте тело Мое", тем самым разделяя Своё психологическое Я и Своё тело.
Отсюда же "во гробе плотью, во аде же душею". Тело Христа это часть Его ипостаси, не тождественной психологическому Я, что и делает возможным наше Причастие Его телу даже если мы не едины с Ним духом, как это случилось с Иудой, в которого после Причащения вошёл сатана, потому что таким был выбор его свободной воли. Не будь смерти, не было бы и Причастия. Кто умирает без Причастия, тот лишён плюсов нашего образа бытия, не будучи лишён его минусов.
Потому что с момента причащения Адама плоду смерти мы – на войне.
"Глупость на войне – самая дорогая вещь, за неё платят жизнью" – сказал Отважный Самурай у Куросавы.
Основа всякой человеческой философии – отделение важного от второстепенного.
И в Церкви, конечно, тоже есть вещи главные и есть вещи второстепенные.
Главные вещи в Церкви это Причастие и молитва. Из этих двух вещей самой главной является Причастие. Причастие требует участия в жизни Церкви. Недостаток Причастия невозможно заменить молитвой, так как в Причастии есть качество, которого нет в молитве: Причастие есть только в Церкви, оно основа церковного общения, ради него и существует Церковь. И если нет возможности прийти в храм, нужно пригласить священника домой.
Но вот уже вторая по важности вещь в Церкви не привязана к храму. Молиться можно и нужно на всяком месте, во всякое время, а любых обстоятельствах и при любом деле, без исключения.
Господь так устроил, чтобы мы были максимально независимы от Церкви и друг от друга, чтобы каждый из нас был автономной и самодостаточной боевой единицей. Ведь Церковь здесь на земле находится в состоянии войны: мы ведем войну с дьяволом.
При этом важно понимать, что умение вести боевые действия в одиночку или малыми группами требует спецподготовки. Искусство умной молитвы нужно осваивать, и это требует времени. А пока мы нуждаемся друг в друге и должны помогать друг другу. Поэтому надо использовать всякую возможность для совместных боевых действий. Интернет при всех своих недостатках дает нам новую возможность, о которой не могли и мечтать христиане прошлых веков: церковного общения на расстоянии. В том числе и молитвенного общения.
В этом и смысл Салона. Мне кажется совершенно неправильной идея назвать Салон "виртуальным храмом", "часовней" и прочее такое. Храм не может быть виртуальным, так как главный элемент храма – Причастие – является материальным. Часовня строится для какой-либо святыни. И даже простая "молельня" не обходится без икон. Виртуальный Салон же может содержать в себе только Благодать присутствия Бога, по Его слову: "где двое или трое собрались во имя Моё, там и Я посреди них", и ничего более. Заходя в Салон, мы можем оставаться в миру, в молве житейских попечений. Мы просто призываем имя Иисуса Христа, и призываем Его как минимум двое или трое, в этом весь смысл. Пока мы исполняем этот долг, наш Салон остаётся Православным. Когда перестаём, он становится пустым местом.