«Преступление и наказание»

В новом «Преступлении и наказании» герои пользуются смартфонами и практикуют БДСМ. А на убийство Раскольникова толкает черт.
На «Кинопоиске» вышли первые четыре эпизода сериала «Преступление и наказание» с Иваном Янковским в главной роли. Его события разворачиваются в наши дни: старуха занимается микрокредитами, герои пользуются смартфонами и ходят в супермаркеты. Но при этом разговаривают фразами из книг XIX века.
К нищему питерскому студенту юрфака Родиону Раскольникову (Иван Янковский) является черт (Борис Хвошнянский) и предлагает способ выбраться из унизительного положения. Для этого всего лишь нужно убить никому не нужную жадную старуху-микрозаемщицу (Мария Смольникова). На ее деньги можно сделать столько хорошего, стольким людям помочь. Идея черта все больше соблазняет молодого Раскольникова, и вот уже в его руках оказывается топор.
Но не только он подвергается искушению хитрого беса. Сестра студента Дуня (Любовь Аксенова), работающая няней в семье сибирского олигарха Свидригайлова (Владислав Абашин) и его жены Марфы Петровны (Юлия Снигирь), тоже чувствует черный силуэт за своей спиной. Одна только кроткая Соня Мармеладова (Алена Михайлова), вынужденная пойти на панель, чтобы прокормить семью, не испытывает ни зла, ни зависти к другим людям.
Рассказчиком истории о муках Раскольникова является не кто иной, как черт, образ которого взят из другого романа Достоевского «Братья Карамазовы». Он же является и властелином душ в современном сюрреалистическом Петербурге, погрязшем в сумасшествии и безнадежности.
Например, черт рассказывает Раскольникову, что воплотился в двойника одного чиновника, а тот и обрадовался: «хитрить будем». Студент же, как будто впроброс, заявляет, что для многих война — это лекарство от низости.
Полубезумный персонаж Ивана Янковского постоянно куда-то бежит, неистово кричит на всех, бредит и сходит с ума. Это вовсе не Раскольников, которого мы помним по школьной программе, интеллектуал, решающий сложнейшие морально-нравственные вопросы бытия, а довольно жалкий юродивый, которым с легкостью манипулирует дьявол.
Мирзоев использует Достоевского, чтобы поговорить о сегодняшнем дне, но в то же время писатель мешает ему, как черт Раскольникову.
Казалось бы, сколько интересных параллелей можно было бы провести между романом и современностью, но ничего остроумнее, чем Свидригайлов — сибирский олигарх, Петр Лужин — любитель БДСМ-практик, а старуха — микрокредиторша, у сценаристов не вышло. Все это порой выглядит, как фанфик уставшего от уроков литературы старшеклассника.
Все-таки не случайно в один год вышли две экранизации классики (вторая — «Мастер и Маргарита»), в которых главная роль отводится дьяволу. Только кажется, что ни Булгаков, ни Достоевский уже не смогут помочь одолеть его.
|
</> |