Прибрежные минные заградители типа KM

Приводимый ниже текст является переводом главы из книги Гарольда Фока (Harold Fock "Die Deutschen Schnellboote 1914-1945"). Довольно объемной, надо сказать. Полностью она тему не закрывает, зато содержит информацию, позволяющую сделать определенные выводы относительно их боевой ценности.
Иллюстрации взяты из разных мест, ибо в книге, как на зло, именно на этот тип нет ни одной схемы, а фотки не блещут качеством.

KM-3 и KM-4 в Пункасалми на Ладожском озере, 12 июля 1942 г.
Чтобы избежать этих недостатков и поддержать деятельность Люфтваффе летом 1941 года военно-морской флот вознамерился разработать небольшой быстрый активный минный заградитель, подходящий для использования с голландских, бельгийских и французских баз Ла-Манша. При его создании считались необходимыми:
Всего было построено 36 таких катеров, постройка серии завершилась к весне 1942 года.
В сотрудничестве с верфью «Lürssen» советник Дикманн разработал катер, производство которого не требовало больших затрат.
Корпус катера выполнялся V-образным, с двойной диагональной обшивкой из красного дерева, которое использовалось при серийном строительстве больших «шнелльботов». Катера имели длину 15,95/15,22 м, ширину 3,5/3,21 м, высоту борта 1,85 м, наибольшую осадку 1,1 м, нормальное водоизмещение 16 т и полное 19 т. Вооружение первоначально состояло из одного, с осени 1942 г. – двух 15-мм авиационных пулеметов (2000 патронов на каждый), четырех мин типа ТМВ в трубах-шахтах из легких сплавов, расположенных между двигателями, а также нескольких глубинных бомб и минных защитников. Для постановки мин требовалось откинуть две расположенные в днище заслонки, закрывавшие на ходу минные шахты.
Два нереверсивных четырехтактных 12-цилиндровых авиационных двигателя BMW-6V F-16/200 мощностью 550/650 л.с. вращали два гребных винта диаметром 0,575 м, позволяя катерам развивать скорость 30-32 уз без мин и 24 уз с минами. При запасе топлива 3,26 м3 дальность плавания составляла 280 морских миль на 24 узлах. Электрическая установка состояла из двух генераторов переменного тока с приводом от главных двигателей и четырех аккумуляторных батарей.
Оба главных мотора были рассчитаны только на движение вперед со скоростью не менее 12 узлов. Двигатель левого борта был жестко соединен с гребным валом, двигатель правого борта можно было отсоединить, чтобы иметь возможность подключать к гребному валу отдельный мотор «Steudel» в 30 л.с. для маневрирования в порту или на малых скоростях при открытых днищевых люках. Экипаж состоял из 8 человек.
Всего было заказано 36 катеров с номерами КМ-1 – КМ-36:
Из-за проблем с поставками двигателей завершение строительства катеров задержалось примерно на год. Во время строительства разразилась война с Россией, и вскоре стало очевидно, что германский флот, по-прежнему активно действовавший на Западе, испытывает значительную нехватку ударных сил, чтобы противостоять значительно превосходящим советским силам на всех морских театрах. Быстрое продвижение немецких армейских соединений и включение в зону боевых действий удаленных морских районов, таких как Финский залив и Черное море, натолкнули на мысль использовать на Востоке, по крайней мере, часть небольших, быстроходных и пригодных для перевозки по суше катеров типа КМ.
В рамках немецко-финского соглашения о ликвидации Ленинградского котла, фронт которого на юге уже примыкал к Ладожскому озеру у Шлиссельбурга, а на восточном берегу озера преобладали финские соединения, Верховное командование Вермахта (OKW) решило перебросить под Ленинград для ведения боевых действий на Ладожском озере флотилию катеров типа КМ, что являлось наилучшим и быстровыполнимым решением в качестве военной помощи Германии. Они должны были уничтожить многочисленные, хорошо вооруженные артиллерией советские сторожевые катера, охранявшие морской путь между Новой Ладогой и бухтой Морье.
В результате 31-я флотилия тральщиков под командованием корветтен-капитана резерва фон Рамма, которая после длительного участия в войне на Балтике временно находилась на Западе и состояла преимущественно из рыболовецких судов, получила первые готовые катера КМ с задачей в кратчайшие сроки испытать их по завершении строительства и подготовить к действиям, а затем организовать и осуществить их перевозку к Ладожскому озеру по морю и сушей.
При трезвом рассмотрении данное решение включало в себя множество серьезных плюсов и минусов.
В пользу предполагаемого использования катеров говорили:
Однако проблемами являлись:
1) одного 15-мм пулемета было совершенно недостаточно для уничтожения русских сторожевых катеров. Даже последующая установка второго 15-мм пулемета не давала им артиллерийского превосходства над русскими орудиями калибра от 40 до 76 мм;
2) для имевшихся донных мин с различными типами взрывателей (магнитный, акустический) требовалась глубина не более 10 м. Поскольку снабжение противника происходило в основном вдоль берега, то есть на небольшой глубине, а используемые русскими транспортные средства (паромы, баржи, плоты и т.д.) были построены преимущественно из дерева, использование мин с самого начала вызывало сомнения. Кроме того, любая операция по минированию в принципе имеет ценность только в том случае, если она проводится незаметно и остается незамеченной до тех пор, пока не будет произведен эффект. И для этого тоже были сугубо неблагоприятные перспективы:
а) в летние месяцы, до конца августа, стоят белые ночи; сумерки наступают не более чем на час;
Финны, которые ожидали получить плоскодонные мелкосидящие катера, пригодные для дневных и ночных операций у южного берега озера и оснащенные орудиями калибра от 40 до 76 мм, высказывали серьезные опасения, что плохо вооруженные в артиллерийском отношении катера типа КМ, предназначенные для постановки магнитных мин, не добьются большого успеха в борьбе против деревянных судов противника. Это мнение было передано Верховному командованию Вермахта и командиру 31-й флотилии тральщиков. В ответ было указано, что в наличии не имеется более подходящих катеров соответствующих размеров, пригодных для переброски наземным транспортом, и что кроме катеров типа КМ на Ладожском озере должны действовать принадлежавшие Люфтваффе вооруженные паромы Зибеля и итальянские торпедные катера 12-й флотилии MAS.
Хотя использование паромов Зибеля на озере могло иметь вполне реальную ценность, катера типа MAS, вооруженные одним 20-мм автоматом и двумя 450-мм торпедами, в конечном итоге оказались столь же бесполезными, как и катера типа KM. Поскольку русские суда двигались в основном близко к берегу, на глубинах 4-5 м, из-за малых глубин MAS в редких случаях могли стрелять торпедами. Короче говоря, катера типов MAS и KM с самого начала скорее изображали на озере «fleet-in-being», чем имели реальную боевую ценность...
Ввод в строй первого катера типа КМ был перенесен с марта на начало июня 1942 г. Уже первые ходовые испытания выявили серьезные недостатки, которые потребовали доработки:
Начальник торпедных катеров капитан 1 ранга Бютов еще в июне 1942 года, после участия в одном из первых ходовых испытаний, заявил, что об использовании катеров типа КМ в Ла-Манше и устье Темзы не может быть и речи из-за их непригодности к условиям театра, и что авиационные двигатели на малых катерах, вероятно, будут пригодны к эксплуатации только после длительных испытаний. Несмотря на это, штаб фюрера отклонил поддержанное ОКМ предложение начальника 31-й флотилии тральщиков, который считал, что из-за круглосуточного светлого времени на Ладожском озере катера можно будет применить только в середине августа, и имеющееся в запасе время следует использовать для устранения основных недостатков, в числе которых назывались:
Несмотря на все опасения, 19 июня 1942 г. четыре из первоначально запланированных шести катеров (КМ-3, КМ-4, КМ-8, КМ-22), которые вернулись поврежденными из последнего пробного выхода, были погружены в Киле на пароход «Зюдерау» (1453 брт) и отправлены в Финский залив. После прохождения своим ходом через Саймский канал катера были погружены с помощью специальных салазок на железнодорожные платформы перевезены по суше примерно на 30 км и снова спущены на воду в Лахденпохье при помощи слипа.
Катера, обозначенные как группа «С» 31-й флотилии тральщиков под командованием обер-лейтенанта цур зее Реймана, прибыли на озеро 7 июля 1942 г. Для экипажей, размещенных в палаточных лагерях и неоднократно подвергавшихся атакам русских самолетов, начался период непрерывных ремонтов, герметизации корпусов, чистки вооружения и т.д. На короткой и резкой волне Ладожского озера катера так сильно болтало при ветре в 3 балла, что даже прогибались днищевые створки. Поскольку на озере была только очень небольшая верфь в Сортавале, требовалось несколько недель полетов Ju-52, предоставленных 1-м Воздушным флотом, чтобы доставить запасные части и специалистов туда и обратно между Килем и Лахденпохьей. В силу этих обстоятельств, в конце концов, удалось добиться распоряжения, что два оставшихся катера, предназначенных для использования на Ладожском озере, будут отправлены только после того, как будет продемонстрирована их полная боеготовность. К середине августа 1942 года четыре катера, уже находившихся на Ладожском озере, были признаны боеготовыми.
Из-за малой потребности в минных заградителях значительная часть катеров была введена в строй как «прибрежные торпедные катера» (Küsten-Schnellboot) и получила по два 450-мм торпедных аппарата из легких сплавов в корме и один 20-мм автомат.
Некоторые катера использовались на Чудском озере в 1944 году, другие временно передавались Хорватскому флоту и организации Тодта.
Выведенные с Востока катера 31-й флотилии тральщиков, (КМ-3, КМ-4, КМ-19, КМ-22, КМ-29), были выведены из состава флота в Свинемюнде в ноябре 1944 года. Запрос сухопутных войск о том, может ли ВМФ предоставить три катера KM и шесть катеров KS с экипажами для поддержки армии на Мазурских озерах был отклонен командованием флота в связи с состоянием катеров. В конце войны они, как и некоторые катера на Дунае, попали в руки русским.
![Прибрежные минные заградители типа KM KM-boote [Groener].JPG Прибрежные минные заградители типа KM KM-boote [Groener].JPG](/images/main/pribrejnie-minnie-zagraditeli-tipa-km-61be07.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/1404892/1404892_600.jpg)
Схемы катеров из справочника Эриха Грёнера. Надо сказать, что там они перепутаны местами - пришлось подрихтовать в фотошопе.
![Прибрежные минные заградители типа KM KM-4 on slip in Punkasalmi 12.7.42 [4].jpg Прибрежные минные заградители типа KM KM-4 on slip in Punkasalmi 12.7.42 [4].jpg](/images/main/pribrejnie-minnie-zagraditeli-tipa-km-1e5a83.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/1403760/1403760_600.jpg)
![Прибрежные минные заградители типа KM KM-4 on slip in Punkasalmi 12.7.42 [5].jpg Прибрежные минные заградители типа KM KM-4 on slip in Punkasalmi 12.7.42 [5].jpg](/images/main/pribrejnie-minnie-zagraditeli-tipa-km-ef0775.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/1404087/1404087_600.jpg)
Два снимка спуска на воду KM-4 в Пункасалми, 12 июля 1942 г. Фотографии позволяют оценить форму корпуса.
![Прибрежные минные заградители типа KM KM-22 in Sortalahti 20.10.42 [1].jpg Прибрежные минные заградители типа KM KM-22 in Sortalahti 20.10.42 [1].jpg](/images/main/pribrejnie-minnie-zagraditeli-tipa-km-c1e57a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/1404293/1404293_600.jpg)
![Прибрежные минные заградители типа KM KM-22 in Sortalahti 20.10.42 [2].jpg Прибрежные минные заградители типа KM KM-22 in Sortalahti 20.10.42 [2].jpg](/images/main/pribrejnie-minnie-zagraditeli-tipa-km-12a586.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/1404663/1404663_600.jpg)
На этих двух фотографиях запечатлен KM-22 в Сорталахти 20 октября 1942 г. Катер несет вооружение из одного 15-мм и одного 7,92-мм пулеметов.

KS-5 (бывший KM-32) после переделки в торпедный катер. Он был передан хорватскому флоту на Адриатике.

Оин из катеров типа KS, действовавших на Адриатике. Помимо двух торпедных аппаратов катер несет авиационную турель с 20-мм пушкой и три 7,92-мм пулемета.
|
</> |