Преступление –наказание, и при чём тут свобода воли.

В прошлой теме зашёл интересный разговор на тему того, что преступление обязательно должно быть наказано, иначе безнаказанность будет порождать всё новые и новые злодеяния. Наказание обязательно должно быть как можно устрашающим, чтобы , как говориться, не только повлиять на поведение того, кто совершил проступок, но и остальным было не повадно.
На мой взгляд, насилие не может порождать ничего, кроме ещё большего насилия. Это идея не моя конечно, а Льва Николаевича, но она легла в основу антиколониального сопротивления Индии против Великобритании .
Сатьягра́ха (санскр. सत्याग्रह, IAST: satyāgraha, «стояние в истине», «держание за истину», «упорство в истине») — тактика ненасильственной борьбы за независимость в двух формах (несотрудничества и гражданского неповиновения).
Я не могу логически понять это, потому что выросла в обществе насилия, но интуитивно понимаю эту мысль, и стараюсь подтянуть логику из теории и своего опыта.
Чисто из наблюдения, делаем выводы, что всю историю человечества людей наказывают за проступки. Ну во всяком случае такие, какие уж реально не оспариваются ни одним, известным нам обществом: Убийство, воровство, ит.д . Но мы не знаем ни одной страны в мире, где не совершали бы эти преступления. Ни одной. Где то больше, где то меньше. То есть, можно определёнными мерами держать людей в страхе , но искоренить совсем не удается. И как-то нелепо вообще рассуждать, что человеческая цивилизация строилась на одном лишь страхе перед наказанием. Потому что страх-это так же первопричина агрессии. И кстати, это хорошо прослеживается в тоталитарных странах.
Значит , что то не так в Датском королевстве. А что не так? Вот тут попробуем разобраться, что влияет на поведение человека. Есть ли вообще свобода воли или это только призрачная мечта?
Этот вопрос поднимается многими философами и религиозными деятелями , а так же современными учёными. Например, религии многие утверждают, что всё в руках Бога и человек заложник своего греховного падения, и что свободой выбора обладает лишь Бог и Богочеловек, к чему простой смертный может лишь стремиться.
И учёные нейробиологи во многом тут согласны с религией, делая лишь поправку в том, что человек заложник своей природы и окружающей среды. Наш мозг принимает решение за несколько секунд до того, как человек это осознает.
Опять предопределённость и фатализм . Но то, насколько человечество противится этому детерминизму, уже говорит о том, что это бунт , что не всё так просто.
Так вот , я люблю слушать умных и интересных людей, и в комментах приведу интервью Сапольски. Роберт Моррис Сапольски — американский нейроэндокринолог, профессор в Стэнфордском университете, приматолог. Научный сотрудник в Национальном музее Кении.
В этом интервью, он доходчиво объясняет , что влияет на поведение человека. И насколько человек является заложником биологических и экологических факторов.
На мой взгляд всё не так уж и плохо . Даже если ваши гены , скажем так «не очень» , то наука не отменяет эпигенетические изменения.
Эпигенетика — раздел генетики, который изучает то, как наше поведение и окружающая среда влияют на работу наших генов. В отличие от генетических, эпигенетические изменения обратимы.
Я к чему это все подвожу. Мы возможно и не свободны совсем уж в своём выборе между добром и злом, но в наших возможностях изменить это и совсем не насильственным путём, а наоборот, гуманным , лишь только получив нужные знания.
|
</> |