Преступления и Наказания или Страшная Месть

Вчера у меня состоялся культпоход в театр. Как принято было говорить в прошлом, давали "Преступление и наказание ". В связи с этим я решил поделиться своими впечатлениями от театральных "Преступлений и наказаний" с которыми мне довелось столкнуться на протяжении моей театральной жизни.
Первая и вторая встречи были непосредственно связаны друг с другом.
В Московском театре на Таганке Юрием Любимовым была осуществлена инсценировка романа Достоевского. Спектакль долго пробивался сквозь дебри цензурно-бюрократических препонов и наконец в 1979 году состоялась премьера. Состав актёров, занятых в постановке был звёздным. Высоцкий, Демидова, Славина, Желдин, Шаповалов, Антипов и тогда ещё молодой и не слишком известный актёр Александр Трофимов, исполнявший главную роль.
В 1983 году Юрий Петрович Любимов был приглашён в Лондон на постановку того же самого "Преступления и наказания". Попутно Юрий Петрович дал интервью западным средствам массовой информации, в котором пожаловался на цензурные трудности в его творческом процессе. Таким образом с точки зрения Советской власти Преступление было совершено. Теперь должно было последовать Наказание. И оно не замедлило последовать. Дело закончилось тем, что Любимов был лишён советского гражданства и уволен из театра. На его место был назначен Анатолий Эфрос. Далее Наказание наступило не только для Любимова, но и для актёров труппы, которые блюдя преданность Любимову, по сути дела их предавшему, решили наказать Эфроса. Я за кулисами не присутствовал, но это хорошо показано в фильме Леонида Филатова "Сукины дети". Поскольку у меня нет никаких причин не верить непосредственному участнику этих событий Филатову, то принимаю показанное в фильме за абсолютную истину. Эфрос не пережил Наказания, сделав Преступление еще более омерзительным.
Но это было несколько позже. Поэтому с вашего позволения я вернусь в 1984 год. С лишением Любимова советского гражданства, требовалось очистить репертуар театра от его творений . Было это сделано весьма элегантно под предлогом закрытия старой сцены театра на капитальный ремонт. В связи с тем, что сценография почти всего любимовского репертуара была для старой сцены, то тем самым спектакли снимались с репертуара. Было это в мае 1984 года. Тогда были последние (как нам казалось) показы "Послушайте", "Преступления и Наказания", "Мастера и Маргариты". И мне довелось на все эти спектакли попасть. Произвели они на меня грандиозное впечатление. В первую очередь "Преступление и Наказание" и "Мастер и Маргарита". Несмотря на то, что Высоцкого, исполнявшего роль Свидригайлова на тот момент уже как 4 года не было в живых, Михаил Лебедев тоже оставил сильное впечатление. Трофимов-Раскольников, Желдин-Порфирий Петрович, Мармеладов-Антипов были великолепны. В спектакле очень бережно был сохранен дух Достоевского и это было хорошо, несмотря на то, что дух Достоевского весьма проблематичен. Например, в "Братьях Карамазовых" Любимову с духом Достоевского совладать не удалось. Чернуха получилась.
Театр "Гешер" славится тем, что самые выигрышные пьесы иногда превращаются в нечто абсолютно неудобоваримое. "Женитьба Фигаро" и "Добрый человек из Сезуана" тому яркие примеры. Хотя "Мастер и Маргарита" в виде мюзикла был очень не плох. Вчера настала очередь превратиться в мюзикл "Преступлению и Наказанию". И здесь все соответствовало объявленному в названии. Преступление происходило на сцене, наказываемыми были обитатели зрительного зала. Кроме весьма вольного обращения с драматургией, все это сопровождалось различными надерганными песнями на английском языке типа "Don't worry", исполняемыми под фонограмму. Сказать, что это было похабно-значит ничего не сказать. Справедливости ради надо заметить, что танцевали артисты хорошо. Особенно Порфирий Петрович. Общеизвестно, что Достоевский не слишком жаловал евреев, но то, что было показано нам в израильском театре, да еще и на иврите по-настоящему явилось Страшной местью Достоевскому и заодно всем нам. Все же добрее следует быть.