"Презрев опасности — вперёд!". Обзор военной драмы с Томом Хэнксом «Грейхаунд»
aleksei_turchin — 21.07.2020
На малые экраны вышел фильм «Грейхаунд» – военная драма, посвящённая американским морякам, везущим через Атлантику припасы для европейских союзников в рамках программы Ленд-лиз. Центральная фигура истории – капитан Эрнест Краузе: немолодой офицер, мобилизованный после катастрофы на базе Перл-Харбор для выполнения непростого задания – сопровождения конвоя и командования кораблём охранения – миноносцем Грейхаунд.
Чем интересна эта история?
Прежде всего тем, что миссия по конвоированию небольшой флотилии транспортных кораблей становится для Эрни Краузе первой в его карьере. Более того, командовать кораблём Краузе тоже предстоит впервые в жизни. Фильм, таким образом, сообщает нам бремя неопытности и страха перед неизвестным, что ложатся на плечи героя и которые вскоре предстоит разделить зрителю.
Вторым фактором, превращающим рядовую логистическую задачу в смертельную гонку, становится “Чёрная яма”.
Из небольшого ликбеза в самом начале фильма зрителю становится известен расклад сил на море. Отплыв достаточно далеко от американских портов и оказавшись всё ещё недостаточно близко к берегам Европы, конвой оказывался в так называемой “Чёрной яме” – пропащем месте, в котором корабли оставались без прикрытия с воздуха и становились лёгкой добычей для Волчьих стай – немецких субмарин.
Как военно-морской боевик оказывается не тем, чем кажется?
Оба козыря (второй в особенности) «Грейхаунд» разыгрывает без перерыва в самых разных комбинациях. Весь сравнительно небольшой хронометраж ленты посвящён не прекращающейся ни на минуту экранного времени череде стычек с вражескими подлодками. Все полтора часа фильма – в которые уместились три дня нахождения в “Чёрной яме” – забиты под завязку или самоотверженными попытками отбиться от атак неприятеля, или отчаянными поисками экипажем любых зацепок, которые бы помогли Грейхаунду первому обнаружить нацистов.
Подчеркну, что весь накал страстей в фильме перенесён с уровня созерцательного на уровень психологический: вместо масштабного морского боя с эффектной канонадой палубных орудий нас ждёт напряжённая интеллектуальная борьба капитана, радистов и дозорных, которые в условиях ужасного несовершенства техники должны ценой спасения вверенного конвоя каждый раз действовать на опережение.
Чем необычен герой?
Напряжение, которое придётся испытать зрителю, нарастает по экспоненте, и главным его проводником станет сам капитан Краузе. На протяжении всей миссии он толком не сможет ни поесть, ни поспать, ни покинуть свой пост – похоже, что лишь огромное чувство долга и не меньшая набожность позволяют ему из последних сил оставаться “в седле”.
На религиозности Краузе делается особый акцент: он молится даже перед тем, как съесть простой сэндвич; он запретил всем сквернословить; он приказывает – несмотря на опасность – устроить на палубе церемонию прощания с павшими и лично произносит поминальную речь с цитатами из писания. Более того, «Грейхаунд» стартует и завершается со сцен, в которых капитан молится в своей каюте.
Т.о., Краузе – с мягким характером, добрым сердцем и твёрдой верой – предстаёт необычным типом героя: он не радуется (вслед за командой) видом подбитой вражеской подлодки, а скорбит по каждому погибшему.
Вместо послесловия.
Первоначально планировалось, что фильм выйдет на широкие экраны ещё в марте, но пандемия внесла свои коррективы. Кинотеатральную премьеру сначала перенесли, а потом и вовсе отменили: на «Грейхаунд» обратили внимание продюсеры из телевизионного подразделения Apple, выкупили права на показ фильма и сделали эксклюзивом собственного стримингового сервиса AppleTV+.
В преддверии премьеры Том Хэнкс – который не только исполнил главную роль, но также написал для фильма сценарий – выразил своё глубокое сожаление, что «Грейхаунд» не попадёт на широкие экраны, и назвал ситуацию “абсолютным горем”. Мол, подобные фильмы надо смотреть только на широком экране в кинотеатре.
Поспешу успокоить всех, кого беспокоят подобные заявления – Хэнкс переживал совершенно зря. Потому что «Грейхунд» – это не про масштабы, картинку и звук. «Грейхунд» – это камерный аттракцион, который сначала утаскивает зрителя в самый мрак безнадёги и раз за разом проверяет наши нервы на прочность, а потом под занавес дарит (тут не удержусь от единственного спойлера) духоподъёмную развязку и закрепляет единственно правильный посыл – важна жизнь каждого бойца.
Даже если он давал присягу на верность Вермахту и Рейху.
• Свежие статьи можно получать через Telegram, Instagram, Facebook, Twitter или читать автора на Яндекс-Дзен.
|
</> |