Маленький секрет литературного метода
krylov — 15.12.2013Оригинал взят у langobard в Добился невозможного.
Толкиену удалось практически невозможное. Ему удалось изобразить Добро красивым, эстетически привлекательным, можно сказать, что эстетически совершенным. И почти не пошлым.
Это чуть ли не единственный такой подвиг в истории мировой литературы.
Почему ему это удалось? В том числе и потому, что Добро у него обладает каким-никаким, но чувством юмора. Впрочем, может быть это и есть единственная причина.
На самом деле, конечно, никаким "юмором" там и не пахнет. То есть вообще, в принципе. Думаю, Лангобард не смог бы привести ни одного убедительного примера "юмора" во "Властелине Колец" (про "Сильмариллион" я уж молчу: "Илиада" по сравнению с ним - развесёлое чтиво).
Толкиен воспользовался совершенно иным приёмом, действительно заслуживающим внимания.
А именно - он сгрёб в одну жменю все выработанные за предыдущее столетие литературные атрибуты Зла и Порока, которых как раз тогда научились изображать чертовски привлекательным. И аккуратно перенёс большинство этих атрибутов на "светлую сторону". Начиная с безжалостности и зашкаливающего высокомерия и кончая стилем и эстетикой. Так, например, толкиеновские эльфы весьма напоминают вампиров (разве что кровь не пьют, а кушают что-то вроде мацы
Нельзя сказать, что приём нов. Напротив, он старый и очень английский. По сути, используется базовый принцип, лежащий в основе английских "хороших манер", которые заимствованы из габитуса профессиональных преступников - конкретно, мошенников и шулеров. Шулер и мошенник обычно и ведёт себя именно "как англичанин" - он хладнокровен, невозмутим, держит покер-фейс, при этом умеет вызвать доверие и т.п. Разумеется, у толкиеновских персонажей уровень повыше. Ну так они там и не в картишки играют.
)(
|
</> |